ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА
Пресса о фестивале
Культура тверского края
IV ФЕСТИВАЛЬ ТЕАТРОВ МАЛЫХ ГОРОДОВ РОССИИ
ДЕНЬ ПЕРВЫЙ
ВЫШНИЙ ВОЛОЧОК ВСТРЕЧАЕТ ГОСТЕЙ
Особо оживленно было в Венециановском сквере вечером 2 октября. Здесь начиналась церемония открытия IV фестиваля театров малых городов России, который проходит в нашем городе со 2 по 10 октября. Мероприятие, ожидаемое с нескрываемым нетерпением не только любителями Мельпомены, но и всеми вышневолочанами, превратилось в праздничное действо. На украшенной сцене ведущие рассказывали, как все начиналось десять лет назад.
Затем они вкратце остановились на истории городов и представленных на фестивале их театров. Артисты Вышневолоцкого драматического с юмором и шутками показали некоторые сценки из спектаклей, которые привезли наши гости. А приехали в Вышний Волочек - Борисоглебский муниципальный драматический театр имени Н. Г. Чернышевского, Мичуринский драматический театр, Бугурусланский городской драматический театр имени Н. В. Гоголя, Камерный театр города Череповца, Омский государственный Северный драматический театр (город Тара), драматический театр "Бенефис" (город Елец), Могилевский областной драмтеатр, Тверской областной театр для детей и молодежи.
С ПОЖЕЛАНИЕМ УДАЧИ
Церемония официального открытия продолжалась в помещении Вышневолоцкого драмтеатра.
Участников фестиваля, гостей и зрителей тепло приветствовал председатель Законодательного собрания Тверской области М.Ж. Хасаинов. В своем выступлении он подчеркнул, что открытие IV фестиваля театров малых городов России позволяет нам надеяться, что наша жизнь будет лучше, и с оптимизмом смотреть в будущее. Не главное, кто станет победителем, важно, что зрители и актеры соприкоснутся с замечательным искусством.
От администрации области по поручению губернатора Д. В. Зеленина служителей сцены и зрителей поздравила его заместитель Н. М. Беленко. Она говорила о красоте и замечательных традициях нашего края, упомянула, что именно малые города России делают нашу страну уникальной и великой. Наталья Михайловна пожелала фестивалю удачи.
Председатель жюри фестиваля, заведующий кафедрой профессионального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма В. М. Крупицкий поздравил всех с торжеством и представил членов жюри, отметив, что в работе фестиваля примут участие заслуженный деятель искусств России Виктор Мережко, народный артист России Борис Хмельницкий и заслуженный артист России, наш земляк Александр Семчев.
Аплодисментами встретили присутствовавшие выступление мэра города В. М. Смирнова. Поздравляя вышневолочан и гостей с праздником, Вячеслав Михайлович особо поблагодарил организаторов фестиваля и его участников. Он пожелал артистам театров творческих успехов и выразил надежду, что мы с ними встретимся еще не раз, так как верим в его будущее.
Затем слово для приветствий было предоставлено участникам фестиваля. Море цветов, шутки, поздравления - все слилось воедино.
ПОПЫТКА ПРОРЫВА
И вот открылся занавес. В первый вечер сцена была предоставлена победителю третьего фестиваля театров малых городов России 2002 года, обладателю гран-при фестиваля и приза за лучшую режиссуру Борисоглебскому драматическому театру имени Н. Г. Чернышевского. На этот раз театр привез на суд зрителей драму Федерико Гарсиа Лорки "Дом Бернарды Альбы".
Признаюсь, с первых же сцен спектакля на душе стало как-то сумрачно и жутковато от черных декораций и костюмов молоденьких актрис. Не было видно ни одного белого пятна. И только когда действие начало разворачиваться, я поняла, в чем суть постановки.
На сцене воспроизведена картина жутковатого мира, где восемь женщин находятся в замкнутом пространстве под жестким и деспотичным контролем матери Бернарды Альбы. После похорон мужа, как этого требует обычай, она не разрешает дочерям ступить ногой за порог дома. Навязанное условностями противоестественное существование постепенно лишает девушек человеческого облика. Между сестрами возникают стычки, появляются предательство, доносы. Только самоубийство младшей дочери разрушает невидимую стену, отделявшую семейство от манящего и прекрасного мира реальности.
После спектакля мы поговорили с режиссером-постановщиком Адгуром Кове, который подтвердил мои мысли об актуальности пьесы. Режиссер создал собственный, значительно отличающийся от принятого, творческий облик театра, что сказалось на подъеме профессионализма труппы и качестве спектакля.
А уже поздно вечером этот театр провел свой арт-клуб. Те же девчата, но уже с юмором и весельем показали зрителям одноименную постановку, продемонстрировав еще раз свое мастерство, а также обаятельность, которая была до этого скрыта от глаз зрителей.
ДЕНЬ ВТОРОЙ "И ЖИЗНЬ, И СЛЕЗЫ, И ЛЮБОВЬ…"
Второй день фестиваля театров малых городов России представлял Мичуринский драматический театр, который основан в 1897 году. Мичуринцы показали вышневолоцкому зрителю спектакль "Собранье пестрых глав" (фантазии на темы романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин" под музыку П. Чайковского и С. Прокофьева).
Перед началом показа выступила директор театра Г. Н. Попова. Она рассказала, что актеры привезли в наш город премьеру, которую мичуринский зритель еще не видел, потому что открытие театрального сезона состоится у них 22 октября. Это экспериментальная творческая работа, поскольку драматический театр ставит музыкально-драматическое произведение. Главным режиссером-постановщиком является В. А. Персиков.
Естественно, что актеры в театре не все "поющие", но в этом спектакле поют практически все. Спектакль идет под "живую" музыку, звук рояля.
- Мы не первый раз в Вышнем Волочке - говорит Галина Николаевна. - Приезжали сюда в гости, когда проходили "Театральные встречи на Древнем Волоке", посвященные 300-летию Вышневолоцкой водной системы. Нам очень понравился вышневолоцкий зритель, мэр вашего города В. М. Смирнов, который понимает и разбирается в театральной жизни очень профессионально, что встретишь не часто. И когда нас пригласили на фестиваль, мы не могли не приехать.
Потом была зачитана приветственная телеграмма участникам фестиваля от председателя Союза театральных деятелей России Александра Калягина.
Спектакль начался. Сразу отмечу очень оригинальную интерпретацию великого пушкинского произведения, сценическое оформление. Режиссер сделал много интереснейших находок, а актеры - просто молодцы! Мы как бы заново перелистали "Евгения Онегина". Казалось бы, это классика, но со сцены она смотрелась оригинально, и самое главное, пение актеров доставляло удовольствие. Я обратила внимание на молодых людей, которые с интересом воспринимали эту постановку.
Мичуринцы не разочаровали нашего зрителя. Будем надеяться, что они еще многие годы будут все так же волновать своим творчеством сердца зрителей и любителей театрального искусства.
После спектакля собравшиеся стоя аплодировали актерам, вызывали режиссера. Затем на сцену поднялся мэр города В. М. Смирнов. Вячеслав Михайлович поблагодарил труппу за замечательную игру и доставленное удовольствие. Он подарил роскошный букет главному режиссеру-постановщику Валерию Персикову. Всем артистам также были вручены цветы.
Было уже поздно, но зрители не спешили расходиться, так как Вышневолоцкий драматический театр должен был проводить свой арт-клуб. И снова в холле театра звучали смех, шутки, были показаны небольшие юмористические репризы, танцы, песни. Актеры и зрители просто отдыхали, глядя, как балагурят вышневолоцкие артисты.
Подготовила Тамара СЕРГЕЕВА.
Вышневолоцкая правда. - 2004. - 5 октября.
ВАШ ВЫХОД, ФЕСТИВАЛЬ!
В Вышнем Волочке стартовал Четвертый фестиваль театров малых городов России.
Родилось это мероприятие, ставшее большим культурным событием для провинции, ровно десять лет назад. Идея принадлежит творческому коллективу Вышневолоцкого драматического - одного из самых старейших провинциальных театров, а поддержали ее администрации области и города, Министерство культуры.
В Венециановском сквере в центре города прошло театрализованное открытие, в котором приняли участие местные артисты. Всю эту неделю на сцене драматического театра будут идти постановки, представленные на конкурс провинциальными театрами из Вологодской, Воронежской, Волгоградской, Тамбовской, Тюменской, Омской, Оренбургской областей и, конечно же, хозяевами фестиваля - вышневолочанами. На правах гостя свою работу в рамках фестиваля покажет и Тверской областной театр для детей и молодёжи.
В составе жюри - известный российский драматург Виктор Мережко, артист театра и кино Борис Хмельницкий, столичные критики. Один из мастер-классов проведет артист Александр Семчев. Для него Вышневолоцкий театр - альма-матер. Именно здесь Александр делал первые шаги в своей артистической карьере.
Тамара Водичева (Тверь)
Российская газета. - 2004. - 6 октября.
ЗДРАВСТВУЙ, ФЕСТИВАЛЬ!
Вот и дождались мы вновь яркого праздника. Возбужденные лица, показ-парад нарядов и всюду радостные улыбки, суета, ожидание.
2 октября в субботу в нашем городе открылся IV фестиваль малых городов России. В 16 часов в Венециановском сквере состоялось театрализованное приветствие-представление участников фестиваля. Артисты Вышневолоцкого государственного драматического театра познакомили с историей городов участников фестиваля и фрагментами спектаклей конкурсантов. А в 17.30 уже в Драматическом театре состоялась официальная церемония открытия фестиваля.
Первыми свой конкурсный спектакль "Дом Бернарды Альбы" показали артисты Борисоглебского муниципального драматического театра им. Н. Г. Чернышевского (на прошлом фестивале этот театр получил Гран-при). Режиссер-постановщик А. Кове, художник-постановщик - В. Никольская, хореограф - Л. Вединяпина, музыкальное оформление - В. Урывский.
Затаив дыхание, зритель внимал игре актеров, а через них и самому автору, положившему в основу пьесы действительные события, воспроизведенные с документальной, фотографической точностью. Драматизм в столкновении между человеческой природой, естественными возможностями человека и житейской усредненностью, данностью, которая калечит его, заставляет мириться. Противопоставление свободы и несвободы наибольшей силы и убедительности достигает в изображении увядания женщин.
Любовь, рождение ребенка, воспитание детей три ступени, по которым должна подняться женщина, чтобы оправдать свое назначение. Актеры прожили трагедии несостоявшихся судеб Невесты, Жены, Матери. Прожили вместе с ними эти трагедии и зрители.
После спектакля труппа показала театральный капустник, где "Дом Бернарды Альбы" предстал перед зрителем совсем в ином свете. Для женщин "Дома Бернарды Альбы" нет ничего запретного и невозможного. Все оголено, изуродовано, доведено до абсурда. Разгул, веселье и острое желание быть женщинами. И опять актеры живут, а вместе с ними живет и зритель.
Любопытно по горячим следам после спектакля услышать мнение зрителей. Как и должно быть, взгляды у публики оказались разными, и это хорошо. Значит, нет равнодушных, зацепило, заставило думать, восхищаться или сопротивляться представленной концепции пьесы.
Д. Азаров (актер): "Спектакль оцениваю положительно. Все замечательно. Молодцы!"
Н. Горлина (врач): "Поставлен профессионально, высокий уровень режиссуры и актерского мастерства. Прекрасная хореография. Она едина со спектаклем. Смотрела легко и с удовольствием. Многое построено на символах".
А. Говорун (актриса): "Хорошо знаю пьесу, поэтому все было понятно. А многие, может быть, и не поняли. Затворничество уродует женщину морально и физически. Но немного давит, чуть-чуть пережато. А в целом спектакль удался".
Г. Зигерт (экскурсионное агентство "Волок"): "Есть экспрессия, гибкость, хорошая хореография. В начале играли не в полную силу, к концу спектакля разыгрались".
Т. Тарасова (актриса): "Единство сценографии и актерского исполнения. Выдержали стиль от начала до конца. Замечательный спектакль".
Н. Юшкова (муниципальный служащий): "В этой труппе есть все: и артисты, и режиссер, и художник. Сцена со стульями и лепестками роз, как символ всего спектакля, потрясающая".
Педагог: "Не понравился. Не все понятно. Очень мрачно и страшно. В 2002 году их спектакль был потрясающий. В этом году прекрасная хореография, но скучно".
А как сами артисты оценивают свою игру? Утомленные длительным переездом, эмоциональной отдачей, они посетовали на то, что им не совсем хватило сцены. Сцена в их родном театре значительно больше. И немножко не хватило куража, на котором они обычно играют этот спектакль. Они оказались строгими судьями собственного творчества.
А зритель в очередной раз благодарит их за мастерство, профессионализм, талант и самоотдачу на сцене. Потому, неслучайно, на театральной тумбе остались надписи:
- Вы были искренни.
- Великолепно! Прекрасная игра, изумительная пластика.
- Спасибо за праздник!
И этот праздник состоялся!
По материалам пресс-центра фестиваля.
Древний Волок. - 2004. - 6 октября
И СНОВА ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
2-го октября состоялась официальная церемония открытия IV фестиваля театров малых городов России.
Гостеприимные вышневолочане не единожды удостаивались чести принимать у себя участников театрального фестиваля малых городов России. Приятно, что и в этом году местом для проведения столь масштабного мероприятия выбран именно наш город.
Со 2-го по 10-е октября все желающие помимо привычных классических постановок смогут посмотреть эстрадно-цирковое представление "КЛО и УН", драму Джона Мареллы "Смех лангуста" в постановке Якова Рубина, Марины Брауловой и Натальи Ситухи, театральную комедию Дарио Фо "Номер моего желания" в постановке Константина Рехтина и многое другое.
В отличие от предыдущих лет, театральный фестиваль значительно расширил свою географию. На сцене Вышневолоцкого драмтеатра выступят артисты из Борисоглебска, Мичуринска, Бугуруслана, Череповца, Омска, Тары, Могилевска, Твери и города Елец.
Отбор номинантов на лучшую роль в каждой из категорий будет проводиться конкурсным жюри фестиваля.
Среди членов жюри сплошь именитые люди: Народный артист России Борис Хмельницкий, кандидат искусствоведения, консультант театрального отдела Федерального агентства по культуре и кинематографии Александр Мошенский, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой театрального искусства Академии переподготовки работников культуры, искусства и туризма Вадим Крупицкий, кандидат искусствоведения Геннадий Демин. Возглавляет жюри Заслуженный деятель искусств России, драматург Виктор Мережко.
В качестве гостей фестиваля Мичуринский драматический театр, Могилевский областной драматический театр и Тверской театр для детей и молодежи представят внеконкурсные программы. То есть будет что посмотреть и юным вышневолочанам. Для них в канун закрытия на сцене Вышневолоцкого драмтеатра будет поставлена пьеса по индийским легендам "Прыгучий мышонок" режиссера Ларисы Леляновой.
Церемония закрытия фестиваля - 10-го октября.
Земля Вышневолоцкая. - 2004. - 6 октября.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ РАЗЪЕЗД
В минувшую субботу в нашей области открылся 4-й фестиваль театров малых городов России. Ему исполнилось ровно 10 лет, и все эти годы он не менял прописки, прочно обосновавшись в Вышнем Волочке. Первый фестиваль прошел в 1994 году под названием "Надежды России", за эти годы в нем приняли участие десятки театров.
Официальная церемония открытия по традиции началась в Венециановском сквере. Местные артисты познакомили жителей города с историей фестиваля и театров-участников, показали сценки из заявленных в качестве конкурсных спектаклей. Картинки получились живые и разнообразные, потому что на фестиваль приехали очень разные и интересные коллективы. Расширилась и география. Если раньше почти все участники были из Центральной России, то в этом году впервые прибыли артисты из Сибири. Омский государственный Северный театр из города Тара (300 км от Омска) покажет "Представление дачного театра "Шуточки" по пьесам А.П. Чехова, а вне конкурса - эстрадно-цирковое представление. Впервые участвует в фестивале камерный театр из города Череповца, хотя между нашими городами наладился постоянный культурный обмен. Череповецкие артисты привезли драму Джона Маррелла "Смех Лангусты", театральную комедию "Номер моего желания" по пьесе Дорио Фо представит на суд жюри и зрителей театральный коллектив из Ельца "Бенефис". А вот актеры Мичуринского драмтеатра были участниками предыдущего фестиваля и охотно откликнулись на новое приглашение, им понравились вышневолоцкие зрители, которых они обещали порадовать фантазией на темы романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Бугурусланский городской драматический театр выступит с мелодрамой Леонарда Герще "Эти свободные бабочки". Хозяева сценической площадки подготовили к празднику премьеру комедии А.Н. Островского "Невесты Замоскворечья". А еще будут дневные внеконкурсные показы, не обойдется и без замечательных гостей. Гостями будут Могилевский драмтеатр с трагикомедией "Тристан и Изольда" и Тверской областной драмтеатр для детей и молодежи со спектаклем "Прыгучий мышонок".
…Так совпало, что парковая часть церемонии открытия завершилась под звон колоколов - в Богоявленском соборе начиналась вечерняя служба, - а театральный праздник после небольшого перерыва переместился на театральные подмостки. С его открытием всех присутствующих поздравили мэр города Вячеслав Смирнов, объявивший об открытии фестиваля, представители законодателей и администрации области, агентства по культуре и кинематографии России.
И начался праздник! По традиции право открыть конкурсный показ предоставили обладателю Гран-при прошлого фестиваля - Борисоглебскому муниципальному драматическому театру имени Н.Г. Чернышевского, который показал драму Федерико Гарсиа Лорки "Дом Бернарды Альба". А завершился первый фестивальный вечер тоже традиционным "капустником", в котором борисоглебские артисты продемонстрировали свое умение петь, танцевать и весело шутить на сцене.
Впрочем, не будем забегать вперед. Оценивать театральное действо предстоит очень авторитетному жюри, которое возглавляет Вадим Крупицкий - заведующий кафедрой профессионального искусства Академии переподготовки работников искусства, культуры и туризма, профессор, академик, директор Всероссийской театральной биржи.
В работе фестиваля примет участие давний друг Вышневолоцкого театра - заслуженный деятель искусств Виктор Мережко. Мастер-класс проведут народный артист России Борис Хмельницкий и заслуженный артист России Александр Семчев, предусмотрена большая культурная программа.
В общем, по словам организаторов фестиваля, скучно никому не будет.
Нина АЗАРИНА
Вече Твери. - 2004. - 5 октября.
ДЕНЬ ТРЕТИЙ ЗРИТЕЛИ ТОЖЕ ИГРАЛИ
Утром 4 октября свою внеконкурсную программу - спектакль-диалог для детей и взрослых "Моя Вообразилия" показал Мичуринский драматический театр. Режиссер-постановщик - И. Абрамович, художник-постановщик - М. Акерман.
Спектакль поставлен по сказкам народов Океании и стихам Бориса Заходера. С первых минут он заинтриговал большую часть зрительской аудитории - детей. Ребята много интересного узнали о жизни животных, птиц, насекомых, а также приняли живейшее участие в спектакле-диалоге: поднимались на сцену и выступали вместе с артистами, отгадывали загадки. Представители Вышневолоцкого молодежного объединения "Русичи" подарили мичуринцам воздушные шары, а те, в свою очередь, бросили их в зрительный зал к восторгу детворы.
НА ПРИЕМЕ У МЭРА
По традиции, участники фестиваля приходят в администрацию города на встречу с мэром, поэтому 4 октября гостей и хозяев фестиваля принял В. М. Смирнов, который понимает, сколько сил, нервов да и денег стоит участие в фестивале. По мнению Вячеслава Михайловича, своим присутствием здесь театральные коллективы отдают дань уважения нашему городу, и это не может не вызвать ответного чувства благодарности.
Мэр города рассказал об уникальных особенностях расположения Вышнего Волочка, где реки текут и на север, и на юг, проинформировал гостей о работе местных промышленных предприятий, уделив особое внимание текстильному производству, чем славился всегда наш край.
Конечно, нельзя было обойти вниманием и 300-летний юбилей Вышневолоцкой водной системы, который отмечался в прошлом году. Участникам встречи были подарены буклеты, посвященные этой дате, наборы краеведческой литературы и буклеты IV фестиваля.
