ФЕНОМЕН ТЕАТРАЛЬНОЙ ПРОВИНЦИИ
ТЕАТРАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ МУРОМА МАССОВЫЕ УВЕСЕЛЕНИЯ И ЗРЕЛИЩА
Муромский театр
Во второй половине XIX века укрепляются театральные традиции в российской провинции. По подсчетам известного провинциального актера Л. Н. Самсонова, в 1875 году в России было уже не менее семидесяти пяти провинциальных трупп. Во Владимире первый постоянный драматический театр открылся в 1848 году. До той поры в губернии было несколько крепостных театров - у графа Воронцова в с. Андреевское, у меленковского помещика Названова.
Положение уездного города ориентировало культурную жизнь Мурома на уклад жизни и "модные течения" в губернской столице - Владимире. До открытия постоянного театра в Муроме с успехом играли кочевые труппы, временно арендовавшие залы в купеческих или других представительных домах. Используя балаганные подмостки, приезжие артисты выступали на городских ярмарках.
В 1867 году по инициативе и на средства А. В. Ермакова в Муроме был построен свой театр. Здание театра расположилось на Конной площади между Благовещенским и Троицким монастырями и представляло собой деревянную выштукатуренную одноэтажную постройку, архитектурное убранство которой, впрочем, было не лишено некоторой помпезности.
Первый театральный сезон в Муроме состоялся летом 1867 года. Тогда на сцене только что открывшегося театра дебютировала Пелагея Антипьевна Стрепетова - талантливая и впоследствии знаменитая актриса Малого театра в Москве. По ее воспоминаниям, труппа муромского театра была малочисленной, "точно случайно собранная на несколько месяцев и затем сгинувшая бесследно". Посетив с гастролями большое количество российских городов, актриса отмечала, что провинциальные театральные труппы были похожи одна на другую и муромская не была исключением. Как правило, в поисках заработка в провинциальные театры устремлялись целые группы людей, выбитых из колеи новым экономическим укладом, "стекались преимущественно артисты "праздности и лени", тунеядцы, не находившие себе нигде дела, бездарные и глубоко невежественные субъекты, часто вконец утратившие человеческий образ".
Провинциальные театры второй половины XIX века открывались, по сути, как коммерческие заведения, рассматривались их хозяевами как разновидность торговой деятельности. Муромский театр изначально открывался с целью "употребления доходов от него на содержание благотворительных заведений" и ориентировался на слои богатеющей буржуазии. В зависимости от коммерческих интересов, вкусов антрепренера и буржуазно-мещанского зрителя формировался репертуар театра: развлекательно-водевильная драматургия и оперетта заполняли сцену.
П. А. Стрепетова вспоминала, что антрепренерша муромской труппы своей волей самовлюбленно премьерствовала на сцене. "Все роли юных девиц и дам, драматические и комические играла сама хозяйка" - молодящаяся пятидесятилетняя Гумилевская. Во главе мужской труппы стоял муж антрепренерши - актер М. П. Васильев-Гладков, известный в провинции как способный, дельный актер, желательный для каждой разумно и умело составленной труппы. К нему поступало много предложений из других театров, но "жажда хозяйского положения" и неповоротливость оставляли его в муромской труппе.
Неприхотливая муромская публика, несмотря на скромность требований, все же не могла примириться с той профанацией искусства, какую являла своим поведением хозяйка театра, и настаивала на предоставлении новых, более содержательных ролей для П. А. Стрепетовой. Не мирился с создавшимся положением прежде всего сам устроитель сцены Ермаков, "страстный любитель театра" и, видимо, неплохой знаток искусств: театр находился под постоянным надзором и покровительством Ермакова до самой его смерти.
В летний сезон 1868 года П. А. Стрепетова приезжала в Муром вместе с А. П. Ленским - будущим корифеем Малого театра, актером многогранного дарования, дебютировавшим во Владимире. Актеры приехали с весьма богатым репертуаром, состоявшим в основном из классического наследия А. С. Грибоедова, А. К. Толстого, А. Н. Островского, Ж. Оффенбаха. Надо сказать, что и актерский состав "муромского товарищества" оказался весьма сильным: супруги Конаковы, Соколов, Лаврова, Арбеньева.
После смерти Ермакова здание театра было перенесено в парк, и в нем располагались солдатские казармы, а в 1889 году его отдали под слом. Отсутствие профессионального театра должно было восполниться, ибо "потребность в театральных представлениях существует в наше время, - отмечал журнал "Суфлер" в 1880 году. - Если нет труппы актеров - вырастают как грибы любители, ретиво устраивающие спектакли в театрах, а если последних не имеется, в клубах и частных домах". В 1889 году журнал "Артист" оценивал эту тенденцию как весьма значительную, отмечая, что театральное любительство в провинции подготавливало почву для возрождения постоянных театров.
В конце XIX века в Муроме существовали любительские театральные общества. На сценах Дворянско-купеческого собрания и Собрания всех сословий выступали артисты музыкально-драматического кружка. После открытия реального училища к драмкружковцам присоединились самодеятельные артисты-учащиеся. Репертуар двух любительских кружков различался между собой. Учащиеся под началом своих преподавателей ставили весьма содержательные спектакли: "Ревизор" Н. В. Гоголя, "Спящая царевна" А. С. Пушкина, "В чужом пиру похмелье" А. Н. Островского и т. д. Именно в этом ученическом кружке сыграл свои первые роли реалист Петр Константинов, впоследствии ведущий актер Малого театра, народный артист СССР. Участники музыкально-драматического кружка под управлением А. И. Ленского предпочитали развлекательный репертуар: фарсы "Женщина на Марсе" и "Блудница Митродора", пьесы В. Рыжкова "Змейка" и Н. Черешнева "Частное дело", однако быстро потеряли расположение муромской публики. Положение драмкружковцев осложнялось отсутствием своей сцены.
В конце XIX века Муром дважды посетил оперный кумир Леонид Витальевич Собинов, в марте 1896 года и в январе 1898 года. Оба раза он останавливался в доме № 27 на Нижегородской улице (ныне Воровского) у купца В. В. Суздальцева.
Первую поездку артист совершил по приглашению муромского студенческого землячества и своего старого университетского друга - инспектора местного реального училища А. А. Костромина и дал большой концерт для интеллигенции и учащихся в актовом зале училища. Певец исполнил партии из опер А. С. Даргомыжского "Русалка", Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", П. И. Чайковского "Евгений Онегин" и др. Собинову аккомпанировала Ю. В. Костромина - супруга инспектора училища.
Второй приезд столичной знаменитости состоялся благодаря приглашению семьи Суздальцевых. На этот раз артист дал домашний концерт в их доме под аккомпанемент слепого музыканта Петра Кузьмича Валенкова, брата хозяйки дома.
В начале XX века в Муроме существовало несколько церковных хоровых коллективов, которые исполняли светский классический репертуар в городских учреждениях. Популярными в городе были концерты хоров Реального училища и женской гимназии. При реальном училище также существовал камерный симфонический оркестр.
Массовые зрелища. На рубеже веков любовью народа по-прежнему пользовались ярмарочные представления. Муромскую публику зазывал один из наиболее известных в России заезжих цирков - цирк-варьете А. Сура. Он был из тех цирков "на колесах", что постоянно переезжали из города в город, с ярмарки на ярмарку. По соседству переманивал публику аттракционный театр, предлагая свою разнообразную программу: выступления акробатов, дрессировщиков, шутов, певцов, куплетистов, балалаечников. Охотно толпился народ у "музея-паноптикума с механическим театром", где веселящихся привлекали инсценированные сказки. В театре "Фурор" выступали "чемпионы мира и Мурома" по тяжелой атлетике, пели "дуэтисты в народном жанре", разыгрывались комедийные сценки "Глупый слуга хуже врага", "Муромские сапожники", "Муромские парикмахеры" и многие другие.
Совершенно новым видом искусства для России начала XX века стал кинематограф, изобретенный в 1895 году. В Муроме работали "синематографы" - "Люкс" (1911), стоявший в самом начале современной ул. Советской, напротив Окского сада и "Унион" (1913), впоследствии переименованный в "Луч". "Люкс" вскоре был закрыт из-за непригодности помещения, и хозяину пришлось выстроить новый кинотеатр - "Художественный" на месте нынешнего Дворца культуры им. 1100-летия г. Мурома.
© Муромский историко-художественный музей
На главную страницу раздела
|
|