ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ
С.Е.БИРЮКОВ. Тамбов.
РЕЛЯТИВНАЯ ПРОВИНЦИЯ.
Существует несколько определений провинции. Прежде всего провинция по отношению к чему-то, например, к столице. Но и сама столица может быть провинцией по отношению к чему-то, например, к другой столице или же к самой Провинции. Кроме того, внутри литературы, скажем, существуют явления так называемого первого ряда, по отношению к которым явления второго ряда ... и т.д.
Неожиданно схождение понятий "провинциальное", "периферийное", "маргинальное", "второго ряда" в бахтинском определении "переакцентуация" или в тыняновской постановке вопроса о доминанте.
Ситуация российского начала ХХ века, когда долгие годы доминировавший реалистический метод становится "провинциальным", хотя писатели, работающие в этом ключе, живут в столицах, издательства и журналы находятся там же. В то же время модернисты и особенно авангардисты либо прямо приходят из провинции, либо действуют в провинции, их творчество рассматривается как "маргинальное", "провинциальное", во всяком случае, как то, что не движется в главном русле, а скачет где-то сбоку. Более того, футуристы, например, не имея возможности действовать на уровне респектабельных изданий и издательств (плюс к тому и не желая), создают совершенно новую издательскую картину, провинциальную по отношению к старой. Оберточная бумага, обои, литография, третьеразрядные типографии, в том числе провинциальные, наконец - турне по Провинции. Чемпионом здесь можно назвать Алексея Крученых, издавшего десятки книг гектографически в Тифлисе, Сарыкамыше, позднее в Баку. Один авангардист способен сделать Сарыкамыш центром, вокруг которого сегодня вращается поиск исследователя. Несколько авангардистов - братья Бурлюки - делают Чернянку (имение в Херсонской губ.) столицей.
Далее. Провинциальное (боковое) искусство становится неожиданно европейским, т.е. смыкается с теми поисками, которые велись где-то там, в итальянских, французских и немецких провинциях.
Точно так же, параллельно авангарду в искусстве, вызревает научный авангардизм: Циолковский и Чижевский в Калуге.
Советский запрет на авангардное искусство, вероятно, больнее всего ударил по Провинции (в географическом смысле). Однако и этот запрет ничего не смог сделать с теорией относительности, с релятивностью провинции. Подмосковный поселок Лианозово, конечно, провинция, и понятно, что именно там формируется "барачная школа" и вызревают концептуалисты. Еще большая провинция - Ейск (Краснодарский край), что ж, лучшее место для развития визуальной поэзии, продолжения традиций зауми (Ры Никонова и Сергей Сигей). Тамбов вообще город-герой русской литературы, символ забытой Богом глуши. Великолепно. Здесь в 60-е - 70-е годы активно продолжает традиции Хлебникова в области палиндромии Николай Ладыгин, пишет свои заумные стихи Борис Двинянинов. Где же еще было возникнуть в конце 80-х годов Академии Зауми, как не в Тамбове? Наконец, сама Москва может быть представлена как ряд провинциальных (маргинальных) образований. Здесь имеются в виду не только авангардные явления, но художественно-политический самиздат, движения инакомыслящих.
Таким образом, Провинция есть все, или "провинция живых", по определению Геннадия Айги. Но в чем же здесь проблема в конце ХХ века? Проблема в выходе, во взаимосвязи провинциального, в мобильности связей. Россия, возможно, остается единственной крупной европейской страной, где коммуникации проблематичны, где новое искусство движется от автора к автору посредством неряшливо работающей почты. Выход в свет откладывается на десятилетия.
"Боже мой, какая провинция!" - воскликнула Ф.Г.Раневская, узнав, что Нобелевскую премию присуждают в Стокгольме. Когда в разговоре выяснилось, что и Париж провинция, у Раневской спросили, что же не провинция? На это она ответила: "Библия" (привожу эту историю в вольном пересказе).
© Печатное издание - "Век ХХ и мир", 1994, #3-4. © Электронная публикация - Русский Журнал, 1998
Век ХХ и мир, 1994, #3-4
Контекст.
http://www.russ.ru/antolog/vek/1994/3-4/provin.htm
На главную страницу раздела
|
|