ФЕСТИВАЛИ - ПРОВИНЦИЯ И СТОЛИЦА

Константин ЩЕРБАКОВ

"ГОЛОСА ИСТОРИИ":
РЕПУТАЦИЯ ФЕСТИВАЛЯ

Всякий раз, говоря о театральных фестивалях, мы вспоминаем о том, какое место этот конкретный фестиваль занимает в общем ряду. Есть две стороны дела - творческая и материальная. Бывает: у города есть творческий потенциал, есть фестивальные идеи, но нет средств для их осуществления. Бывает иначе: есть средства и амбиции, но нет художественной идеи. Собрать вместе несколько спектаклей из разных городов и показать их публике - это еще не фестиваль. Нужна своя ниша, иначе пропадет фестиваль, затеряется среди прочих. В Вологде они сошлись, возможности творческие и возможности материальные. Нынешний вологодский международный фестиваль "Голоса истории" подтвердил: рейтинг его чрезвычайно высок. Если не брать Москву и Питер, где свои сюжеты, иные деньги, то из российских фестивалей этот - один из самых представительных, а может быть, и самый представительный. И чрезвычайно жизнеспособный. Среди прочих обстоятельств главное то, что есть сильная "фестивалесобразующая" идея. Она движет его, она, в первую очередь, создает его репутацию и заставляет всех нас - и режиссеров, и актеров, и критиков, - ждать этого фестиваля с большим нетерпением. Идея эта выражена в его девизе - "Голоса истории". Люди, которые стояли у истоков фестиваля, и, прежде всего, Александр Петрович Свободин, знали, что делали, когда убеждали руководителей Министерства культуры, что этот фестиваль нужен. Ну а руководство Вологодской области убеждать было не надо, здесь, я это знаю, с самого начала были уверены, что такой фестиваль имеет большое будущее.

При этом о сути, идее, концепции споров не было, а вот относительно способов ее реализации постоянно возникают разные точки зрения, в том числе крайние. Одна из них: любой хороший спектакль может быть представлен в афише. Но тогда размываются границы, теряется изначальный смысл. Другая: фестиваль должен быть только на открытом воздухе в Кремле и посвящен только давней русской истории. Когда появляются спектакли, посвященные давней русской истории, как, например, "Лодка", созданная до того, как в России появилась профессиональная драматургия, и изобретательно поставленная режиссером Александром Плетневым в Калужском драматическом театре специально для Вологодского кремля, для вологодского фестиваля, - это замечательно. И это, действительно, в первую очередь создает лицо фестиваля. Но ориентироваться только на такие спектакли и только на открытые площадки в Кремле - это, мне кажется, означает загнать себя в очень узкий коридор, из которого надо будет потом искать выход, поскольку он может завести в тупик. Потому что история, понятие "голоса истории", с моей точки зрения, отнюдь не безбрежно, однако оно значительно шире. Мы живем, существуем на этой земле, и для того чтобы мы жили, существовали достойно, нам надо слышать эти голоса, нам надо жить, понимая, зная, чувствуя их - голоса истории, прошедшие через наши души. Истории русской и мировой, давней и новой. А площадки должны быть разные, при том что не менее половины фествиальных спектаклей надо сыграть в Кремле. Так записано в положении фестиваля. И, по-моему, записано правильно.

И когда мы, я имею в виду и экспертный совет, и оргкомитет, и критиков, и жюри, - обменивались предварительными соображениями, каждое возникающее в наших разговорах название тщательно анализировалось - это при том, что мы много ездили по России и спектаклей видели много. Афишу формировал я - на этой "коллегиальной" основе.

Спектакли на обычных сценических площадках выстраивались таким образом. "Старший сын" Вампилова (Театр имени Ленсовета, режиссер Юрий Бутусов) - это история нашей драматургии да и нашей жизни. Великая Отечественная война - "В списках не значился" Бориса Васильева (Вологодский театр для детей и юношества, режиссер Борис Гранатов). "Петля" Светланы Враговой и Рустама Ибрагимбекова (театр "Модерн") - Париж, конец 20-х, русская эмиграция. Далее русская классика - ("Женитьба" Театр имени Маяковского, режиссер Сергей Арцибашев), "Не в свои сани не садись" Белгородский драматический театр имени Щепкина, режиссер Владимир Андреев). Зарубежная классика - "Кармен" Мериме (Крымско-татарского академического театра из Симферополя, режиссер В. Аносов) и "Эдип-царь" Софокла (питерский Театр на Литейном в постановке Андрея Прикотенко). Перечислил специально, чтобы сказать следующее. Так специально не задумывалось, но в результате сложилось: от наших дней до Софокла звучали на фестивале голоса истории, сливаясь в некое многоголосье. Возникали свои переклички, свои сюжеты. Возникал фестивальный контекст.

Определялся он, конечно, в первую очередь спектаклями под открытым небом. Здесь, на мой взгляд, подобрался ряд сильных спектаклей, чрезвычайно органично вписавшихся в историко-архитектурную среду. О "Лодке" я уже говорил. Борис Морозов показал "На дне" Горького - спектакль, который уже довольно давно идет на сцене Театра Российской Армии. Но этот режиссер обладает одной замечательной способностью - он приезжает в Вологду, полтора дня работает с артистами, и ключевые сцены спектакля здесь, в интерьере Кремля, звучат сильнее, чем они звучали в Москве. Это относится и к "Царю Максимилиану", поставленному Морозовым на сцене Ермоловского театра - этот спектакль был показан на прошлом вологодском фестивале.

Марк Розовский привез "Убийство в храме" Томаса Элиота, основательно при этом пьесу дописав и отредактировав. У спектакля, перенесенного с маленькой сцены театра "У Никитских ворот" в Пятницкую башню Вологодского кремля, словно открылось второе дыхание. Зураб Нанобашвили, новый главный режиссер Вологодского драматического театра, в своем шекспировском спектакле "Сон в летнюю ночь" открыл и изобретательно освоил новую сценическую площадку - в парке близ Дома актера, хотя, казалось, все сценические площадки в Вологде давно освоены. В спектакле Липецкого театра драмы имени Толстого "Кабала святош" по Булгакову, поставленном Владимиром Пахомовым на фоне кремлевских стен, с особой силой прозвучала тема рока, тема судьбы. Была показана и странная, эпатирующая, но запоминающаяся, постоянно возвращающая к себе пушкинская "Полтава" - псковский театр "Карусель", режиссер Вадим Радун.

Когда смотришь эти спектакли, понимаешь, что у вологодского фестиваля серьезные перспективы и потенциальные возможности. Оказывается, что спектакли, которые игрались раньше в коробке, могут в совершенно новом качестве звучать здесь, на открытом воздухе. Оказывается, что для Вологодского кремля режиссеры России могут делать специальные работы, которые становятся событием фестиваля. Могу сказать: уже сейчас договорились с некоторыми режиссерами, с некоторыми театрами, которые намерены на будущем фестивале показать спектакли, сделанные специально для Вологодского кремля.

Нынешний фестиваль - международный, уже не первый год. К сожалению, так получилось, по техническим причинам мы не могли привезти интересный спектакль из Белоруссии. И хотя спектакль "Кармен" достойно поддержал международный статус фестиваля, конечно, надо думать о более обширном присутствии зарубежных театров на фестивальной афише.

Еще один урок фестиваля. Некоторые театры считают: раз их пригласили, ну что же, покажем, что есть, - и не выверяют готовую работу, имея в виду фестивальную атмосферу, фестивальную публику. В результате спектакль проходит хуже, чем мог бы. И прошлый фестиваль, и нынешний подтверждают: к фестивалю надо готовиться. Это не только праздник, но и серьезный профессиональный экзамен.

Престиж вологодского фестиваля сегодня таков, что отказов от участия, за редчайшим исключением, нет. Уже говорил и готов повторить: к следующему фестивалю надо начинать готовиться уже сейчас, тем более что пройдет он в год 60-летия Победы. "Военный" акцент на будущем фестивале, несомненно, должен присутствовать. Спектакли, связанные с темой Великой Отечественной, с военной историей России. При этом опять-таки ни в коем случае нельзя загонять себя в узкие рамки: раз 2005 год, значит, только выстрелы, только военная форма.

Быть разным и по темам, и по жанрам - непременное качество фестиваля, условие его художественного движения.

"Театральная жизнь",
www.theatrelife.ru / theatre-life@mtu-net.ru / webmaster

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры