Наталья ДИДКОВСКАЯ, кандидат культурологии, докторант кафедры культурологии Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского. Ярославль.
ЖИЗНЬ И СМЕРТЬ ТЕАТРА В СТАРОМ ГОРОДЕ
Театр провинциального города совершенно специфическое культурное явление. Генетическое единство театров провинции и столицы лишь подчеркивает их ментально-творческую и социально-бытовую несхожесть.
Самосознание провинциальной театральной культуры глубоко мифологично. Экономико-географическая изолированность, несменяемость персон в среде "талантов и поклонников", архаичность и наивность экспертной оценки искусства позволяет театральным мифам стать оттеняющей, а порой заслоняющей реальный художественный процесс силой. Критичное, диалектично-творческое отношение к "священным легендам", напротив, способно одухотворить актуальную театральную практику, наполнить ее нетривиальной сутью, исторической памятью, бытийной подлинностью, ощущением времени и вневременной ответственностью. В любом случае, характер восприятия театральной мифосистемы и ее влияние на современный художественный процесс определяется личностью интерпретатора.
Статус творца и художественный уровень творений провинциального театра также весьма неоднозначен. Что такое провинциальная сцена????? Унылая галерея "вторичных" по своим художественным достоинствам спектаклей или сознательно изолированное от сиюминутных настроений быстротечной арт-моды пространство, где происходит негромкий, приватный диалог обитателей малого городского мира" Кто он, провинциальный творец" Маргинал, сочетающий глубокую, "нелицедейскую" природу творчества с социально-психологической "невписываемостью" в условности местной профессиональной среды, или тотально успешный оборотистый мастеровой невыразительного, среднестатистического театра - публично-активный, крикливо-яркий, без лишней рефлективности и самоуглубленности" Бесспорно одно: специфика провинциальной парадигмы восприятия творческой личности срабатывает жестко. Сценическая деятельность оценивается непременно в контексте социального статуса: бытовой обустроенности, традиционности публичного поведения, наличия знаков профессионального признания.
Для провинциального зрителя театр был и остается формой целостного экзистенциально значимого самоописания и стратификации. Вступая в диалог с театром с позиций своей социальной роли, в процессе общения каждый зритель моделирует свой тип самореализации, свой коммуникативный образ: правоверный театрал, разочарованный поклонник, случайный гость... Как меняются количественно-качественные параметры современной провинциальной публики" Жив ли зритель как сотворец или он только потребитель" Может ли театр "воспитать" своего зрителя, а зритель "вырастить" свой театр" Каков механизм создания и интерпретации театральных мифов" Круг замкнулся, а разговор бесконечен. Вести его нужно, чтобы парадоксальная и драматичная судьба современной театральной культуры провинции продолжала вызывать интерес и желание деятельного участия. Чтобы дальнейшее не стало для провинциального театра молчаньем.
Авторская Интернет-страница
www.auditorium.ru/aud/pers/pers_view.php?id=22473
© Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса), 2000-2002.
© Ассоциация "ИНТЕРНЕТ-СОЦИУМ", 2003-2004.
© Министерство образования РФ, 2002-2003.
На главную страницу раздела
|
|