КАК НЕПРОСТО БЫТЬ ВДВОЕМ
Вечером Бугурусланский городской драматический театр им. Н. В. Гоголя давал мелодраму-шоу по пьесе Леонарда Герше "Эти свободные бабочки". Режиссер-постановщик - Анатолий Болотов, сценография - Ирина Кохан.
Это трогательная история о молодой женщине, мечтающей стать актрисой, и слепом от рождения молодом человеке, обладающем определенными музыкальными способностями, не случайно привлекла внимание режиссера. Выбирая пьесу он, по его словам, искал адекватность звучания проблемы и чтобы она "отражалась" в зрительном зале. Любовь, взаимоотношения молодых людей, которые начинают строить свою жизнь, - все это актуально. Рождается новая "звезда" или не рождается - это уже другая история. А вот пройти трудный путь к первому публичному выступлению и получить аплодисменты… Сегодня они были. В адрес молодых людей.
Коллектив Бугурусланского театра был в Вышнем Волочке на втором фестивале, но без А. Болотова. Сам он в театре недавно.
- Конечно, это сказка с хэппи-эндом. Но как без сказки жить? - говорит Анатолий Иванович Болотов о своем детище.
Нужно отметить, что в спектакле играла руководитель театра Светлана Борисова.
Наградой артистам стали продолжительные аплодисменты, цветы. А в фойе на специальном стенде свои благодарности оставили зрители: "Спектакль очень понравился. Спасибо всем. Вы просто молодцы!". Музыкальное сопровождение великолепное - высший класс", "Дон, ты симпатяга!"...
ДЕНЬ ЧЕТВЁРТЫЙ
ЖИТЬ И СМЕЯТЬСЯ
Пятого октября Череповецкий муниципальный камерный театр представил на суд зрителей драму Джона Маррелла "Смех лангусты". Парадокс об актерах - так определили жанр своего спектакля череповчане.
Перед началом спектакля начальник управления по делам культуры мэрии города Череповца С. Ю. Шахамиров выразил слова особой благодарности за приглашение на фестиваль в Вышний Волочек.
Спектакль продолжался один час двадцать минут и играли всего два действующих лица - Актриса и Актер. Героиня спектакля - актриса Сара Бернар, подводя итог своей жизни, перевоплощается то в маленькую девочку, то в юную даму, то в стареющую приму. Ее секретарь и верный помощник - и поклонник, и хамоватый импресарио, и писатель Оскар Уайльд, и дородная монахиня, и суровая мать, и даже остывающий труп любимого мужчины. Играют люди, играют предметы. Люди играют предметами, предметы - людьми. И Сара Бернар, пристально всматриваясь в свою жизнь, наблюдает, как судьба играет человеком.
Поставил спектакль главный режиссер Вологодского камерного театра Яков Рубин, который окончил школу Фоменко в Щукинском училище. Он не смог приехать. С этим спектаклем, самым удобным для выезда, актеры выступят также на международном фестивале в Омске, куда их пригласили. Вышневолоцкий же зритель тепло принял эту постановку.
Подготовил Александр БУШУЕВ
Вышневолоцкая правда. - 2004. - 7 октября
ДЕНЬ ПЯТЫЙ
Утром 6 октября участникам фестиваля была предложена обзорная экскурсия по Вышнему Волочку. Они познакомились с его достопримечательностями, позже с удовольствием побывали в музее стекла стекольного завода "Красный Май", посетили также Казанский женский монастырь.
"ШУТОЧКИ" ПО ЧЕХОВУ
Омский государственный Северный драматический театр г. Тара в этот день показал один из первых своих спектаклей - "Шуточки" - представление дачного театра в двух действиях по рассказам А. П. Чехова.
Перед началом спектакля главный режиссер театра, режиссер-постановщик спектакля К. В. Рехтин рассказал о старинном сибирском городе Тара, "возраст" которого 410 лет, и о театре, созданном всего два года назад по инициативе и распоряжению омского губернатора. За это время подготовлено семь спектаклей. Театр в Таре, сообщил режиссер, уже был в годы войны. Тогда в его студии появился мальчик Миша, который стал впоследствии народным артистом Михаилом Александровичем Ульяновым.
Шестого октября зрители увидели инсценировку семи коротких чеховских рассказов. И хотя спектакль продолжался два часа, смотрелся он на одном дыхании - легко, весело, с удовольствием. Публика живо аплодировала каждому интересному выступлению. На мой взгляд, все актеры разыгрывали веселые сюжеты прекрасно, с полной отдачей, мгновенно перевоплощаясь то в рыбаков и карасей, то в кошек и котов. Помогли им создать эти интересные образы оригинальные режиссерские находки, удачное оформление и органичное музыкальное сопровождение. Ведь, по мнению К. В. Рехтина, Чехов вечен и всегда будет любим, и этот спектакль - своеобразная визитная карточка их театра.
"НОЧНЫЕ ГЛЮКИ"
Затем был импровизированный веселый капустник, подготовленный все тем же Омским Северным театром, "Наши ночные глюки". "К дамам, господам, братьям по цеху, соперникам, интриганам, врагам" обратился один из артистов, объявив, что накануне IV фестиваля состоялся отбор в их труппу. И далее омичи в шуточной форме показали, на что способны претенденты. От души смеялись все присутствующие пародийным выступлениям.
Александр Серегин.
Вышневолоцкая правда. - 2004. - 8 октября
ДЕНЬ ШЕСТОЙ
ПОДАРИТЕ ДЕВОЧКЕ СЛОНА
В начале дня 7 октября в Вышневолоцкий драматический театр большей частью пришли дети. Самый юный из участников фестиваля Омский государственный Северный драматический театр г. Тара во внеконкурсной программе показал эстрадно-цирковое представление "Кло и Ун".
Действие поначалу разворачивалось неспешно, но молодые актеры сразу же вошли в контакт с юными зрителями, которые потом на протяжении всего представления принимали активное участие в веселой игре. А клоуны на сцене, пользуясь нехитрым реквизитом, разыгрывали красочные сценки с крокодилом, жирафом и, главное, слоном, о встрече с которым мечтала маленькая девочка с рыженькими косичками-рожками. В южной сказочной, очевидно, ностальгической для сибиряков, стране ее мечта сбылась, и девочка получила наконец долгожданный подарок - "слона с широкой спиной".
Дети очень весело реагировали на все игровые сценки. А некоторые взрослые даже были шокированы отдельными акробатическими номерами, которые в конце представления обильно продемонстрировали актеры.
"ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ"
Почти сразу после окончания представления в театре состоялась встреча с драматургом Алексеем Поповым. Он автор нескольких книг прозы. Повести и рассказы печатались в журналах "Север", "Сельская молодежь", еженедельнике "Литературная Россия" и в других периодических изданиях. Произведения переведены на марийский, удмуртский, мордовский, коми-пермяцкий и другие языки народов России, а также на финский и венгерский. Как драматург дебютировал в 1991 году, когда Сыктывкарский театр поставил спектакль по его пьесе "Что за люди".
С тех пор по пьесам А. Попова в Государственном академическом театре драмы имени Виктора Савина Республики Коми поставлены семь спектаклей. Спектакли по его пьесам идут и в других театрах России. Он - лауреат Государственной премии Республики Коми в области драматургии и театрального искусства. Награжден нагрудным знаком Министерства культуры Российской Федерации "За достижения в культуре". В 2004 году получил почетное звание "Заслуженный работник Республики Коми". Член Союза писателей России. Главный редактор республиканского литературно-художественного детского журнала "Бикинь".
Как начиналась его творческая деятельность, как происходило ее становление, об этом и многом другом рассказал драматург. При этом он делает акцент на том, что является "исключительно провинциальным драматургом", пишет для провинциального зрителя, которого хорошо знает и понимает.
В этот же день участники фестиваля имели возможность участвовать в экскурсии на фабрику "Парижская коммуна".
ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ
Вечером показали свое искусство актеры Драматического театра "Бенефис" г. Елец, представившие на суд зрителей спектакль по пьесе Дарио Фо "Номер моего желания" ("Свободная пара"). Режиссер-постановщик - Владимир Коломак, сценография - Павел Попов.
Драматический театр "Бенефис" продолжает историю елецких театров, которая насчитывает уже полтора столетия и связана с именами драматурга А. Н. Островского и актера П. М. Садовского. Должен заметить, спектакль поначалу удивлял и даже озадачивал зрителя неожиданными сценами, которые воспринимались несколько настороженно. Возможно, в этом и был замысел режиссера. В комедию зритель вникает осторожно, без особых взрывов смеха. Но по мере вживания в сюжет начинаешь себя ловить на мысли, что почти постоянно улыбаешься.
История простая. Немолодая супружеская пара. Она ревнует и ничего не может сделать с той ситуацией, что сложилась в семье. Он стареет и старается "погулять, пока еще есть возможность". Она страдает, потом решает бороться и в конце концов добивается своего - уже он ревнует, он стремится к ней…
Зритель высоко оценил мастерство коллектива театра "Бенефис". Аплодировали стоя, актерам дарили цветы.
За кулисами артисты Людмила Соловьева, Владимир Громовиков и Максим Краснов немного пообщались с местными СМИ.
- Моя героиня, - рассказывает Л. Соловьева, - как все женщины - простая, с горькой судьбой - хочет счастья, любви, взаимопонимания и самое главное - верности…
Потом актеры рассказали, что у них замечательная труппа, что сейчас к ним в коллектив приходит много молодежи и что они очень любят своего режиссера. Отметили также: в нашем городе встречают в основном замечательных людей, и вышневолочане, на их взгляд, отличаются необыкновенной добротой. И вообще они находят много общего между Вышним Волочком и своим родным Ельцом.
ДЕНЬ СЕДЬМОЙ
"ТАК ХОЧЕТСЯ БЫТЬ БОГАТЫМ!"
Этот день для вышневолоцких театралов был особенным - подошла очередь показать свое мастерство актерам Вышневолоцкого государственного драматического театра, которые блеснули спектаклем "Невесты Замоскворечья" по произведениям А. Н. Островского. Режиссер-постановщик - Дмитрий Леонтьев, художник-постановщик - заслуженный художник РФ Евгений Бырдин.
Трудную задачу поставили перед собой наши актеры, ведь кто не знает фильм "Женитьба Бальзаминова"? С первых же минут спектакля многие наверняка стали с ним сверять игру главного героя с его вечными словами "Хочется быть богатым, так хочется, так хочется!" Но сравнивали недолго. Вскоре актеры отвлекли на себя внимание зрителя и повели его по своей творческой дорожке, тем более, что сюжет их действа имел другое, неожиданное окончание. И ведь справились, оставили не сравнительное, а свое, особое впечатление от спектакля!
После спектакля на сцену поднялся мэр Вышнего Волочка В. М. Смирнов. Он обратился к зрителям с такими словами:
- Уважаемые друзья, все мы очень волновались - и зрители, и сами артисты. Но волновались напрасно. Сегодняшний праздник состоялся, все прошло великолепно!
Затем мэр вручил режиссеру цветы и пожелал коллективу театра дальнейших творческих успехов.
"ПОСЛЕ ДУШНОЙ СТОЛИЦЫ…"
И вот сцена опустела, но никто из зрительного зала не уходил, потому что вскоре на нее вышел наш земляк, заслуженный артист России Александр Семчев. Его появление зрители бурно приветствовали. Эта встреча с известным актером была краткой. Но артист есть артист, те несколько минут, что он общался с публикой, запомнятся многим.
Александр Семчев рассказал:
- На этой сцене Вышневолоцкого драматического театра я впервые оказался еще мальчиком в полном смысле этого слова. Здесь я многому научился. Сейчас живу в Москве, но всегда рад приехать в свой город, чтобы после душной столицы вдохнуть здешнего воздуха. Мне очень приятно, что именно в этом городе проходят такие замечательные фестивали. Хочу поблагодарить и зрителей за то, что не забываете театр, ходите в него.
В своем обращении он высказал также следующую мысль:
- Хотелось бы, чтобы зрители никогда не сбивали актеров с творческого настроения. Чтобы люди понимали, что артисты - это благосостояние города. Чтобы публика научилась с искренней благодарностью принимать то, что им несут с этой сцены.
ДЕНЬ ВОСЬМОЙ
ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ
В субботу вышневолоцкий зритель познакомился с творчеством гостей фестиваля - актеров Могилевского областного драматического театра. Его репертуар уже три года украшает постановка режиссера Олега Жюгжды "Тристан и Изольда".
Действие спектакля происходило не в одном пласте времени, а в нескольких, что значительно осовременило средневековую легенду. Трагическое и комическое в спектакле настолько уравновешено, что легенда воспринимается по-иному. И что особенно важно, вышневолоцкий зритель имел возможность полтора часа не только наблюдать великолепную игру актеров и следить за развитием сюжета, он еще находился под обаянием белорусского языка, на котором общались герои пьесы. Кому-то, возможно, это было в тягость. Но коренные жители здешних мест, не потерявшие еще в своей лексике наши старинные, почитаемые устаревшими слова и фразы, были порадованы, услышав многие из них со сцены. Близкое родство местного устаревшего наречия с белорусским языком несомненно.
Актеры в средневековых одеждах, с холодным оружием выглядели очень эффектно, играли изумительно, им нелегко все давалось на новом месте, но они молодцы!
После спектакля гостей приветствовал на сцене мэр города В. М. Смирнов. Он сказал:
- Восьмой день на сцене нашего театра царствует искусство. Сегодняшний спектакль не оставил равнодушным никого, прекрасная работа актеров и режиссера доставили огромное удовольствие. Особенно приятно, что фестиваль в нынешнем году украшен приездом гостей из Белоруссии. Если политика разъединяет народы, то искусство их объединяет!
Мэр вручил режиссеру цветы, подарил коллективу Могилевского театра картину, а всем артистам на память о нашем городе - по шкатулке с изображением одного из живописнейших мест Вышнего Волочка.
- Кстати, внутри шкатулок мы оставили номера своих телефонов, - в заключение сказал В. М. Смирнов.
ДЕНЬ ДЕВЯТЙ, ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
БИЗНЕС-КЛАСС В ХРАМЕ ИСКУССТВА
Заключительный день IV фестиваля театров малых городов России был сложным. С утра в зале театра проходил семинар, который вела ректор Государственного образовательного учреждения повышения квалификации работников культуры "Интерстудио" Е. А. Левшина. Лекция была многочасовая. Елена Александровна отметила, что организации культуры, осуществляя творческую деятельность, тем не менее являются юридическими лицами. И великолепно работающие театры, имеющие яркие художественные достижения, остаются хозяйствующим субъектом. От того, как ведется система хозяйствования, творчество очень сильно зависит.
- Мы сегодня собрались здесь, - сказала Е. А. Левшина, - чтобы обсудить перспективы правового поля, в котором будет развиваться театральное творчество.
РЕБЯТАМ О МЫШАТАХ
Затем фойе театра до отказа заполнилось детьми. Ребятишки вместе со взрослыми водили хороводы, играли. А потом всех пригласили в зал, где Тверской областной театр молодежи показал сказку по мотивам индейских легенд "Прыгучий мышонок".
Спектакль был просто чудесным: красивые костюмы, необычные декорации, прекрасная игра актеров приводили в восторг малышей.
Самое интересное, что во время постановки в зале стояла тишина, детвора как завороженная смотрела на это прекрасное действо.
Немного позже в фойе началась пресс-конференция. Профессиональные критики в своих выступлениях постарались рассмотреть многочисленные вопросы театрального мастерства. Они называли ошибки, которых не удалось избежать актерам, и давали советы, как от них уберечься впредь.
В АТМОСФЕРЕ ТЕПЛА И ТВОРЧЕСТВА
И вот она - кульминация праздника. Позади осталась удивительная, незабываемая фестивальная неделя. Театральный фестиваль собрал вместе не просто гостей и участников, но прежде всего единомышленников.
Торжественную церемонию по закрытию фестиваля открыли председатель Законодательного собрания Тверской области М. Ж. Хасаинов, мэр города В. М. Смирнов и первый заместитель председателя комитета по делам культуры Тверской области П. М. Коклюшкин.
В их выступлениях звучали слова приветствия и благодарности за подаренные минуты радости любителям Мельпомены. Главное ведь не то, кто стал победителем, - служители сцены за короткое время сумели привлечь к себе внимание не только почитателей театра, но и многих вышневолочан. Также выступающие высказали слова благодарности устроителям фестиваля и беспристрастному жюри. Ну а пятый, юбилейный, фестиваль, конечно, должен состояться по доброй традиции в нашем городе.
Председатель жюри фестиваля заведующий кафедрой театрального искусства академии переподготовки работников культуры и искусства профессор В. М. Крупицкий, выступая перед собравшимися, сказал:
- Фестиваль был наполнен особым теплом. Его организаторы сделали все, чтобы каждый коллектив смог полноценно показать свое искусство. Была создана удивительная атмосфера добра, тепла и творчества.
ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Начались самые волнительные моменты церемонии. Представители жюри, Законодательного собрания Тверской области, областного оргкомитета, администрации города провели награждение победителей фестиваля. Причем номинаций было столько, что все не опишешь.
В номинации "За творческий эксперимент" дипломом награжден Мичуринский драмтеатр (спектакль "Собранье пестрых глав").
В номинации "За внимание к молодежной проблематике" отмечен Бугурусланский городской драмтеатр имени Н. В. Гоголя (мелодрама-шоу "Эти свободные бабочки").
За лучшую женскую роль второго плана диплом вручен актрисе Вышневолоцкого драмтеатра Татьяне Тарасовой (спектакль "Невесты Замоскворечья").
Лучшую женскую роль представила актриса Елецкого драмтеатра Людмила Соловьева (спектакль "Свободная пара").
За лучшую мужскую роль награжден актер Камерного театра из Череповца Федор Гукасян (спектакль "Смех лангусты").
Победителем в номинации "Лучшая режиссерская работа" признан главный режиссер Борисоглебского драматического театра имени Н. Г. Чернышевского Адгур Кове (спектакль "Дом Бернарды Альбы").
И самое интересное: лучшим спектаклем была признана замечательная постановка Омского государственного Северного драматического театра города Тара "Шуточки". Нужно отметить, что в театре, которому только два года, работают молодые актеры, обладающие прекрасными сценическими и вокальными способностями. Зрители стоя аплодировали победителям.
Также призами и подарками были отмечены отдельные театры и актеры.
На протяжении всего вечера зрителей радовали своими выступлениями народный ансамбль песни и танца "Медок", шоу-группа "Бон шанс", исполнители бальных танцев, ансамбль камерной музыки из Ржева и другие самодеятельные артисты.
Закончился прекрасный праздник гимном фестиваля. Все его участники вышли на сцену. Зрители скандировали "спасибо", "браво", "молодцы". И конечно же, каждый из нас говорил фестивалю не "прощай", а "до свидания".
Подготовили Николай НИЛОВ и Тамара СЕРГЕЕВА
ДЕСЯТЬ ДНЕЙ НА СЦЕНЕ
"Невесты Замоскворечья" ждут самого известного в России "толстяка"
В Вышнем Волочке проходит IV Всероссийский фестиваль театров малых городов России. 2 октября, на церемонии открытия, актеры местного драматического театра приветствовали коллег из Череповца и Бугуруслана, Тары и Ельца, Мичуринска и Борисоглебска.
Все спектакли проходят в стенах Вышневолоцкого драматического театра. 8 октября хозяева сцены покажут спектакль "Невесты Замоскворечья", поставленный по известной пьесе Александра Островского "Женитьба Бальзаминова". На премьеру приглашен уроженец Вышнего Волочка, актер МХАТа, заслуженный артист России Александр Семчев. Также ожидается приезд известного столичного драматурга Виктора Мережко.
Афанасий-биржа - 2004. - № 41. - 7-13 октября
АЛЕКСАНДР СЕМЧЕВ: СОГЛАСЕН ИГРАТЬ КОТА БЕГЕМОТА, ВОЛАНДА И ПОНТИЯ ПИЛАТА
Заслуженный артист России Александр Семчев родом из Вышнего Волочка. Он закончил городскую школу №6 и после Щукинского училища начал служить в местном драмтеатре, а потом уехал покорять столицу. И покорил. Но родной город не забывает, на фестиваль театров малых городов России приезжал, ответил на вопросы любознательной публики и случившихся поблизости журналистов. Собеседником оказался серьезным и вдумчивым. Вот некоторые фрагменты этого разговора.
- Александр Леонидович, кого из вышневолоцких артистов вы считаете своими наставниками?
- Вообще-то всех, кто был старше меня, а мне тогда шел 22-й год. Пожалуй, больше всего терпения, выдержки и внимания нашлось для меня у заслуженной артистки России Таисии Павловны Назаровой, особенно когда мне, мальчику из помсостава, дали главную роль в спектакле "Блюз". Сколько же у нее было мудрости и такта! Ведь я мог позволить себе все что угодно: проспать, не прийти на репетицию, всю ночь вести дискотеку, заниматься любовью, а утром у меня оказывались еще какие-нибудь неотложные дела, не связанные с театром... Но благодаря ей, я рос в тепличных условиях.
- Вышневолоцкий театр представил на фестиваль спектакль по пьесе А.Н. Островского. Вам понравилась эта работа?
- Не обсуждается. Играть Островского совсем не так просто, как кажется, если судить по наличию его пьес в репертуаре всякого уважающего себя театра. В прошлом сезоне я пробовал репетировать в одной из пьес Островского, но роль у меня не получилась. А судить других я не привык, я же не искусствовед.
- В каких пьесах вы предпочитаете играть - классических или современных?
- Классика она и есть классика. В современной драматургии тоже есть имена и хорошие роли. А сюжеты везде на одну тему - про любовь.
- Если бы вам предложили стать мэром города, что бы вы сделали в первую очередь?
- Наверное, занялся бы коммунальным хозяйством.
- А вообще вас не прельщает карьера государственного деятеля, например пост губернатора? Ведь тому есть примеры: Рейган, Шварценеггер, Евдокимов...
- Не хочу быть ни мэром, ни губернатором.
- А обзавестись собственным театром?
- Тоже пока не хочу, но не так сильно, как идти в губернаторы. Там все-таки политика, больше опасности, больше грязи, другие деньги. Мне бы этого не хотелось. Свой театр все-таки заманчивее.
- Какую роль вы непременно хотели бы сыграть? Ну, как говорят: "Мой Гамлет"...
- Вообще-то у меня один Гамлет уже был, правда, написанный не Шекспиром, а Альдо Николаи в пьесе "Гамлет под острым соусом". А вообще, мне грех жаловаться, что у меня нет ролей. Только что выпустил Лариосика в "Днях Турбиных", на выходе Аргун в "Тартюфе", репетирую роль в "Генрихе IV". Это тоже к вопросу о классике. Есть предложение и по поводу Гамлета. Кто-то разглядел, наконец, читая между строк, что у Шекспира Гамлет лыс, полноват, ему 30, и у него одышка, по словам Гертруды. Так что и во МХАТе и на стороне у меня все слава Богу.
- А что-нибудь сыграть на вышневолоцкой сцене вам не хочется?
- У меня есть свои доглядки: кто-то из театров уезжает, кто-то
возвращается. В Вышний Волочек вернулся один из моих наставников - Михаил Аркадьевич Самоуков. Я уехал из вышневолоцкого театра 12 лет назад. Приехать, чтобы "позвездить", - этого я не люблю. Ведь очень важен актерский ансамбль. А в родной город приятно вернуться к маме, сестре, на улицу Урицкого, в горсад по листопаду. Но только не для выпячивания, вот, мол, я - столичная штучка, сейчас покажу всем класс. Это плохо, неэтично.
- Вы часто отказываетесь от предлагаемых ролей?
- Отказываюсь, если нет в роли судьбы, истории отношений, а есть некая масочка, картинка и нечего играть. Сегодня меня интересует качество - лучше меньше, да лучше.
- Вам интереснее театр или кино?
- Безусловно, театр. Там на сцене я себе хозяин, там мое непрерывное действо. А кино - это его величество монтаж, режиссер, подложный звук, какие-то крики, стоны, да все что угодно. Еще кино - это известность.
- Вам нравится быть звездой?
- Да я себя звездой и не считаю. Это что-то из попсы. Вот к известности я шел целенаправленно. Как один мой друг сказал: "Надо выскочить!" Я для себя знал, что никогда не буду служить в подвальном театре, а буду работать на нормальной сцене, с традициями, занавесом и так далее. А что касаемо узнаваемости, то у нее есть и положительные, и отрицательные стороны, о которых говорено-переговорено до меня.
- Вы учились в шестой школе. Можете назвать свою первую учительницу?
- Конечно, Антонина Дмитриевна Харчикова, она, к счастью, жива, здорова и прекрасно выглядит, хоть и на пенсии.
- Когда-то во МХАТе была громадная труппа. Сейчас там есть эта проблема?
- Нет, когда пришел Олег Ефремов, он избавился от балласта и пьющих людей. Все-таки нам далеко до Комеди Франсес. Там существует три уровня труппы - основной состав, переменный и помсостав, но это национальный театр, где люди получают совсем другие деньги. У нас же руководителю театра приходится быть менеджером и решать вопрос кассы. При этом он приглашает артистов работать и заявляет о своем намерении создать лучшую в России труппу, ну а что получится...
- На какой сцене, кроме МХАТовской, вы хотели бы сыграть?
- Комеди Франсес. Я там был. А желание это сродни "Увидеть Париж и умереть!".
- Слушаете ли вы поп-музыку?
- Да, слушаю. Я ведь являюсь лицом и голосом нового в Москве Диско-радио. А потом я на этом рос, хотя попса для меня - это все, что вокруг диско, а за тем, что после, я даже не слежу, неинтересно.
- А какие у вас отношения с классической музыкой?
- Вот классику могу слушать всегда, даже в автомобиле. Хотя оригинальностью не отличаюсь, такой джентльменский набор: Бах, Моцарт, Вивальди, Чайковский.
- Что читаете?
- К моему сожалению, в основном пьесы и сценарии. Хотя недавно перечитывал Ильфа и Петрова.
- Если бы в вашем театре ставили булгаковскую "Мастера и Маргариту", в какой роли вы себя видите: Кота Бегемота или Воланда?
- И еще Понтия Пилата, он мне даже ближе, понятнее.
- Случалось ли играть в пьесах А.Н. Островского?
- Мало и только в училище, играл Бальзаминова и одну роль в "Доходном месте". Но мне очень нравится пьеса "Лес", поживем - увидим, может, и приведется в ней сыграть.
- С кем из актеров вы дружны?
- Сразу скажу, что дружба среди актеров - явление редкое из-за элементов зависти к успеху, возрасту, одаренности. Но общаться мне приятно со многими артистами. Например, с Авангардом Леонтьевым, он - умница, книгочей и кладезь знаний, с Вадимом Стекловым, Ширвиндтом... Интересных людей в актерской среде чрезвычайно много.
- В каких театрах Москвы вы чаще всего бываете?
- Во МХАТе, и очень редко удается посмотреть работы, коллег из других театров, недавно специально сходил на Меньшикова как театрального артиста. А вообще, я - человек нетусовочный.
Беседовала Нина АЗАРИНА
Вече Твери.-2004.-12октября
ТЕАТРАЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ
В редакции "Древнего Волока" такой диалог:
- Заметки на фестивале театрального искусства сделаны. Мысли какие - никакие записаны?
- Да так, по мелочи, то да сё...
- Опубликуем?
- Оно, конечно, по мелочи, да порядком набралось: полосы не хватит.
А мы пару листиков наугад вытащим, как повезет... Вдруг да не туз пикей!
А что? Интересный способ отбора материала. По-моему, такого еще не было! Тащи!
...к чертовой бабушке! И Пушкин - не Пушкин, а Языков какой-то! Внешне. Скачет этаким упитанным козликом по сцене, раздает автографы, время от времени хватает неврастенической рукой заветное гусиное перо и текут бессмертные строки "Евгения Онегина" прямо в зрительские души, минуя уши...
Опрос виртуального зрителя:
Ваше мнение о спектакле?
- Прекрасно!
- Что прекрасно?
- Все прекрасно! И Пушкин такой хорошенький!
Не будем обижаться на зрителя за отсутствие аналитического подхода. Яркий свет рампы, громкая музыка, пестрые костюмы и огромные полотнища пушкинских черновиков, навроде нынешних постеров, моментально погружают расслабившегося любителя театра в образ великого русского поэта, бессмертные строки которого вошли в сокровищницу (это что-то вроде закромов родины) не только российской, но и мировой культуры.
Пора признать, что советская идеологическая машина, соорудив некую эталонную пушкинскую матрицу размножила ее в таких огромных количествах, что светлый образ великого русского поэта порядком поднадоел и ничего, кроме раздражения, вызывать не может. Едва переварили мы очередной пушкинский эрзац - путеводитель, как нате вам здравствуйте! - кушайте спектакль... А там Пушкин он весь сахарный, а зад у него шоколадный. Его разрежут и вам всем будет по кусочку...
У нас что, кроме как Пушкина с его "Евгением Онегиным" на провинциальной сцене и показать нечего? Этак мы вновь "Лебединое озеро" начнем круглосуточно смотреть!
Театральный анекдот:
- Любите ли вы театр, как люблю его я?
- Как вы? Нет, как вы не люблю! Я и вас-то недолюбливаю...
Представим себе, что вместо Пушкина, официально утвержденного в качестве литературного кумира, на сцене Сергей Есенин... Затравленный, избитый, повешенный в "Англетере" отцами нынешних антинародных идеологов. Это что - не пьеса? А Мандельштам, который подыхает в лагерях от голода, сходит с ума и не ест, потому что боится быть отравленным? Бродский - вышвырнутый из страны за чрезмерную гениальность... А у нас Пушкин! Вечная тема - Онегин любит Татьяну, Татьяна любит Онегина. Она "другому отдана и будет век ему верна". И слезы, слезы...
Разговор в театральном фойе: "Ах, мамочка, я так счастлива! Я больше не буду писаться в кроватку!"
Искусство производная от жизни. Жизнь, конечно, богаче, но зачем выхолащивать жизнь искусством? Сделали из парня какой-то провинциальный водевиль!
Он любил сочинять поутру, лежа в кровати или разгуливая босиком по комнате в ночной рубашке. Исписанные листы бросал на пол. Дар его творческий был сродни поэтическому запою. И для вдохновения девок дворовых ему частенько приводили. Брюхатых позднее отправляли с глаз долой в Нижегородскую губернию, в Болдино...
Опрос виртуального зрителя:
- Ваше мнение о спектакле? Все хорошо.
- Что хорошо?
- Все - хорошо!
Так говорить - все одно, что молчать. Пушкин... он ведь правильно заметил, что народ безмолвствует, а уж в нашем-то городишке род человеческий прям-таки вопиет сквозь нездоровые зубы, что вынужден не только молчать, но и помалкивать... Хочется сказать: "Театр, возьми ты свой оцинкованный рупор, рявкни ты в обывательские уши, забитые попсовым дерьмом, разбуди спящую собаку..."
Ан нет! На занавесках нынешнего театра нет ни чайки, ни буревестника, ни завалящей греческой маски...
Современный театр не современен, он не хочет (или не может) отобразить реалии нашего времени. Островский, Чехов, Лорка, Сара Бернар, сделавшая шоу из собственной жизни, они были созвучны своему времени. А для нас они безвредны, хотя и денатурированы. Их образы употреблять в больших количествах опасно - начинает развиваться этакий диабет социального существования.
Исключением из сказанного можно считать Александра Гордона, который умудрился "Бесов" поставить по Достоевскому. Весьма актуальная штучка!
И чего это, другой читатель скажет, он привязался к провинциальному театру? А печать провинциальная? А телевидение? Желтизна, данная им при рождении, в последнее время приобретает уже такой зловещий оранжевый оттенок, что начинаешь задумываться о судьбе апельсинового сока...
Жизнь меняется - меняется и театр. На повестке дня, господа прозаседавшиеся, основной вопрос: как выжить, в условиях надвигающейся зимы? Особенно театру, особенно - провинциальному...
Хорошо говорить, да и звучит приятно, что в России поэт больше, чем поэт, а театр - больше, чем театр, что театр это и парад искусств, и школа злословия, и ярмарка тщеславия, а на деле ? Там, где на фоне Пушкина снималось семейство, теперь снимают проституток...
Обращаясь на фестивальных днях к вышневолоцким зрителям, Александр Семчев сказал: "Любите театр, ходите в театр, без вас, зрителей, театр не выживет..."
Опрос виртуального зрителя:
- Ваши впечатления о спектакле? Мне понравилось.
- Что понравилось?
- Все понравилось!
Так чего же мы хотим от провинциального театра?
Владимир Соловьев
Номинации IV фестиваля театров малых городов России
"За творческий эксперимент" - Мичуринский театр им. А. С. Пушкина, спектакль "Собранье пёстрых глав".
"За внимание к молодежной тематике" - Бугурусланский драматический театр им. Н. В. Гоголя, спектакль "Эти свободные бабочки".
Лучшая женская роль второго плана Татьяна Тарасова, Вышневолоцкий областной драматический театр, спектакль "Невесты Замоскворечья".
Лучшая женская роль - Людмила Соловьева, драматический театр "Бенефис", г. Елец, спектакль "Номер моего желания".
Лучшая мужская роль - Федор Гукасян, камерный театр, г. Череповец, спектакль "Смех лангусты".
За лучшую режиссерскую работу - Адгур Кове, Борисоглебский муниципальный драматический театр им. Н. Г. Чернышевского, спектакль "Дом Бернарды Альба"
Гран-при за лучший спектакль - Омский государственный Северный драматический театр, г. Тара - "Шуточки".
Также были вручены специальные призы и дипломы.
Древний Волок. - 2004. - 13 октября
На главную страницу раздела
|
|