ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА

ВОЛКОВСКИЙ МАРАФОН -
ПРАЗДНИК ТЕАТРАЛЬНОГО БРАТСТВА

Народный артист России Валерий Сергеев, директор академического театра имени Волкова, руководитель штаба фестиваля:

Мы встречаем гостей. Часы пущены - Волковский фестиваль начинает свой десятидневный марафон. Нынешний Волковский фестиваль - уже Пятый, начиная с 2000 года, когда весь театральный мир отмечал 250-летие рождения русского театра здесь, в Ярославле Фестивальная афиша насыщена и богата событиями. Фестиваль обрел статус Международного, настоящее признание зрителей. Лауреаты Премии Правительства России имени Федора Волкова - театр "Русский балет" под руководством Вячеслава Гордеева, легендарная Свердловская оперетта (академический театр музыкальной комедии) и первый актер в череде Волковских фестивалей, персонально удостоенный Премии Правительства России имени Волкова - актер Самарской драмы, заслуженный артист России - Александр Амелин. Фестиваль богат щедрым разнообразием красок. Жанровая палитра фестиваля - балет, музыкальная комедия, комедия, драма - мировая и русская классика. Мольер, Бомарше, Островский, Чехов, Достоевский, Горький, Ростан! Прогулки под музыку советского времени в "Парке советского периода", современная драматургия (Питер Шеффер, Коко Митани, Ксения Драгунская). Мы помним встречи с Юрием Григоровичем и его "Золотой век", Театр балета Евгения Панфилова, мужественную героику египетского "Зорба". На этот раз ярославцев ждет встреча с театром "Русский балет". Ярославцев также ждут встречи со звездами фестиваля - Татьяной Дорониной, Вячеславом Гордеевым, Львом Дуровым - постановщиком спектакля "Дети Ванюшина", известными актерами русской провинциальной сцены. Столица и провинция не оспаривают первенство друг друга, столица не смотрит на провинцию как на братьев меньших, театры идут в одной связке, они равноправны и равнозначимы. География фестиваля - Москва и Петербург, Урал (Екатеринбург), Поволжье (Самара, Нижний Новгород, Кострома, Ярославль), Центральная Россия (Воронеж). Особый гость - Севастопольский государственный русский академический театр драмы имени А. В. Луначарского, теперь это - ближнее зарубежье. Кроме Премий Правительства России, на фестивале впервые будет вручена традиционная губернаторская премия театральная премия "За развитие традиций Федора Волкова и высокое служение театру", а также театральная премия "Янтарная Маска" - в трех номинациях, усреджителями которой выступают Волковский театр и ОАО "Ярпиво".

Наш фестиваль занимает особое место в театральном пространстве страны, он знакомит зрителей с лучшими работами как столичных, так и провинциальных сцен. Надеемся, что нынешний фестиваль станет праздником театрального братства, доказательством того, что отечественный театр - это поистине природное богатство России, ее золотой запас.

Лауреаты Премии Правительства России имени Федора Волкова - 2004

ДУШОЙ ИСПОЛНЕННЫЙ ПОЛЕТ. ТЕАТР "РУССКИЙ БАЛЕТ"


Известнейший солист Большого театра 1960 - 1980-х годов, "золотого века" этой сцены, участник всех триумфов труппы, танцевавший весь огромный его репертуар - от романтического балета до хореографии Юрия Григоровича, Вячеслав Гордеев - человек широко известный в мире балета. Его творческий облик сложился давно и прочно. Его называют очень надежным и профессиональным человеком, отличным организатором, что неоспоримо. Гордеев придал новый смысл имени театра - "Русский балет", пытаясь раскрыть его по-новому, многообразно и оригинально. Груз ответственности, который лежит на руководителе театра, Гордеев понимает в первую очередь, как долг перед национальной традицией и историей искусства. Гордеев был одним из первых театральных новаторов в нашей стране, кто уже в начале 80-х, оставив Большой театр, фактически начал новый театральный проект - "Русский балет". Гордеев показал, что жизнь многообразней, нежели рамки почитаемого Большого театра. Друзья Гордеева говорят, что такие, как он легко справляются с превратностями судьбы. Надо только всецело отдавать себя любимому делу. Сам Гордеев говорит о себе так: "Если человек решится прийти в балет, он должен быть уверен в том, что ни одного дня для себя у него уже не осталось. Он должен посвятить всю свою жизнь, все свои силы, все свои мысли, думы и чаяния балету. Я не буду голословен, если скажу, что всю жизнь (а я с 12 лет в профессиональном балете), я 22 часа в сутки думаю о балете".

