ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ
М.А.ЛИТОВСКАЯ. Екатеринбург.
ПОНЯТИЯ "РЕГИОНАЛЬНЫЙ" И "ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ" В БЫТОВАНИИ ИДЕЙ "ЕДИНОЙ ПРОВИНЦИИ".
Господствующее в обществе своеобразие словоупотребления связано обычно с выбором того или иного типа отношения к определенным явлениям действительности. Анализ сфер употребления понятий "региональное" и "провинциальное" показывает, что первое встречается преимущественно в официальных документах и научных текстах, являясь нейтральным, без выраженного оценочного значения, с жестко закрепленным содержанием. Употребление таких словосочетаний, как "региональная структура", "региональное производство", в последнее время "региональный рынок" связано с пониманием регионального как непохожего, своеобразного, чья уникальность базируется на специфике географического положения и связанных с этим положением природных и исторических условий.
Сферой употребления понятия "провинциальное" оказывается преимущественно публицистика различных типов, и само слово "провинциальное" обычно несет в себе более или менее скрытое оценочное значение. При этом спектр связанных с этим понятием оценок оказывается чрезвычайно широким. В зависимости от установки автора провинциальное оказывается синонимом "голубиной чистоты" и "средневековой дикости", "идиотизма сельской жизни" и "душевной чуткости". Но во всех случаях понятие "провинциальное" не столько подразумевает географическую закрепленность, сколько выражает некое психологическое состояние, умонастроение ("провинция души"). Ни о каком различии между отдельными "провинциальными" (в отличие от отдельных "региональных") обычно нет и речи, провинциальное существует как нечто единое, присущее всем, без различия исторических, географических и прочих условий. В общественном сознании существует образ некоей Единой Провинции, чье своеобразие проявляется только по отношению к Центру. Как уже отмечалось, Центр не существует как понятие географическое (столица), скорее как некое абстрактное средоточие Большой Культуры. Не случайно в последнее время все чаще встречается образ России как провинции цивилизованного мира, говорится о провинциальности, скажем, украинской культуры и т.п.
Централизованная унифицированная культура постепенно стерла границы между разными "провинциями", действительно оставив самобытность только в том, что именуется природными богатствами и историческим наследием, да и то, в лучшем случае, в полуразрушенном виде. В итоге регионально-самобытным действительно остаются лишь немногие "народные промыслы" да промышленность с рынком. Самобытность культуры разных областей отходит в область преданий, на смену ей приходит образ Единой Провинции, страны-провинции, главной целью которой оказывается борьба со своей провинциальностью. Необходимость этой борьбы доказывают различные средства массовой информации, как центральные, так и региональные; мощно налаженная пропаганда и слабо развитая система информации (в том числе и культурная) создает дополнительные преграды на пути к Центру, формируя чувство провинциальной неполноценности. В итоге провинция побуждается не столько производить (или возрождать) свои ценности, сколько преодолевать свою провинциальность, расходуя душевные силы на мечты о "московском (парижском, нью-йоркском и т.д.) снабжении" в широком смысле слова, на то, чтобы догнать Центр, а не двигаться своей дорогой в общем направлении.
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998
Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Контекст.
http://www.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/provin.htm
На главную страницу раздела
|
|