ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА
Николай ЖЕГИН
"РУССКАЯ ТОСКА" ТЕАТРАЛЬНОГО АВАНГАРДА
ВСЕ ИЩУТ "НОВУЮ ДРАМУ", СТАНДАРТНУЮ ПО РАЗМЕРУ,
НО НЕСТАНДАРТНУЮ ПО ЗАМЫСЛУ
Третий фестиваль "Молодые театры России", только что завершившийся в Омске, подтвердил то, о чем многие догадывались: молодые театры, возникшие за последние 10 - 15 лет, не слишком обеспокоены поисками новых форм.
"Чудаки" в Омском камерном Пятом театре, поставленные вчерашним эпататором вкусов Анатолием Праудиным, привлекали не остротой эксцентричных метафор, а тонкой нюансировкой психологически точного письма и подробной проработкой "побочных" сюжетов.
"Простую" поначалу историю про измену супруга, который, однако, по-прежнему обожает жену, а она его, представьте, тоже... словом, что-то вроде "Осеннего марафона" ...осложняют особые обстоятельства. Мастаков Владимира Остапова - писатель, человек вдохновенный и увлекающийся... И никто не понимает этого лучше его жены. Елена Ларисы Гольштейн ценит в нем творца, ради чего все ему простить готова. Словом, идеал жены-друга для человека, взявшегося за перо. Все обольщения ее соперницы (а Татьяна Казакова в роли Ольги обольстительна и по-кошачьи коварна) обречены. Тут писатель Горький категоричен. Режиссер еще не обходится без рискованных символов, но в целом демонстрирует решительный поворот к традиции.
Пятый театр - хозяин фестиваля, принявший под своей крышей 15 театров из России и зарубежья, как бы с самого начала задавал тон серьезный и в чем-то даже академический...
"Бытовой" с яркими фарсовыми красками, неожиданным карнавальным шествием и вполне мистическим финалом - одним словом, спорный, смелый и бесспорно талантливый, - таким выглядел чеховский "Иванов" в Новосибирском театре под руководством Афанасьева. И вместе с тем спектакль психологически выверенный и в тоскливых муках Иванова - Владимира Шевчука, и - и в отчаянных воплях Анны Петровны - Светланы Галкиной.
Даже в условной пластике звериного царства джунглей из "Маугли" талантливые актеры Молодежного театра из Уфы сохраняли "правду человеческих отношений"... Я уж не говорю о таком верном последователе истинно мхатовской традиции, как Сергей Женовач, показавшем на фестивале учебный спектакль своего курса в ГИТИСе "Как вам это понравится" - легкий, стремительный и воздушный...
Словом, торжество "русской актерской школы" школы правды, школы "переживаний" и великолепия сценической речи, в чем опять же блеснула в спектакле "Красавец-мужчина" превосходная труппа Пятого театра.
Режиссура на фестивале как-то не возникала. Словно сговорившись, режиссеры один за другим "умирали в актере".
Очень "режиссерский" спектакль "Песни дождя" не в счет. Созданный "по мотивам поэзии Далай-ламы VI" спектакль Театра пластической драмы "ЧелоВЕК" недавно перебравшегося из Улан-Удэ в Омск, - это особое синтетическое действо с вокалом (восточное, надо сказать, превосходное песнопение с совершенно непонятными то ли звуками, то ли словами, и поди попробуй угадай за этим поэзию Далай-ламы, с которой ты, прямо скажем, не очень знаком). Великолепные пластические новеллы и профессиональная цирковая акробатика... словом, это был особый театр.
Но что же все это означало? Что молодые повзрослели? Нарастили брюшко, обмякли и утратили способность юную дерзать? Или, может быть, дает о себе знать консерватизм и закоснелость провинциальных вкусов, отторгающих новизну? - Нет, к новым формам (в Омске, по крайней мере) отнеслись с энтузиазмом. Тонкого вкуса театральные парадоксы Юрия Погребничко были встречены восторженно. Но заметьте, спектакль Московского театра ОКОЛО дома Станиславского назывался "Русская тоска", и ни нотки молодого задора, "протеста", энергии самоутверждения не было слышно в элегическом и завораживающем пении Натальи Рожковой.
Новая пьеса на этот раз была представлена скупо - с большой натяжкой сюда можно отнести "Зиму" Гришковца, показанную Воронежским Камерным театром... Фестиваль верно отражал театральную реальность - молодые театры у нас не стали апостолами "новой драмы", ее проводниками и поборниками. Должно быть потому, что новая драма так и не обрела у нас черты определенного "выраженного" направления, оставаясь площадкой лабораторных экспериментов и специфических конкурсов...
Что же до дефицита "новых форм", видимо, сказывается общее разочарование от доморощенных авангардных затей. Кроме того, все мы сегодня несколько устали от напряжения, от небывалых досмотров и предупреждений о подстерегающей тут и там опасности, кстати нелишних... И как-то уже не тянет на театральный эпатаж и рискованные эксперименты...
Обновление театра, как известно, начинается не иначе как с новых пьес. Именно от молодых (от кого же еще?) мы и ждем обновления.
Новые пьесы, правда, привез из Тольятти руководитель тамошнего Театрального центра Вадим Леванов и читал их на фестивале вслух. Новые пьесы обычно не дотягивают до "формата" - то оканчиваются на полуслове, то на первом действии. Тольяттинцы в этом смысле не стали исключением, а театры, вопреки разговорам, с нетерпением ждут "новую драму" стандартного размера, но нестандартную по замыслу. Именно такую пьесу и написал никому не известный молодой автор из Питера Д. Привалов. Юный герой его пьесы "5-25" выбросился с девятого этажа. Конец? - Нет, это только начало. В Тюменском молодежном театре "Ангажемент" пьеса называлась "Хлобысь - Опаньки". Как надо понимать: "Хлобысь" - то есть оземь, насмерть. Но вскоре -"О-па!" ("Опаньки") встал. Оправился, словом, ожил. Но уж, конечно, в мире ином. Ход неординарный, эксцентрический, а пьеса на самом деле (при чтении это особенно заметно) все о том же, о томлении юного сердца, об одиночестве и неразделенной любви...
Помнится. В одной давней "молодой пьесе" с верхнего этажа выбросили... рыбок из аквариума. Но какую бурю "социального протеста", гражданского негодования вызвала тогда судьба этих несчастных пресноводных. И как пылал, размахивая шашкой, тонкошеий правдолюбец, и такой незащищенный в те времена наш любимец Олег Табаков!
Но бежит как от огня молодая драма от протестов и гражданского пафоса... Ее вечная тема - страдания юного Вертера, что всегда свежо, хотя не совсем ново.
Так что же все-таки происходит с так называемыми молодыми театрами? Не будем спешить с ответом. Мы увидели на этот раз 20 спектаклейц молодых. Это совсем немало, за что устроителям фестиваля, омичам, оторвавшим солидный фрагмент от местного бюджета, низкий поклон. Но и не так уж много, чтобы судить о движении молодых в целом... Тем более что, по правде сказать, и "движения", (каким явились, скажем, "рассерженные" 60-х годов), сегодня, конечно, нет. Что ни хорошо, ни плохо. Нет энергии протеста, но нет и диктата команды, каждый развивается свободно и независимо. Отсюда то разнообразие, которое было хорошо видно на фестивале. Свою особую лексику и особый образный строй молодые ищут не в театрах, а в студиях, мастерских и лабораториях, а на них нужны деньги. Между тем всем ясно, что в свете ожидаемых реформ предстоящая зима будет зима тревоги нашей. Тут уж не до поисков новых форм. А как бы вообще остаться на рынке.
Но будет фестиваль молодых и в 2005 году. Так нам обещали. И, стало быть, молодым есть смысл оставаться молодыми, по крайней мере, до будущей осени.
Культура, № 46, 25 ноября - 1 декабря 2004 г.
На главную страницу раздела
|
|