ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ПРОВИНЦИИ

Н.А.Шалимова,
доктор искусствоведения,
профессор Ярославского государственного
театрального института.

ДУХОВНАЯ ПРОВИНЦИЯ А.Н.ОСТРОВСКОГО.

Заданная в названии конференции тема ("Русская провинция и мирровая культура") заставляет в новом свете осознать значение и драматургии Островского в контексте мировой культуры. Общеизвестно, что драматургия Островского крайне редкий гость на сценах театров других стран, и загадочную русскую душу Запад (да и Восток) предпочитает познавать, изучая творчество Тургенева, Достоевского, Л.Толстого, Чехова. В нашем сознании вполне сопоставимы образы Любима Торцова и Мармеладова, Катерины и Анны Карениной, Глумова и Раскольникова по полноте художественного впечатления, по глубине и широте художественного содержания. Не так - для иноязычного читателя и зрителя.

В чем здесь причина? Только ли в лексике Островского, чрезвычайно сложной для перевода и предельно обаятельной для нас? А, может быть, есть в Островском некие тайны, закрытые для мировой культуры по сей день и доступные только русским? Обречен ли Островский на то, чтобы чувствовали его в полной мере и получали художественное наслаждение только русские, вблизи "родного" - или - "не поймет и не заметит гордый взор иноплеменный, что сквозит и тайно светит..."?

Обречен ли Островский - великий русский национальный драматург, сравнимый для русских с Мольером, Шекспиром, Лопе де Вега по полноте и широте созданного им в русской культуре - обречен ли он на изоляцию от мировой культуры, где место представителей русского национального духа уже "занято" многочисленными именами и с трудом и неохотно пополняемо русскими писателями XX в. - Булгаковым, Арбузовым, Вампиловым на сценах мирового театра? "Колумб Замоскворечья", трудолюбивый бытописатель российского купечества и мещанства, студенчества и барства - не маловато ли для вхождения в мировую культуру?

Каково общечеловеческое содержание Островского, имеет ли созданный им образ русской провинции какое-либо важное человеческое содержание, интересное всему человечеству и несущее неповторимый вклад в мировую культуру? Ведь образ национальной провинции возникает в творчестве Ибсена и О'Нила, Уильямса и Акутагава Рюноскэ. И их произведения широко ставятся во всем мире, на сценах национальных театров, и содержание их интересно вливается в мировую художественную жизнь. А что же Островский?

В последние годы в русскую культуру активно входит творческое наследие русских философов, осмысливших для читателя художественные миры Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова. Можно составить по аналогии с однотомником "Пушкин в русской философской критике" двухтомник "Гоголь в русской Философской критике", пятитомник "Достоевский в русской философской критике", трехтомник о Толстом или Чехове. Но не набрать работ даже на тоненькую брошюру, посвященную А.Н.Островскому. Кроме отдельных восхищенных восклицаний, даже славянофилы не создали ничего подобного, а уж они-то могли бы всерьез исследовать духовные основы творчества Островского, определить специфику содержания Островского - ради выявления тех "общих идей", что питают творчество любого крупного писателя, не говоря уж о национальном гении, каким является А.Н.Островский. А между тем вне выявления общих идей Островского не "открыть общечеловеческую значимость его созданий, не покончить с той стеной молчания, что окружает имя Островского и отделяет его от процессов мировой театральной культуры. И эта задача - за русскими исследователями творчества Островского. Необходимость давно назрела - вот уже и в Англии обратились к "Лесу", "Талантам и поклонникам".

Итак, первая задача - воссоздать духовные основы внутреннего пира провинциалов Островского. Вторая - выявить в провинциалах го, что роднит их с остальным человечеством. А для этого необходимо поставить Островского в связь с русской Философской традицией и выявить общность категорий, выработанных этой традицией, с жизнью героев Островского (см. работы Е.Трубецкого, С.Булгакова, Г.Федотова, П.Струве, П.Флоренского и др.). Третье - определить эстетическое содержание этих категорий и их наличие в художественном мире Островского.

Для начала остановимся на одном понятии, наиболее часто встречающемся в текстах Островского,- это понятие души. Определим контекст слова "душа", вначале буквальный (деньги, грех, любовь, воля и неволя, смерть и пр.). Пронаблюдаем, в каких драматических ситуациях возникает это слово и почему. Необходимо определить также не условно-образное, неопределенно-эмоциональное наполнение слова "душа", а его конкретное содержание в мире героев Островского: что означало для героев Островского это понятие - одно из центральных в православии, в народном религиозном мирочувствовании?

Основная драматическая коллизия Островского - мир и душа.

Провинциализм - в быте, универсализм - в душе. (Битва души с бытом, примирение души с бытом, гармония души с бытом). И если следовать православному пониманию души, в согласии с учением апостола Павла, то именно в этих драматических коллизиях кроется, по нашему пониманию, общечеловечность Островского и возможность выхода за пределы духовной провинции.

"Русская провинция и мировая культура"//
Тезисы докладов на научной конференции.
Ярославль, 1993. С. 96-98.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры