ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОВИНЦИИ

Вячеслав ЖУЧКОВ

КАК ШАЛЯПИН ОТКРЫВАЛ КРАСАВЕЦ ТЕАТР

К 100-летию Нижегородского театра драмы

"Нижний сразу очаровал мена своей оригинальной красотой, стенами и башнями кремля, широтой водного пространства и лугов. В душе снова воскресло счастливое и радостное настроение, как это всегда бывает со мной на Волге. Я сейчас же отправился смотреть театр, только что отстроенный, новенький и чистый", - вспоминает Федор Иванович Шаляпин о своем первом приезде в Нижний Новгород.

23-летний певец был приглашен весной 1896 года участвовать в гастролях Московской частной оперы С.И. Мамонтова в Нижнем Новгороде. В тот год в нашем городе открылась Всероссийская промышленно-художественная выставка. В связи с этим город благоустраивался и украшался, на Большой Покровской улице был выстроен новый городской театр, открывать который и пригласили частную оперу Саввы Ивановича Мамонтова.

Богатый и культурный меценат, Мамонтов подбирал труппу из талантливых певцов, и среди них были И. Тартаков, Е. Цветкова, А. Секар-Рожанский, В. Нума-Соколова, Н. Кутузова и др.

Молодой Шаляпин к тому времени уже состоял в труппе императорского Мариинского театра в Петербурге. Но там, кроме него, было десять басов-солистов, и в новом певце театр мало нуждался. Поэтому Шаляпину немногочисленные выступления творческого удовлетворения не приносили, предложение на гастрольные выступления в Нижнем он принял с радостью. Его привлекала перспектива повидать родную Волгу и выступить в ряде ответственных партий в русских и зарубежных операх.

В начале мая 1896 года Федор Шаляпин приехал в Нижний, "снял комнату у какой-то старухи на Ковалихе" и стал знакомиться с городом, куда он хотел приехать еще 17-летним юношей, чтобы устроиться на ярмарке хористом в каком-нибудь балагане.

Когда 5 мая съехались все солисты, приглашенные Мамонтовым и из Москвы прибыло оперное имущество, в новом театре начались репетиции.

Из Италии была приглашена балетная труппа под управлением г-на Цампели. Среди танцовщиц была и юная Иола Торнаги, будущая жена Шаляпина.

На 14 мая было назначено торжественное открытие театра. В городе запестрели афиши: "Новый городской театр. Открытие 14 мая 1896 года. Парадный спектакль. 1. Народный гимн. 2. Торжественная кантата. Музыка Н. С. Кроткова. Исполняет вся оперная труппа. 3. "Жизнь за царя" Опера в 4 д. с эпилогом М.И. Глинки…" На парадном спектакле, помимо "отцов города", присутствовали выдающиеся деятели русской культуры и науки - М. Горький, В. Короленко, П. Боборыкин, К. Маковский, М. Дмитриев, А. Карелин, А. Попов, В. Калашников. Ведущие партии в спектакле исполняли Ф. Шаляпин (И. Сусанин), Нума-Соколова (Антонида), Кутузова (Ваня), Секар-Рожанский (Собинин)... Успех спектакля нарастал от сцены к сцене. Ария Сусанина "Чую правду" произвела на слушателей огромное впечатление и вызвала дружные и искренние аплодисменты. Парадный спектакль удался, и было решено повторить его на следующий день.

А 16 мая в местных газетах уже появились рецензии. "Принимая во внимание волнение, новизну обстановки, освоение акустики и прочее, спектакль прошел в общем удовлетворительно", - говорилось в "Нижегородском листке". Газета "Волгарь" из всего ансамбля артистов выделила лишь Шаляпина: "...Из исполнителей мы отметим г. Шаляпина, обширный по диапазону бас которого звучит хорошо".

Через несколько дней молодой певец исполнил партию Мефистофеля в "Фаусте" Гуно, и рецензент в "Нижегородском листке" отмечал: "Опера прошла с хорошим успехом... Сильный, ровный во всех регистрах, красивый по тембру голос г. Шаляпина производил наилучшее впечатление".

Выступления Федора Шаляпина все больше и больше привлекали внимание нижегородцев, особенно молодежи. Коренная нижегородка Н. Н. Адрианова вспоминала: "Мне было тогда 22 года, и я много раз присутствовала на спектаклях молодого Шаляпина в нашем городском театре в 1896 году. Помню его выступления в опере "Жизнь за царя", в "Русалке", "Евгении Онегине", "Фаусте", "Миньоне", "Самсоне и Далиле". Прежде всего Шаляпин очаровывал нас своим прекрасным голосом, бархатистым по тембру и чрезвычайно выразительным". Особенным успехом пользовалось исполнение молодым певцом партии Мельника в опере Даргомыжского "Русалка". На этот спектакль "Нижегородский листок" отреагировал так: "Если молодой артист будет продолжать работать и идти вперед, как он это делает теперь, то можно с уверенностью сказать, что через несколько лет он займет видное положение среди басов русской оперы".

Эти слова оказались пророческими. Здесь, у истоков нижегородского театра, стены которого вот уже сто лет хранят память о голосе певца, началось восхождение Федора Ивановича Шаляпина как великого русского певца и актера к вершинам мировой славы. Здесь, в Нижнем Новгороде, он впервые познал сладость зрительского успеха и популярности. Сохранилась фотография молодого Шаляпина той поры с его дарственной надписью неизвестной нижегородской поклоннице: "Молодой мечтательнице! Не страшитесь препятствий!!! На память от Ф. И. Шаляпина. 1896 год". Так же не страшась препятствий и неизвестности, после трехмесячных выступлений в Нижнем Федор Шаляпин принимает решение покинуть Петербург и перейти на московскую сцену. Но память о Нижнем Новгороде и его людях великий певец сохранил на всю жизнь. Иначе он не приезжал бы в наш город семь раз, а ведь именно с Нижним связаны важнейшие страницы биографии великого певца России.

Мужики, 12 мая 1996г.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры