ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА

Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ

РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР

Фестиваль имени Федора Волкова

Фестиваль в Ярославле под девизом "Волкову, Волкову, Волкову всем мы обязаны!.." начинался в 2000 году вручением правительственной премии Российской Федерации имени великого основателя старейшему театру. Это было совершенно закономерно: кто, как не волковцы, достоин первым получить эту высокую награду и предоставить свой театр хотя бы на один вечер следующим лауреатам?

Так родился смотр, в каком-то смысле уникальный, потому что театры-участники, какими бы разными они ни были, предстают равными среди равных. И именно эта определяющая черта Волковского фестиваля позволяет оценить артиста как явление современного театра. А для того чтобы как можно подробнее, в деталях рассмотреть это явление, ежедневно работали семинары молодых театральных критиков, в которых под руководством педагогов ярославских вузов и гостей из Москвы участвовали не только пишущие на темы театра журналисты, но и студенты стерших курсов Ярославского университета. Все это вместе создавало на протяжении десяти дней ту фестивальную атмосферу, в которой важны и праздничные настроения, и ежедневный профессиональный анализ.

Если бы существовали на этом фестивале призы зрительских симпатий, без сомнения, главный из них был бы отдан артисту Воронежской драмы Валерию Потанину. В спектакле "Театральный романс" А. Н. Толстого (постановка A. Ивaнoвa) Потанин сыграл Яблокова - героя, который, завязывая основную интригу, легко и вдохновенно разрешает ее. Яблоков в трактовке Потанина существует на сцене без пауз: каждый выход его на сцену насыщен веселой энергией человека, вопреки всему твердо верящего в то, что "жить надо, а не выяснять отношения". Валерий Потанин не только театрализует происходящее, то приникая к скрипке, то накрывая стол со вкусом и изысканностью, он и атмосферу зрительного зала умеет по-своему режиссировать. Обращения артиста к зрителям, его выходы в зал лишены банальности, за легким флером "капустничества" просматривается высокое мастерство.

Спектакль Тульского театра "Кавказский меловой круг" Б. Брехта решен режиссером А. Поповым свежо и остро, в нем, пожалуй, громче других философских вопросов услышалась. мысль о "страшном соблазне" сотворять добро. С помощью художника Б. Ентина режиссер создал то особое, эмоционально насыщенное пространство, в котором перед зрителем раскрываются два в равной мере важных жития -Груше, замечательно сыгранной Марией Поповой, и Аздака, мастерски воплощенного Михаилом Матвеевым. Многонаселенный персонажами спектакль ни в моей мере не кажется калейдоскопичным, потому что даже самая небольшая роль интерпретируется артистами тульского театра как остро подмеченный характер, народный тип. Это с полным правом можно отнести и к блистательно сыгранному Р. Джурабековым Ефрейтору я к паре столичных, задумавших разводиться после прожитой долгой жизни (С. Сотничевская и В. Башкин).

Сильное впечатление оставил спектакль Чувашского драмтеатра "Свет далекого счастья" А.Тарасова, поставленный В. Яковлевым. Во многом несовершенная пьеса о неблагополучной семейной жизни в деревне, где дети предоставлены самим себе, в какой-то момент благодаря мастерству режиссера и артистов поднимается до осмысления подлинно философских проблем бытия. Тени ушедших не просто являются живущим, но вмешиваются в их существование, диктуют свои нравственные принципы, взывают к памяти. Не случайно, как девиз звучат вынесенные в программку слова:

"Мы - начало, продолжение и конец другой жизни". Запоминается девочка Зоя, выразительно и тонко сыгранная С. Андреевой, нелепое, некрасивое, странное существо, чувствующее полную, гармонию с природой, мечтающее переродиться в березку, существо, глубоко чуждое недоброму, отталкивающему миру взрослых, исподволь затягивающее подростков в омут насилия, пьянства

Спектакль "Игроки" Н. В. Гоголя Калужского драмтеатра (постановка А. Плетнева) идет уже давно, но наполняющая его энергия не исчезает. Это спектакль о страсти, однако его действие идет тихо, сдержанно, персонажи говорят приглушенно, словно боятся потерять над эмоциями контроль. Игры как таковой в спектакле нет - есть ворожба, шаманство, когда, стоя за спиной Глова (мастерски сыгранного С. Корнюшиным), каждый из игроков, вроде бы и не всматриваясь в карты, проводит свой сеанс гипноза.

Здесь работает уникальный актерский ансамбль, из которого трудно кого-то выделить: С. Лунин (Ихарев), М.Пахоменко (Швохнев), М. Кузнецов (Кругель), В.Логвиновский (Утешительный), Е.Сумин (Замухрышкин), И.Кумицкий (молодой Глов).

Ярославский зритель был покорен ювелирным искусством Н. Мартона (Санкт-Петербург), В.Борисова (Самара). Да и хозяева фестиваля выступили с блеском: спектакль "Спириты" выстроен динамично, по-настоящему современно, с острыми социальными акцентами. Замечательно играют Т. Иванова, Т. Исаева, Л. Пошехонова, В.Солопов, В. Балашов, В.Кириллов, Б.Белов, Е.Мундум.

Совсем неслучайная попытка рассказать о Волковском фестивале превращается в перечень имен замечательных российских артистов, людей, которые в разных уголках страны ежевечерне выходят к зрителю. Фестиваль стал настоящим рыцарским актерским турниром, где, впрочем, никто не оспаривал первенства, а лишь демонстрировал свое служение сцене, привычно называемое работой.

Культура, 6-13 ноября 2002 года, № 45.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры