ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА

В Томске завершился крупнейший театральный фестиваль-марафон "Сибирский транзит"

Июнь 2004.
В фестивале принимали участие театры из Омска, Барнаула, Норильска, Новосибирска, Красноярска, Северска, Улан-Удэ, Абакана, Минусинска и Читы. Как оказалось, провинция географическая с провинцией театральной явно не совпадают - многие региональные постановки выглядели значительно интереснее иных столичных.

По мысли организаторов "Сибирский транзит" - фестиваль "кочующий". Каждый год он проходит в новом городе. На этот раз выбор пал на Томск, празднующий весной свое 400-летие. Зрители Томска, города, где каждый восьмой житель - студент, стали, пожалуй, главным и пристрастным судьей фестивальных спектаклей. Перемещаясь из Театра драмы в ТЮЗ, гости и участники "Сибирского транзита" на восемь дней вошли в атмосферу театрального марафона, когда один коллектив спешит сменить другой, дав отдыха на полчаса. А уже ночью начинается программа капустников, где окончательно становится понятно, что в среднем на театральный капустник уходит юмора, придумки, ума и веселья примерно раз в сто больше, чем на практически любую телевизионную "юморину". "Редиски" (просто артисты) прохаживались по поводу "редисок в законе" (народных артистов), предлагали всем актерским звездам на эстраде, в рекламе и ТВ-сериалах присвоить почетное звание "народных Дедов Морозов", а также лихо передразнивали соседей, коллег и самих себя.

Главный вывод нынешнего "Сибирского транзита": "Провинция географическая мало совпадает с провинцией театральной". В пределах московского Бульварного кольца провинциальных спектаклей куда больше, чем на сцене "Транзита". К примеру, "Песни дождя" из Улан-Удэ точно могут украсить практически любую сцену планеты. Благо пантомима - язык международный. По определению создателей "Песни" - это спектакль-телосозерцание по мотивам светской поэзии далай-ламы IV. Или точнее будет сказать, что либретто основано на стихах поэта, известного под именем Цаньян-Жамцо - "Океан мелодий" (1682 - 1706 гг.). Прежде чем приступить к работе, режиссер-постановщик театра Игорь Григурко получил благословение у буддийского учителя Еше-Лодой Ринпоче, который проживает на Лысой горе в Улан-Удэ. Пока зрители рассаживаются по местам, на сцене появляется женщина в ритуальных одеждах и зажигает сандаловые благовония. Вот она зажигает зулу (большой светильник), садится на стул возле прялки, берет в руки трубку - закуривает. Свет гаснет, включается музыка. Сказительница начинает пение-рассказ. Песнь первая "О капельках-бирюсинках". Длинные полотна ткани свешиваются из-под потолка сцены. И вдруг они начинают шевелиться, двигаться. Становится понятно, что внутри кто-то есть. Разрывается ткань-пуповина, и появляются перволюди: Адам и Ева. Они встречаются глазами, тянутся друг к другу: начинает древняя, как мир, и каждый раз неповторимая любовная игра: прикосновение, отталкивание, полет, неподвижность. Прекрасные тела сплетаются, перетекают друг в друга, видно, как вибрирует каждая мышца. Головоломные цирковые трюки выполняются с такой естественной легкостью, что кажутся элементами какого-то древнего ритуального танца. Новая пара: юноша, завернутый в ярды ткани, и полуобнаженная девушка. Она дразнит Его: то наступает на кончик одежды, то отбегает. Юноша отдает Ей край полотна, начинает танец-кружение вокруг подруги, медленно разматывается ткань. И вот, легко собрав полотно, девушка уходит, унося все, что Он дал, и оставив его обнаженным и несчастным.

Сколько людей, столько родов любви. Пара сменяется парой, одна рассказанная история другой. Счастливые любовники сменяют несчастных. Танец-битва приходит на смену любовному треугольнику. Но неизменными остаются отточенное мастерство движений, скульптурная красота поз и жестов, пластическое мастерство молодых исполнителей и щедрая фантазия постановщика - Игоря Григурко. "Песни дождя" отмечены специальным призом жюри за "совершенство пластической формы".

Победителем в номинации "лучший спектакль" стал "Татарин маленький" Заполярного театра драмы из Норильска. Режиссер Александр Зыков, взяв умозрительную и схематичную пьесу Алексея Пояркова, создал нежный и музыкальный спектакль. Постановщик и актеры Лаврентий Сорокин (Коляй Коляич), Анна Титова (Елизавета Капитоновна), Сергей Ребрий (Семен Петрович) увидели в истории и персонажах Пояркова отзвук гоголевских героев. Лаврентий Сорокин нашел для Коляя Коляича интонации неуверенной робости, заставляющие вспомнить бессмертного Шпоньку с его неуверенностью и страхом перед женщинами, с его снами, где бородатый купец меряет на аршины и отрезает ему жену. Великолепная сценография Михаила Мокрова, создавшего зыбкий мир прозрачно-белых танцующих стен (созданных рамами, на которые натянута тюлевая ткань). Спектакль заканчивается на пронзительной тоскующей ноте. Как писал классик: "Скучно жить на этом свете, господа!".

Новые известия, 1 июня 2004г.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры