ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОВИНЦИИ
АНАТОЛИЙ МОРОЗОВ: ПРОВИНЦИЯ БЫВАЕТ ИНТЕРЕСНЕЙ СТОЛИЦ
Дом Свободного Режиссера - вся Россия
На юбилей своего родного театра, легендарного челябинского "Манекена", Анатолий Афанасьевич МОРОЗОВ прибыл, заехав в Питер, где ныне живет, всего на несколько дней. После Челябинска его снова ждут дороги, новые постановки - такова судьба Свободного Художника, домом которого стал не какой-либо один театр, а вся Россия...
- В последнее время работаю я много, переезжая из города в город от Калининграда до Новосибирска, - рассказывает Анатолий Афанасьевич, - встречаюсь с различными коллективами, - как правило, центральными, областными театрами. Живут они трудно, но не бездействуют - в каждом есть труппы по-настоящему профессиональных, талантливых актеров, совершенно чудесная театральная молодежь. Например, в Орле, где я сделал несколько постановок, очень хорошая студенческая труппа, которая часть своего курса проходит в Санкт-Петербурге, знакомясь с музеями, театрами, занимаясь с преподавателями питерских театральных вузов. В этом городе хороший театр, поддерживаемый областными властями, играющий в основном русскую классику - от Островского до Леонида Андреева. Что же касается столичных театров, то, на мой взгляд, они сегодня больше уделяют внимания внешним эффектам, стремлению поразить "конкурентов". В провинции порой интереснее - там театры сохраняют свое достоинство.
- Какие постановки последнего времени вы сами считаете удачными?
- Мне хочется уточнить формулировки - я расскажу о тех работах, которые для меня стали запоминающимися событиями жизни. Это прежде всего постановка в Москве, во МХАТе им. Горького, где мне посчастливилось работать с такой неординарной актрисой, как Татьяна Доронина, и с драматургией Горького, которая прежде воспринималась как поверхностно-социальная, а теперь возвращается в новом качестве. Мы видим в сегодняшнем Горьком психологизм, глубину, предощущение грядущих потрясений.
Затем еще одна весьма значимая работа - в Казани, в театре имени Качалова, "Коварство и любовь" Шиллера. Спектакль получился волнующим, романтичным, в нем отстаиваются вечные ценности, которые всегда необходимы людям - честность, верность, любовь...
На малой сцене в Орле я поставил пьесу А.Копита "Папа, папа, бедный папа..." - ту самую, которую сегодня играет нынешний "Манекен". Но моя трактовка другая, более лирическая и грустная, как грустна рассказанная в пьесе история любви. Кроме того, вспоминается постановка в Белгороде "Месяца в деревне" Тургенева - лучезарная драматургия, ярко контрастирующая с безрадостностью сегодняшнего дня, "Королевские игры в Эльсиноре", поставленные в Калининграде.
И еще было несколько поездок в Америку, куда меня приглашал театральный центр Сиэтла. Там я делал со студентами этюды по русской классике, взяв за основу творчество Чехова и Гоголя. Это было очень интересно, принесло много новых впечатлений и, смею надеяться, помогло американским молодым актерам почувствовать специфику русских пьес.
- Каково ваше впечатление от работ "Манекена"?
- Я видел спектакли - "Ромео и Джульетта" и "Беги, Веничка, беги". Это вполне законченные, состоявшиеся работы со своим мировоззрением. Радует высокая культура оформления спектаклей - сценография, музыка, радует страстность, одержимость актеров. Театру удалось пережить неизбежное при смене руководителей межсезонье довольно быстро и, более того, регулярно держать достаточно неплохой репертуар! На мой взгляд, сегодня перед театром стоит одна главная задача - поддерживать традицию "Манекена", который всегда славился актерами-личностями. Для этого необходимо более глубокое постижение профессии, достижение настоящего мастерства. Таково требование времени - ведь театр сегодня уже перестал быть просто местом для времяпрепровождения, он более глубоко исследует человеческую душу, заставляя публику ощутить работу духа.
Записал Андрей ВАГАНОВ
www.chelpress.ru
На главную страницу раздела
|
|