"Поначалу наша труппа состояла всего из шестнадцати человек, и мы танцевали в основном дивертисментные программы, - рассказывает Вячеслав Гордеев. - Но уже через 3 года у нас было 40 артистов, и этого оказалось достаточно, чтобы создавать такие "полнометражные" балеты, как "Лебединое озеро", "Жизель", "Коппелия", "Щелкунчик", "Дон-Кихот" и самый грандиозный балетный спектакль "Спящая красавица", который имеет в своем репертуаре не каждая даже большая труппа". Эта работа получила приз Ассоциации западноевропейских импресарио, которая назвала труппу Гордеева лучшим балетным коллективом Европы. Свой юбилейный сезон театр ознаменовал масштабным проектом - это балетный триптих - посвящение корифеям русского балета рубежа XIX-XX века. Гордеев напрягает труппу трудными хореографическими текстами, создававшимися когда-то для исполнителей Дягилева, Мариинки и Большого театра. Три вечера - "В честь Александра Горского", "В честь Мариуса Петипа" и "В честь Михаила Фокина". Это попытка найти новые формы спектакля, которые представляют не только хореографические жемчужины выдающихся балетмейстеров, но и сами их образы, а также ту атмосферу, в которой они создавали свои спектакли. Сохранить шедевры русской хореографии - это творческая программа нашего театра, которая заложена в самом его названии - "Русский балет".

ОПЕРЕТТА НЕ УМРЕТ, ПОТОМУ ЧТО ОНА ВСЕГДА ПРО ЛЮБОВЬ.

ЛЕГЕНДАРНАЯ СВЕРДЛОВСКАЯ - ШКОЛА АРТИСТИЗМА И АРИСТОКРАТИЗМА


Свердловский театр музыкальной комедии - часто гастролировал в Ярославле в пору пика своей славы. Театр считался лучшим в Союзе. О нем говорили, что это театр, в котором можно пройти прекрасную школу артистизма и аристократизма. Не только потому, что актеры блистали во фраках. Этот театр недаром называли ссыльным - в нем работало много бывших князей и других титулованных особ, чье присутствие западнее Свердловска было властям нежелательно. У истоков театра - стоял знаменитый актер и художественный руководитель театра Георгий Кугушев - потомок князей Кугушевых, известных в XIX веке комедиографов, с его колоритной внешностью, талантом блестящего организатора и преданной любовью к жанру. Спектакли шли при битком набитом зале, это было истинное чудо - лирика, романтика, юмор, бравурная радость жизни, золотой сон о счастье… Постоянные аншлаги в Свердловском театре музыкальной комедии в суровые военные годы: днем ли, вечером ли, в праздники, в будни - театр всегда был полон до отказа. Красота и щедрость музыки, феерические диалоги и танцы, богатство и многоцветье костюмов - были передышкой среди материальной скудости и забот военного времени. Дивная музыка Кальмана и Легара, безукоризненное чувство ритма, легкость и изящество в танце, юмор и музыкальность вселяли в сердца силу и надежду. Позднее театр возглавил Владимир Курочкин, создавший потрясающую творческую атмосферу. Именно при нем блистательно работали Мария Викс, Анатолий Маренич, Нина Энгель-Утина, Эдуард Жердер, начинала творческий путь Галина Петрова. Именно он так высоко нес знамя Свердловской музкомедии, что она приобрела всесоюзную репутацию "театра-лаборатории звезд музыкальной сцены". Курочкин утверждает способность оперетты активно откликаться на самые разные темы жизни, способствует созданию репертуара современной оперетты, впервые в России с 1965 года ставит зарубежные мюзиклы. ("Черный Дракон" Д. Модуньо,. "Хелло, Долли!" Дж. Германа и др.

Последние двадцать лет главным режиссером театра является Кирилл Стрежнев, фигура столь же легендарная, как и его предшественники. Свердловской музкомедии повезло: в ее истории три кита - художественных руководителя: Кугушев - Курочкин - Стрежнев. И сегодня этот театр на всем российском пространстве - вне конкуренции и считается лидером в своем жанре. Стрежнев сохранил прозиции театра. - налицо и опыты переосмысления классики ("Королева чардаша", поданная в стиле игры в модерн); продолжение репертуарной линии, связанной с мюзиклами ("Хелло, Долли"). Это и попытки выйти за пределы привычных комедийных схем, образов, приемов - "Клуб одиноких сердец" на музыку "Битлз" - и, наоборот, стремление вернуть на сцену спектакли, воспоминания о которых живы в памяти старшего поколения исполнителей и зрителей, - "Бабий бунт" Е. Птичкина. К этому перечню можно добавить два спектакля - премьеру оперетты И.Штрауса "Калиостро" и "Парк советского периода" (с подзаголовком "Романтическая прогулка во Времени под музыку советских композиторов"), который увидят ярославцы в день открытия фестиваля. Режиссер- постановщик Кирилл Стрежнев посвятил спектакль памяти режиссера Владимира Курочкина. Для этого спектакля было сшито около 200 костюмов, театр обратился с просьбой к жителям города принести, у кого сохранились аксессуары, одежда, шляпы, сумочки, шали периода 30-60-х годов. Надо сказать, что отклик был колоссальный, театр даже не ожидал, что столько народу откликнется на просьбу. Несли военную форму, морскую, летную, шинели, погоны, обувь. Опасения, что советское прошлое нашему зрителю неинтересно не оправдались! Все первые спектакли прошли с небывалыми аншлагами. Билеты на премьеру почти все раскуплены до конца сезона. "Парк" - мифологизированное пространство. Парк - как и вокзал - место встреч и разлук. Музыкальная основа спектакля - фрагменты советских оперетт Дунаевского, Милютина, Стрельникова, популярные песни прошлых лет от Утесова и Шульженко до первых ВИА. спектакль об истории нашей страны, человеческих судьбах, прошедших через парк. В парке кипит жизнь, он живой. Там звучат песни, назначают свидания, ссорятся и мирятся, влюбляются, провожают на фронт и встречают с войны.

ОБАЯНИЕ Александра АМЕЛИНА

Лауреат Премии имени Федора Волкова - актер Самарского академического театра драмы имени М.Горького


Заслуженный артист России Александр Амелин сегодня по праву занимает ведущее положение в Самарском театре драмы. Амелин уже знаком ярославцам. Его яркого Маслобоева мы видели в "Униженных и оскорбленных" Достоевского, в спектакле, который самарцы показывали на Волковском фестивале -2002. Амелин окончил Московское театральное училище имени Щепкина и был приглашен на работу в Самарский академический театр драмы. Актерские работы Амелина в спектаклях "О мышах и людях" Д.Стейнбека (Ленни), "Сага о маленьком дяденьке" Б.Линдгрен (Пес), "Чужой хлеб" И.Тургенева (Тропачев), "Васса Железнова" М.Горького (Семен), "Замок в Швеции" Ф.Саган (Гуго) говорили о профессиональном росте актера, становлении творческой личности, наделенной заразительной внутренней энергией, юмором, обаянием, трудолюбием и такими редкими и необходимыми для артиста качествами, как открытость и наивность. Прекрасные природные данные Александра Амелина - высокий рост, стать, бурный темперамент в сочетании с удивительной легкостью и стремительностью движений - создали ему положение первого актера театра. Актер-мастер играет много, разнообразно и щедро. От сложной драматической роли он легко выходит к гротесково-пародийной, и с каждым таким размахом расширяются рамки его диапазона. В "Венецианских близнецах" К.Гольдони ему удается в один вечер сыграть двух братьев-близнецов с противоположными характерами: доброго, но глуповатого Дзанетто и победительно-щеголеватого, но циничного Тонино. Он легко входит в открытое общение - игру со зрителем в спектакле "Весь Шекспир за один вечер", естественно обнаруживая генетическую близость свою к бродячим актерам эпохи Шекспира, а через день мы видим в нем исконно русского хозяина - большого, щедрого, неторопливого и какого-то детского в спектакле "Душечка" по рассказам А.П.Чехова.

На Волковской сцене Амелин сыграет Сальери в пьесе Питера Шеффера "Амадеус" и - роль Мацуо Сакисака, цензора в спектакле "Академия смеха" Коки Митани. Обе работы - - бесспорные удачи актера.


На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры