ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА
ДВА ИНТЕРВЬЮ
О ФЕСТИВАЛЕ "ГОЛОСА ИСТОРИИ"
Валерий ГОНЧАРОВ, директор VII Международного театрального фестиваля "Голоса истории"
-Вы человек филармонической культуры. Ваше имя организатора и устроителя Гаврилинского фестиваля хорошо известно в России. На ваш взгляд, есть ли различия между театральным и музыкальным фестивалем и в чем они заключаются?
- Принципиальных различий между музыкальным и театральным фестивалем нет. Различия лишь в материале, с которым работаешь. Если речь идет о музыке, приходится обращать особое внимание на состояние концертных площадок, на инструменты и т. д. Театральные площадки тоже предъявляют свои обязательные требования устроителям фестиваля. Их на VII фестивале "Голоса истории" мне пришлось открывать для себя впервые.
- У вологодского фестиваля "Голоса истории" своя репутация, свои творческие достижения. Оказывает ли он, по вашему мнению, влияние на культурную жизнь Вологды?
- "Голоса истории" оказывают заметное влияние на культурную жизнь и Вологды, и области. Об этом свидетельствуют многочисленные отклики вологодских театралов и такие неожиданные свидетельства, как утверждение руководства УВД о том, что во время проведения фестиваля снижается уровень уличной преступности. Люди, даже не открывшие для себя пока магии театра, заочно подпадают под обаяние происходящего в городе, оказываются "в плену" у разговоров о театре, которые идут повсеместно: на улицах, в магазинах, на транспорте. Думаю, можно сказать, что фестиваль "Голоса истории" украшает и облагораживает повседневную жизнь горожан. И, конечно же, при отсутствии гастролей и в целом по стране, и у нас в области появление нескольких театров из других городов оживляет привычное течение собственной театральной жизни. И это, безусловно, благо.
- Фестиваль "Голоса истории" имеет статус международного. Зачем в Вологде голоса чужой истории, что дает фестивалю присутствие иной театральной культуры, иного сценического языка?
- Международный статус вологодских "Голосов истории" еще предстоит развить и наполнить соответствующим ему содержанием. Приезд коллективов с Украины или из Белоруссии - это скорее восстановление некоего общего театрального пространства, чем открытие чужой театральной традиции и культуры. Театр - вечное искусство, многократно пережившее сообщения о своей кончине и исчезновении. В наше время при засилье пошлости и массовой культуры в СМИ у него появилась особая миссия: он - хранитель подлинного искусства, воспитывающего новые поколения в стремлении к идеалу, гармонии, красоте и ответственности.
- Многие российские театральные фестивали проходят под патронажем губернаторов и финансируются за счет бюджетных средств. Вологодский фестиваль является подтверждением этого правила или имеет свои особые черты?
- Вологодский фестиваль "Голоса истории", как многие в России, также проходит под патронажем губернатора В. Е. Позгалева и в основном финансируется из бюджетных средств области. К сожалению, очень богатые люди пока редко вкладывают свои средства в театральные постановки. На периферии, во всяком случае. И каждое большое начинание, подобное такому фестивалю, реализуется только как часть общеобластной культурной политики, как важная ее составляющая. Хотелось бы, чтобы финансовое участие Министерства культуры России было более ощутимым, но надеяться мы все же привыкли прежде всего на себя, на свои средства и возможности.
- VII фестиваль стал первым, который вы организовали и провели с новой командой. По общим оценкам участников и гостей фестиваля вам удалось добиться почти домашнего уюта и четкости в работе всех служб. Представьте вашу команду и, возможно, новые идеи, которые лягут в основу следующего Вологодского фестиваля.
- Приятно, что участники и гости фестиваля отметили "домашний уют и четкость в работе всех служб. Я директорствовал на фестивале впервые и во многом зависел от команды опытных и знающих профессионалов, которых удалось собрать. Самоотверженно и слаженно работали филармонические службы, обеспечивая фестиваль транспортом и решая многие другие задачи. Это наш привычный рабочий стиль, и в своих сотрудниках я не сомневался. Ответственно отнеслись к проведению фестиваля и все службы Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, службы драматического театра и театра для детей и молодежи, где шли спектакли. Впервые на фестивале был организован пресс-центр как отдельная его структура. На фестивале качественно работали все: и члены оргкомитета во главе с первым заместителем губернатора Иваном Анатольевичем Поздняковым, и сотрудники департамента культуры области во главе с Валентиной Васильевной Рацко. В постфестивальные месяцы мы уже не раз встречались по результатам фестиваля, сейчас спланирован ряд встреч по тем новым идеям, что будем предлагать для его развития. Мне, как директору филармонии, перспективной представляется продолжение фестиваля летом того года, когда он пропускается. Я имею в виду программы "Лето в Кремле", в рамках которых перед вологжанами и гостями города на двух сценических площадках идут программы театрально-концертного плана. Думаю, что такие летние программы могут коренным образом поменять быт вологжан и сделать наш город еще более привлекательным для туристов. Хотелось бы чтобы деятели вологодской культуры теснее общались и сотрудничали с гостями фестиваля. Для этого в программе можно бы предусмотреть проведение мастер-классов ведущих режиссеров, сценографов и актеров, участвующих в "Голосах…"
ЛЮДМИЛА КОРОТАЕВА, директор Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника:
- Театральные подмостки стали органичным атрибутом Вологодского кремля. В чем, по-вашему, смысл буквального соседства музейных экспонатов и оживших голосов истории?
- Смысл существования музея и театра бесспорно в диалоге и во взаимообогащении. Театральное действо предстает как совершившийся артефакт, включенный в исторический контекст.
Живая историческая среда передает очарование былого, которое итальянский философ Антонио Банфи назвал "поэзией отдаленности". В данном случае историческая отдаленность становится событием сегодняшнего дня. Через театр мы чувствуем влияние прошлого на день нынешний. И это важно. Но не менее важна и форма, в которой это влияние преподносится. Архитектурное пространство Вологодского кремля, имеющее в своем составе памятники православного средневекового искусства, накладывает большую ответственность на авторов театральных постановок. Идеальный вариант - когда драматургический материал связан с русской историей. И такой опыт на вологодской сцене имел положительный результат. Но и другой подход - например, спектакль "На дне" М. Горького, театра Российской Армии, считаю большой удачей фестиваля. В данном случае очень важна позиция режиссера и художника, которые должны воспринять музейное пространство в определенном театральном контексте. Музейные памятники преображаются. Появляются не виданные ранее лексика, созвучия, ассоциации. Главное - чтобы это было сделано талантливо.
- По вашему мнению, в исторической среде архитектурного памятника преимущественное право принадлежит исторической пьесе и как может развиваться фестиваль внутри Кремля и за его стенами? Может ли быть успешным театральное представление в музейном зале в окружении реальных экспонатов?
- Данный вопрос переплетается с первым. Спектакль Вологодского театра для детей и молодежи под руководством Б. Гранатова "Капитанская дочка" основан на историческом произведении или нет? Спектакль получился блестящим! Мера историчности в художественном произведении о прошедшей эпохе - достаточно условна. Для музейного работника мера историчности - документ, подлинник. В данном вопросе нужно условиться в терминологии, что такое "историческая пьеса".
Современный музей активно устремляется к посетителю, и идея интерактивного музея - одно из проявлений этого устремления. Очень многие наши экскурсии и вечера сопровождают элементы театрализации, вплетенные в музейное повествование. В Вологодском музее театральные представления имеют давнюю прописку.
- Нет ли замысла у музея-заповедника подготовить специальную экспозицию к фестивальному показу, каким-то образом оживить музейные реликвии?
- Подобный опыт уже был, и мы намерены его развивать. Так, вологодский театр кукол "Теремок" предложил спектакль "Левша", и музейные сотрудники перед спектаклем показывали специально подготовленную экспозицию и открытое фондохранилище с демонстрацией работ народных мастеров.
- Не кажется ли вам, что фестиваль "Голоса истории" мог бы сопровождаться смотром искусства колокольного звона, церковного пения, исполнения старинной духовной музыки?
- Программа фестиваля "Голоса истории", как правило, очень насыщенная. Принимать каждый день новый творческий коллектив, успеть подготовить грим-уборные, сценические площадки, территорию музея-заповедника - большая нагрузка для коллектива. На мой взгляд, фестивалю нужно оставить театральное звучание, а концерты колокольного звона, музыки являются органичной составляющей межфестивального проекта "Лето в Кремле".
- Приветствовали ли бы вы присоединение к фестивальным театральным площадкам архитектурных ансамблей Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей?
- Не думаю, что целесообразно расширять границы фестиваля в Кириллове и Ферапонтове. Во-первых, потому, что уже, как мне кажется, появился "бренд" - "Голоса Истории" - это Вологда. Во-вторых, какова цель? Бюджет фестиваля ограничен, количество публики в Кириллове и Ферапонтово немногочисленно. В-третьих, затраты на строительство сценических площадок, обслуживание, гостиничный сервис, питание… Для иностранных туристов, которые в основном летом посещают архитектурные ансамбли Кириллова, нужны другие театральные предложения.
- Увеличивается ли по окончании фестиваля интерес горожан и гостей города к деятельности музея-заповедника?
- Интерес вологжан к музею и до фестиваля, и после - стабилен. Смею надеяться, что мы занимаем свое, особое место в культурной жизни города и области. Наши совместные проекты с вологодскими театрами, филармонией, библиотекой востребованы публикой. В Вологде здоровая конкуренция за зрителя, но вместе мы - единое сообщество.
"Театральная жизнь". www.theatrelife.ru / theatre-life@mtu-net.ru/
На главную страницу раздела
|
|