ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ

Л.Б.ДЕНИСОВА.
Апатиты Мурманской обл.

СААМИ КОЛЬСКОГО ПОЛУОСТРОВА:
ПРОВИНЦИЯ ИЛИ ЦЕНТР КУЛЬТУРЫ?

Понятие провинции, особенно в России, оказывается многозначным. Наиболее существенна эта многозначность, когда речь идет о территориях заселения малыми народностями. Если та или иная территория заселена определенным народом и его самостоятельных поселений больше нигде на территории России нет, то как оценивать эти национально самостоятельные, относительно обособленные земли - считать их провинцией или же центром расселения самобытной народности, обладающей своей собственной уникальной культурой?

Вероятно, в разных подходах можно считать по-разному. Если оценивать эти поселки и города как удаленные от столицы России и ее ведущих культурных центров, тогда это - провинция. Если же видеть в них самостоятельный центр самобытной культуры и воспринимать столицу как район, удаленный от данного центра и не являющийся определяющим для его культурных традиций, то в этом случае сама столица России будет восприниматься как провинция по отношению к данному центру культуры.

В отношении Мурманской области такой вопрос возникает при соприкосновении с районом расселения народа саами. На территории России саамов около 1,9 тыс. человек, основная часть их проживает в Швеции и Норвегии (около 45 тыс.) и незначительная часть - в Финляндии (около 5 тыс.). Народ, исторически участвовавший в образовании финно-угорского этноса, обладает самобытной культурой, устойчивостью древних традиций и верований, самостоятельностью собственной экономики, неповторимостью облика повседневной одежды, украшений и бытовых приспособлений. Взаимосвязь местного центра культуры с отдаленной столицей трудно вычленить из общих коммуникаций. Скорее, здесь можно наблюдать связь как цепочку опосредующих эту коммуникацию центров. В процессе движения к столице информация о саамской культуре как бы рассеивается, утрачивает свой изначально концентрированный облик и попадает в ведущие центры и столичные города только в виде этнографических данных и обобщений, поступающих из рук специалистов-этнографов, но не прямым путем взаимосвязи и взаимодействия культур. Возникает впечатление однонаправленной связи, которая, возможно, характерна для каждой самобытной "провинции", но вместе с тем обладает способностью эту самобытную "провинцию" превращать самостоятельный центр. Такой "центр" способен "принимать" информацию, однако не возвращает в обмен свою собственную и в силу этого оказывается "невидимым", скрытым от глаз столиц, крупных центров, предоставленных собственному развитию. В этом смысле "центр" свободен в своем развитии от штампов и трафаретов, вырабатываемых в столицах и культурных центрах России.

© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4.
© Электронная публикация - Русский Журнал, 1998

Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Контекст.
http://www.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/provin.htm

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры