ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА
Борис ПОЮРОВСКИЙ
НИНА ЗАРЕЧНАЯ ЕДЕТ В ЕЛЕЦ...
Третий фестиваль театров малых городов России
Понятие "театральная провинция" - достаточно условное. Мы знали коллективы, работающие в столице на провинциальном уровне. И, напротив, великолепные коллективы, выступающие далеко от Москвы. Не стоит смешивать географическое местоположение с положением в искусстве.
Сама по себе идея в наши дни - в третий раз! - устроить Фестиваль театров малых городов кажется почти безумием. Если бы дело происходило в 80-е годы, другой разговор: кто тогда считал казенные деньги, особенно, когда речь шла об идеологической целесообразности. Вспомним декады литературы и искусства национальных республик! Однако сейчас, когда не то что в провинции, но и в столице театры с трудом сводят концы с концами, одному Богу известно, каким чудом Государственный Театр Наций смог принять в Москве десять театров!
Города эти до 1917 года значились в России уездными в отличие от губернских и столичных. При советской власти терминология несколько изменилась. Уездные города превратились в районные центры областного подчинения и вместе с ними стали называться периферийными: таким образом, из нашего лексикона на долгие годы было изъято обидное слово "провинция".
Между тем и прежде и теперь талантливые люди родятся, живут, трудятся далеко не всегда в пределах столичной кольцевой дороги. В этом можно было снова убедиться в дни работы Третьего фестиваля театров малых городов. В его афише - "Чайка" и "Вишневый сад" Чехова, "Гроза" Островского, "Васса Железнова" Горького, "Царевич Алексей" Мережковского, "Кровавая свадьба" Лорки, "Венские встречи" И. Штрауса, несколько пьес современных авторов. Драма, куклы, оперетта - все жанры востребовал фестиваль. Если к этому добавить, что мы познакомились с интересными индивидуальностями актеров, режиссеров, сценографов, то станет ясно: игра стоила свеч!
Есть что-то знаменательное в том, что фестиваль открывал Театр "Бенефис" из Ельца, да еще чеховской "Чайкой". Спектакль играли в помещении Театра "Эрмитаж" в том самом зале, где 17 декабря 1898 года Художественно-общедоступный театр впервые сыграл чеховскую комедию, во многом определившую дальнейшую судьбу молодого театра, да и самого автора тоже, незадолго до того пережившего провал "Чайки" в Александринке. Ведь именно в Елец собирается, как и век назад, Нина Заречная, где она по-прежнему "будет нести свой крест и веровать..."
Что правда, не обошлось без казусов, тиражируемых в театрах, отстоящих друг от друга на тысячи километров. К примеру, Аркадина из Ельца и Варвара из Советска проявляют нездоровый интерес к причинному месту у Тригорина и Бориса - сказывается пагубное влияние телевидения. По той же причине, очевидно, не обошлось и без квартета ню в "Грозе" из Советска.
Бесспорным лидером фестиваля стала "Васса Железнова" из Златоуста. Театр "Омнибус" не смутило то обстоятельство, что сегодня Горького не пинает только ленивый. Что у пьесы - длинная, счастливая судьба, связанная с именами Раневской, Бирман, Пашенной, Сазоновой, Никищихиной, Чуриковой...
Режиссер Борис Горбачевский поместил в центр спектакля конфликт двух женщин-матерей - Вассы и Рашели, отодвинув на второй план социальные мотивы.
Вместе с художницей Маргаритой Колмогорцевой они построили единую декорацию, в которой одновременно угадывается богатый купеческий дом и один из пассажирских пароходов преуспевающей компании Храповых-Железновых.
Б. Горбачевский выбирает на роль Вассы актрису Розу Ахмадулину, обращая наше внимание на то, что у Горького главной героине всего-то 42 года. Что эта рано состарившаяся женщина полна желаний. Мало того, режиссер сочиняет бессловесный образ пятнадцатилетней Василисы Храповой, еще до ее замужества с Железновым. В самые драматические моменты юная Василиса возникает в видениях-воспоминаниях взрослой Вассы, что усиливает драматизм.
В некоторых спектаклях Васса явно вызывала осуждение, как чуждый элемент. В других - сочувствие по причине своей беспомощности и физической немощи. Мы видели и глупую Вассу, что тоже не слишком располагало к ней. И умную, ловкую, сильную и опасную, готовую на что угодно - лишь бы добиться своего.
Роза Ахмадулина, судя по всему, считает, что Васса - человек решительный, точно знающий, к чему она стремится. Ну а что смерть застает ее врасплох, в этом нет ничего удивительного: деревья умирают стоя. Таким людям некогда болеть. Они и живут, и умирают быстро, стремительно, на ходу, - и все по той же причине, что очень деловые.
Справедливости ради надо заметить, что успех спектакля связан не только с исполнительницей главной роли. В том-то и состоит основное достоинство Театра "Омнибус", что он являет собою пример великолепного, слаженного актерского ансамбля, где невозможно кого-то выделить - до того все хороши, включая исполнителей эпизодических ролей и даже участников народной сцены.
Обреченность и озлобленность против всех и вся сочетается у Сергея Петровича Железнова с отчаянной попыткой вырваться, казалось бы, из безнадежной ситуации, как это удавалось ему уже не раз. Анатолий Конопацкий так яростно отбивается от предложения Вассы принять яд, что известие о кончине Сергея Петровича воспринимается как полная неожиданность.
Откровенный, пугающий цинизм становится доминирующей чертой характера брата Вассы Прохора у Юрия Чудошникова. Он дурно влияет на племянниц, готов постоянно натравливать всех против всех, и не обязательно даже с какой-то конкретной корыстной целью, а просто так, из удовольствия делать гадости.
А как разнятся дочери Вассы: Наталья - Оксана Заславская и Людмила - Елена Светлова! Если в первой легко угадывается материнская мертвая хватка, то нельзя понять, в кого пошла вторая, младшенькая.
Театр из Златоуста представил труппу, которой могут позавидовать многие. Актеры старшего и среднего поколения вме-сте с молодыми образуют единую семью, где все говорят на одном языке, что и в столичных театрах, к сожалению, стало редкостью.
И еще одним наблюдением здесь необходимо поделиться откровенно. Почти все спектакли фестиваля проходили в переполненных залах, хотя он оказался в буквальном смысле слова между двух огней - "Золотой маской" и театральной олимпиадой. На фоне подобных соблазнов интерес зрителей к фестивалю театров малых городов представляется особенно значительным. Он свидетельствует о том, что настоящие любители сценического искусства по-прежнему испытывают живой интерес к театральной жизни российской провинции, которая дала отечественной сцене Федора Волкова, Михаила Щепкина, Федора Шаляпина, Василия Качалова, Леонида Леонидова, Иннокентия Смоктуновского, Павла Луспекаева, Любовь Добржанскую, Евгения Лебедева... Будем надеяться, что с помо-щью фестиваля театров малых городов список этот обязательно продолжится и дополнится новыми именами. Ведь удельный вес этих коллективов ни с чем не сопоставим, ибо именно они несут на себе всю ответственность за духовное развитие общества. Вместе с небольшими провинциальными музеями, библиотеками, клубами они являются подлинными очагами культуры, призванными преподать первые уроки нравственности и первые уроки искусства. Они на самом деле и есть те самые подвижники, которые добровольно взвалили на себя обязанность сеять разумное и вечное, не требуя за это ни славы, ни материальных благ, ни формального признания. Хвала им и честь!
На главную страницу раздела
|
|