ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОВИНЦИИ

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОВИНЦИЯ. РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕАТРЕ И НЕ ТОЛЬКО.

Театральный сезон в этом году длился до самой середины лета. Позже всех закрыли занавес театр оперы и балета и "Балет Евгения Панфилова", который и после гибели своего руководителя показал еще несколько спектаклей. Наконец артисты отпущены в отпуска, администрация, как всегда, озабочена ремонтом, а главные режиссеры углубились в свои одинокие думы о творческих планах на будущее.

НА САМОМ ДЕЛЕ

А нам пора подвести итоги. Каким был прошлый театральный сезон? Каким он останется в нашей зрительской памяти? Внешне - благополучным, наполненным важными акциями и фестивалями. "Волшебная кулиса", акция "Театр против наркотиков", фестиваль любительских театров "Открытый занавес", "Театральная весна", Дягилевские торжества, "Арабеск", Фриндж-фестиваль, фестиваль моноспектаклей, фестиваль театров Евгения Панфилова. Более 20 театральных премьер. (Кстати, много это или мало?)

Самые яркие из них - "Клеопатра" Ж. Массне в постановке Георгия Исаакяна. Спектакль с блестяще придуманной изысканной концепцией, не во всем реализованной, но с моментами настоящих режиссерских открытий. С прекрасными работами Татьяны Полуэктовой и Валерия Тюменцева. С великолепной сценографией В.Окунева (уровень, давно не виденный в Перми).

"Золушка" в хореографии О.Виноградова стала уже классикой (со сценографией того же В.Окунева, привнесшего в свое решение изысканность цветов и линий театральной эпохи XVIII века с чуть заметной иронией в интерпретации сказочного сюжета).

Осенняя премьера Е.Панфилова "Капитуляция" с особенной силой проявила его апокалипсическое мышление. И его же, показанные "под занавес" сезона и обретшие после гибели балетмейстера трагический контекст, "БлокАда" и "Тюряга".

Вот, пожалуй, и все. Нельзя сказать, что в ТЮЗе и в театре "У моста" этот сезон был отмечен яркими премьерами, которые, бывало, становились "гвоздем" театрального сезона. И это тревожит. Тем не менее, удачи были во всех театрах, и картина кажется вполне благополучной.

На самом деле, если исключить из этого списка премьеры детских спектаклей ТЮЗа, театра кукол, Пермского драматического и театра оперы и балета (которые вовсе не обязательно посещают взрослые зрители, не обремененные воспитанием детей), список спектаклей, на которые можно пойти взрослому человеку, заметно поубавится. А ведь есть зрители, которые хотели бы бывать в театре не три раза в год.

Что же получается тогда? В академическом театре драмы - одна "взрослая" премьера в течение сезона. На спектакли театра "У моста" надо записываться за месяц, а то и за два. Люди годами не могут попасть на то, что хотели бы посмотреть. В ТЮЗ уж точно на взрослые спектакли без заметных усилий не попадешь. Да их и не так много. Учтем и другое. Спектакли любительских коллективов "Открытого занавеса" собирали узкую заинтересованную аудиторию. Спектакли Фринж-фестиваля давно потеряли свой прежний уровень. Моноспектакли давались в малом зале театра драмы, вмещающем чуть более сотни зрителей.

Очень часто бывает, что сходить театралу некуда, если он месяц назад не озаботился билетами в ТЮЗ или в театр "У моста". Или в это время "Балет Евгения Панфилова" на гастролях, и там же - какая-то часть театра оперы и балета.

Вот тут-то и должна бы раскинуться мелкоячеистая сеть негосударственных, студийных, относящих себя к театральному авангарду театров. Так, чтобы спуститься в какой-нибудь заковыристо оформленный подвальчик или подняться в какое-нибудь поднебесное помещение, как это было во времена существования молодежного театра Бориса Мильграма или катаевского "Арлекина", да посмотреть там что-нибудь такое! Типа "Охоты на крыс" или "Некрозотара".

ПОДПОРУЧИКИ КИЖЕ

Во всей справочной литературе о пермских театрах муссируется цифра 10, а в последних данных - даже 11. И я грешным делом к этой цифре приложила руку, готовя театральный раздел в электронной энциклопедии Пермской области. Формально - так оно и есть. На самом деле в Перми полноценно функционирует шесть театров, пять из которых областного подчинения, а один - муниципальный.

Работают они с разной степенью самоотдачи. Кто-то создает творения для вечности и работает неторопливо, кто-то печет премьеру за премьерой, о вечности не думая, а заботясь о зрителе и о самовыражении. А где те, кто "дышит им в спину", создает поле творческого состязания? Где "незаконные кометы в кругу расчисленных светил"? Когда-то такими были крошечный театр-студия "У моста", ютившийся в ДК телефонного завода, театр танца "Модерн" Панфилова, обитавший во дворце имени "железного Феликса". Их тяжело, неласково впускали в театральное сообщество, но они добились признания зрителей - и это было решающим условием их существования.

Где же остальные четыре или даже пять театров, поминаемых в красочных буклетах? Они напоминают тыняновского подпоручика Киже, существующего только на бумаге. Напоминаю: был такой театр "Ироничная компания" под руководством В.Старикова. Даже помещение свое имел, а также - названную в его честь автобусную остановку. Остановка осталась, а театр давно не существует.

Исчез с театрального горизонта "Другой театр" вместе с Андреем Гарсиа. Могу засвидетельствовать: осталось множество поклонников, точнее, поклонниц, этого самобытного актера и режиссера. Они ринулись на фестиваль моноспектаклей, увидев его имя на фестивальной афише. Увы, им не удалось подарить принесенные букеты: Андрей отказался от спектакля.

Давно уже зрители не встречали в афишах забавное театральное название "Большая стирка". Задолго до пошлейшей телепередачи в Перми существовал такой контрактный театр под руководством Дмитрия Заболотских. Так же как Гарсиа, Заболотских получил в свое время "Волшебную кулису". Увы, театральное волшебство не помогло театру выжить. У Заболотских с успехом идут в ТЮЗе спектакли "Синий платочек", "Блин-2", в пермской драме - "Подари мне лунный свет". Но это спектакли в других театрах, а его собственный театр, который обещал быть заметным и своеобразным на театральной карте Перми, исчез.

Исчезли спектакли и Камерного театра под руководством Ростислава Шебалина. Их "Овечка" не стала самым скандальным спектаклем по самой, как они обещали, "скандальной пьесе" Птушкиной. Но у Шебалина, директора Пермского муниципального выставочного зала, было множество театральных идей, рассчитанных па пространство этого помещения. Жаль, если они не осуществятся.

Самым младшим по возрасту из контрактных театров был театр комедии и драмы под руководством И.Тернавского. Тоже было множество планов и обещаний.

Проблем у негосударственных контрактных театров было много. Конечно, можно говорить об отсутствии денег на постановки, об оплате аренды, то есть опять же о деньгах, об отсутствии у актеров интереса к творчеству при минимальной оплате или без оной. А можно и о наличии художественного лидера и художественной идеи. Есть они - и все будет. А нет - и сразу находится множество объяснений "почему это невозможно".

Несколько лет назад Пермь славилась порослью молодых талантливых режиссеров. Имена Сергея Федотова, Дмитрия Заболотских, Андрея Гарсиа, Льва Катаева постоянно мелькали на пермских театральных фестивалях. Из них только Федотов создал свой театр.

Почему меня так тревожит отсутствие этих режиссеров в театральной жизни Перми? Да потому, что она и так небогата. Потому, что появление одной-двух премьер в сезон каждого из этих "виртуальных" театров создавало бы более богатую палитру. У каждого из этих театров была своя зрительская аудитория. Среди их зрителей было много студенческой молодежи. Да и нельзя же, ей-богу, иметь в миллионном городе всего три драматические труппы!

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАЖИ

Недопустимо, что Пермь, которая всегда славилась как театральный город, медленно, но верно сползает в провинциально дремотное состояние. У нас нет ни одного специализированного издания по культуре и искусству. Замечательно, что в журнале "Пермский пресс-центр", в издании с отличным полиграфическим уровнем, с хорошей содержательной концепцией, появляются статьи по искусству. Но он является представительским журналом Перми. И это многое определяет в подаче материалов.

Почему-то в Челябинске, помимо представительского журнала с одноименным названием, уже несколько лет издается журнал "Автограф", где под одной обложкой собраны и живопись, и театр, и музыка, и культурологические статьи. У нас нет даже газеты.

А что наш самый главный "пожиратель времени" - голубой экран? С приходом на Т7 нового руководителя В.Сергеева на областном телевидении не осталось ни одной цикловой передачи о театре, да и вообще об искусстве. Только новостные сюжеты да отдельные передачи к юбилеям. Хорошо, что на областном радио идет еженедельная передача "Дети понедельника" Олега Левина. Но этого явно недостаточно. А ведь на Т7была раньше цикловая информационно-просветительская программа объединения "АRS", имевшая высокий зрительский рейтинг. Позже существовала цикловая программа "Диск" (Дом искусств), которой не дали "раскрутиться". Кстати сказать, ни в одной другой пермской телекомпании таких передач тоже не существует. Таким образом, отрезана от экрана большая часть зрительской аудитории, которой неинтересно смотреть новости из коридоров власти и передавать песенные приветы родным и знакомым. Как бы нет в городе и области не только театров, но и писателей, художников, музыкантов, певцов, архитекторов.

Какое отношение все это имеет к прошедшему театральному сезону? Да самое прямое. Нет зеркала, в которое должен смотреться театр. Газетчики, которые выслушивают режиссеров на пресс-конференциях и потом везде пишут одно и то же с поправками на личную неграмотность (то автора перепутают, то вообще забудут название пьесы вставить), никак не могут исполнять роль такого зеркала. А рецензии появляться в прессе должны. Хотя критические рецензии театры не любят, но это и понятно. Вспомним, что сделала героиня пушкинской сказки, когда зеркальце ей доложило всю правду.

Когда-то в приложении к журналу "Сатирикон" вышла шутливая "Театральная энциклопедия", написанная А.Аверченко, Тэффи, О.Дымовым, А. Буховым. В ней был рассказ о том, как разгневанные актеры одного мифического города связали всех критиков и высадили их на необитаемый остров. Сначала артисты веселились, но в начале третьей недели видный артист повесился, оставив загадочную записку: "Скучно жить", известная актриса отменила свой бенефис со словами: "Зачем? Рецензии все равно не будет". А знаменитый актер тайно пробрался на остров с корзиной бутербродов и своей визитной карточкой. Шутка, конечно, но вполне правдивая.

ФЕСТИВАЛЬ - ЭТО...

В городе, прославившемся "Арабеском", катастрофически не хватает большого, концептуально выстроенного фестиваля драматических театров. Такого, как "Рождественские встречи" в Новосибирске, "Реальный театр" в Екатеринбурге", "Театр без границ" в Магнитогорске, "Сибирский транзит", проходящий в крупных городах Сибири, "Золотой петушок" в Тюмени.

Не хватает Перми и фестиваля современного танца, в который должен был вылиться недавно прошедший фестиваль театров Евгения Панфилова. Куда только ни ездил Панфилов со своими спектаклями: и в Волгоград, и в Витебск, и в Первоуральск, и в Удмуртию, где театров такого уровня нет, а фестивали существуют. А у нас никто до этого не додумался. Теперь спохватились. Но Панфилов погиб.

Что такое фестиваль? Это театральный праздник для города, для зрителей, для артистов. Это сравнение себя с другими. Это для кого-то опасный, а для кого-то радостный контекст. Это возможность увидеть спектакли театров нашей необъятной Родины. Это зрительская гордость за "своих", когда они лучше. Это возможность посмотреть что-то экзотическое, чего в жизни не увидишь, как это было несколько лет назад, когда Скоморохов устроил "мини-Авиньон", пригласив в Пермь три маленьких французских театра.

Я понимаю, что "народ не с нами" (говоря словами булгаковского героя). Он на баскетболе, на боксе, на футболе. Тоже замечательные в своем роде зрелища. Но есть ведь и другая часть народа. Может быть, меньшая, но не худшая. Это та часть, из-за которой не повышают цены на театральные билеты. Потому что зарплаты у этой части народа такие смешные, что даже стыдно их называть в цифрах. Раньше она называлась "интеллигенция" - люди умственного труда. А сейчас появилась еще "бывшая интеллигенция". То есть люди бывшего умственного труда, ныне зарабатывающие на жизнь торговлей, обслуживанием более богатых, мытьем полов, которое оплачивается дороже, чем просвещение или врачевание. Они ходят в театры до сих пор. Там они вспоминают себя в свои лучшие времена. Для них и существует такое неудобное, хлопотное, радостное искусство - театр.

Пермские новости.
09-15.08.02.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры