ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОВИНЦИИ
Н.П.БЕРЛЯКОВА. Пенза.
ПРОВИНЦИЯ КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
В истории русской культуры особенно остро переживается соотношение пространства и времени. Если время - синоним развития, динамики, то пространство - синоним задержки, растворения времени, что особенно болезненно ощущается в переломные моменты российской истории, когда новое и, казалось, неизбежное "размывается" российским пространством. Н. Бердяев заметил по этому поводу, что перед русским человеком всегда стояла бесконечно трудная задача "оформления и организации своей необъятной земли".
Любые новации исторического порядка неизбежно сталкивались, соприкасались с особенностями культурной среды российской провинции. На основе этого диалога (если он состоялся) вырабатывался образ, модель культуры нового времени, с которой Россия входила в новое цившшзационное пространство. Деятельное участие в этом творческом процессе времени принимали регионы (провинции), в силу исторических условий "наработавшие" определенные культурные основания. Россия в этом смысле страна провинций. Русская провинциальность выступает духовной субстанцией, духовным потенциалом русской культуры.
Мир российской провинции в основных аортах складывается на рубеже XVIII-XIX вв. Особенностью культурного процесса этого времени стало развитие культуры провинции по типу "культурных гнезд". Дворянство, жившее в своих имениях, старалось воспроизводить быт и нравы столицы. В результате формировался до вольно высокий уровень усадебной культуры.
По этому типу развивалась, например, культура Поволжья. В Пензенской губернии среди дворянских усадеб особенно выделялись усадьбы Зубилово князей Голицыных, Надеждино князя Куракина, Рузаевка графа Струйского. В этих имениях воплощался образ "просвещенного дворянина". В каждом владении была богатая библиотека, собрания картин. Архитектурный ансамбль усадьбы строился по строгим правилам классицизма. В имении князя Куракина была устроена крепостная школа, в усадьбе графа Струйского - светская типография. По свидетельству И.М. Долгорукого, автора знаменитой в начале XIX в. оды "Камин в Пензе" издания типографии "были прекрасны и во всей роскоши". Однако это не мешало сопровождать нововведения нравами и привычками крепостничества. В "культурных гнездах" особенно отчетливо чувствовался двойственный, противоречивый и переходный характер времени, который переживала русская культура.
И все-таки российское пространство накладывало свой отпечаток на духовную жизнь провинции. В отличие от центра развитие культуры здесь сосредотачивалось в имении, а не в городе. Между дворянской и народной культурой не складывалось непреодолимой преграды. В начале XIX в. именно "культурные гнезда" влияли на становление образа провинциального города.
Ситуация некоторой обособленности жизни российский провинции преодолевается к середине и особенно к концу XIX в. Осознание нового исторического времени, в котором начинает жить Россия, коснулось не только крупных промышленных городов и центров. Промышленный переворот и реформы 60-70-х гг. изменили восприятие жизни российской провинции.
Среди составляющих начавшихся перемен наибольшее значение имели развитие местной системы образования (особенно земской школы), библиотечного дела, различных форм просветительства. На этой почве провинция постепенно начинает развивать активный диалог с центром.
Это время дает России целую плеяду ярких имен "провинциалов", составивших честь не только отечественной, но и мировой культуры.
Интенсивный процесс демократизации культуры формирует мир провинциальной интеллигенции, которая развивается уже не в рамках "культурного гнезда", но опираясь на созданные культурные традиции, пытается изменить и изменяет условия для становления и развития личности, раздвигает горизонты ее культурного роста.
Культура провинции становится многообразной и общедоступной. Изменяется стиль жизни губернского города. В Пензе с помощью мецената Н.Д. Селиверстова и известных русских художников-передвижников во главе с К.А. Савицким открывается художественное училище и картинная галерея. Интеллигенция губернского города активно развивает театральные и музыкальные традиции, которые берут свое начало от "культурных гнезд". В конце XIX в. в Пензе открывается отделение императорского русского музыкального общества.
Приметой времени стала организация интеллигенцией культурно-просветительских и научных обществ, которые в начале XX в. работали не только в губернском, но и в уездных городах и даже в селах.
Можно говорить о том, что в начале XX в. регионы с богатыми культурными традициями начинают принимать деятельное участие в духовной работе "серебряного века" русской культуры.
На главную страницу раздела
|
|