ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
ВЯЧЕСЛАВ ГОРДЕЕВ Народный артист СССР
лауреат Международных конкурсов артистов балета
Вячеслав Гордеев - звезда мирового балета, выдающийся русский танцовщик, балетмейстер, педагог. Окончил Московское хореографическое училище по классу Петра Пестова. Один из лучших педагогов привил ученику, в 1968-м пополнившему труппу Большого, любовь к чистоте и виртуозности танца. В годы учебы вместе с воспитанниками училища побывал на гастролях в Париже и Лондоне, где блеснул перед европейской публикой. Успех был огромным. Золотая медаль на московском Международном конкурсе артистов балета, творческий и семейный союз с Надеждой Павловой обеспечили Гордееву твердое положение в ряду премьеров Большого театра. Одновременно Гордеев оканчивает факультет журналистики МГУ, балетмейстерский факультет ГИТИСа. К 1981-му относятся его первые балетмейстерские опыты. В 1982-м принимает руководство труппой "Московский балет" (в дальнейшем -- "Русский Балет"). В 1984 г. Вячеславу Гордееву присвоено звание "Народный артист СССР". Постановки Гордеева в театре "Русский Балет" - большие классические спектакли ("Жизель", "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон-Кихот"), адаптированные для немногочисленной труппы, прекрасно котируются на международном рынке. Театр "Русский балет" завоевал всемирное признание.
КЛАССИКИ РУССКОЙ ХОРЕОГРАФИИ - ГЕРОИ БАЛЕТОВ ВЯЧЕСЛАВА ГОРДЕЕВА
Расцвет "Русского балета" начался с 1984 года, когда его коллектив возглавил выдающийся танцовщик и балетмейстер народный артист СССР Вячеслав Гордеев. При нем театр получил мировое признание. Сегодня - это один из ведущих театров России, хотя годы его становления были непростыми с самого начала. Недавно театр отпраздновал свой 20-летний юбилей. Несмотря на молодой возраст театр "Русский балет", его репертуар ничуть не уступает таким "патриархам", как Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге.
"Поначалу наша труппа состояла всего из шестнадцати человек, и мы танцевали в основном дивертисментные программы, - рассказывает Вячеслав Гордеев. - Но уже через 3 года у нас было 40 артистов, и этого оказалось достаточно, чтобы создавать такие "полнометражные" балеты, как "Лебединое озеро", "Жизель", "Коппелия", "Щелкунчик", "Дон-Кихот" и самый грандиозный балетный спектакль "Спящая красавица", который имеет в своем репертуаре не каждая даже большая труппа". Эта работа получила приз Ассоциации западноевропейских импресарио, которая назвала труппу Гордеева лучшим балетным коллективом Европы.
Свой юбилейный сезон театр ознаменовал масштабным проектом - это балетный триптих - посвящение корифеям русского балета рубежа XIX-XX века Мариусу Петипа, Михаилу Фокину и Александру Горскому. Сценарист балета Александр Максов поясняет: "Это попытка найти новую форму спектакля, которая представляет не только хореографические жемчужины выдающихся балетмейстеров, но и сами их образы, а также ту атмосферу, в которой они создавали свои спектакли. Сохранить шедевры русской хореографии - это творческая программа нашего театра, которая заложена в самом его названии - "Русский балет".
Гастрольные маршруты театра пролегли по всему миру. Это США, Австралия, Индия, Арабские Эмираты, Великобритания, Бельгия, Австрия и страны Скандинавии. Везде труппа собирала полные залы. Например, в Германии "Русский балет" стал обладателем "Золотого билета" - символа ста тысяч зрителей, посетивших его спектакли, а во Франции Вячеслав Гордеев получил приз выдающегося балетмейстера ХХ века Мориса Бежара.
"Русский балет" - созвездие солистов. Это тоже принцип формирования труппы. Любой артист способен не только пополнить ряды кордебалета, но и исполнить сольную партию. Однако не следует думать, что "Русский балет" превратился в хореографический музей. С театром сотрудничали видные хореографы Леонид Лавровский, Борис Эйфман, Вадим Елизаров, Игорь Чернышов, Нелла Назирова и многие другие.
ЗЕРКАЛО "РУССКОГО БАЛЕТА"
Балетная Москва - особая тема. Наличие коллективов самого различного направления и художественного уровня, многочисленные премьеры, гастроли, традиционный интерес к искусству танца - все это создает "зону повышенного внимания". В недавние годы в российской столице было 26 театральных балетных коллективов. К сожалению, пристальное внимание далеко не всегда предполагает серьезный анализ творчества или связанных с ним проблем. Огромное количество изданий больше привлекает "бульварный" аспект - личная жизнь артистов, приправленная слухами и домыслами.
Быть может, таких столкновений, как в шоу-бизнесе, не происходит, но страсти все равно накаляются. Так всегда было, так есть и, вероятно, будет. И хотя тесемки на пачках не обрезают и кнопки в пуанты соперницам не кладут, кто-то ревнует к чужой славе, кто-то незаслуженно отодвинут в тень, а кого-то наоборот, без устали "раскручивают". Обид всегда хватает, но сцена "проявляет" всех как лакмусовая бумажка. Ни династическая фамилия, ни титулы, ни реклама не спасут бездарность.
В этой непростой обстановке "Русскому балету" Вячеслава Гордеева удается не только держаться на плаву, радовать зрителей роскошными премьерами, но и оставаться в числе самых уважаемых коллективов Москвы.
"Творческое кредо Московского государственного театра "Русский балет" заключено в его названии, - говорит Вячеслав Гордеев - народный артист СССР, профессор, художественный руководитель театра. - С самых первых шагов (а коллектив существует с 1981 г. и с 1984 г. им руководит В.Гордеев. - Авт.) мы взяли курс на сохранение шедевров богатейшего классического наследия русской хореографии. Постепенно афиша театра, составленная известными па-де-де и миниатюрами, обогащалась спектаклями. Сегодня у нас идет практически вся русская классика: "Лебединое озеро", "Жизель", "Щелкунчик", "Спящая красавица", "Коппелия", "Дон Кихот". В наших дивертисментах произведения Фокина, Горского, Петипа.
"Русский балет" - созвездие солистов. Это тоже принцип формирования труппы. Любой артист способен не только пополнить ряды кордебалета, но и исполнить сольную партию. Однако не следует думать, что "Русский балет" превратился в хореографический музей. С театром сотрудничали видные хореографы В.Елизаров, Борис Эйфман, Леонид Лавровский, Игорь Чернышов, Нелла Назирова и многие другие.
В процессе создания концертных программ или подготовки наших артистов к участию в международных конкурсах я с увлечением работаю над постановкой номеров с выразительными средствами модерна, неоклассики, элементами джаз-танца и т.д. Здесь и музыка совершенно другая: песни Таниты Тикарам, ансамбля "Манхэттен трансфер", аргентинский фольклор…"
Рабочий график театра очень плотный. В ноябре прошлого года, к 20-летнему юбилею коллектива, состоялась премьера "Золушки" С.Прокофьева. Это было, по сути, триумфальное возвращение балета, впервые поставленного в Москве в 1945 году с великими примами Галиной Улановой и Ольгой Лепешинской в главной роли. В Москве "Золушка" сегодня претендует на эксклюзивность. Ее нет в репертуаре ни одного столичного театра. А музыка С.Прокофьева, как оперная, так и балетная, весьма востребована на Западе.
Вячеслав Гордеев признается, что премьера далась ему весьма нелегко.
"Хотя сказка прелестная, благородная, красивая, - говорит он, - не каждый балетмейстер рискнет обратиться к этой музыке. В балете действительно много сложного и непонятного. Я попытался внести в спектакль больше логики, сделать его более динамичным. Мне кажется, зрителю всегда интересно встретиться со всеми героями еще раз, и не только на поклоне. Поэтому впервые лирический финал спектакля оживлен веселой мазуркой".
Маэстро решил сделать произведение пропорциональным, объединить классический балет и гротесковый. Вальсы, танцы Золушки, путешествия Принца тяготеют к классической основе. К путешествиям Принца, кроме условного Востока и Испании, добавились Турция, Египет и Россия.
Отдельного упоминания заслуживает оформление постановки - великолепные костюмы и декорации Юрия Устинова. Словом, "Золушка" стала событием театрального сезона. Для труппы "Русского балета" это означает лишь то, что приглашения на гастроли посыплются с еще большей частотой и настойчивостью. В ближайших планах - помимо гастролей - постановка "Сильфиды", балета В.Гордеева "Последнее танго", вечера романтической хореографии.
Театр "Русский балет" с удовольствием покажет свои спектакли в Украине. Вообще с Украиной у труппы давние связи. В спектаклях театра не раз выступал Вадим Писарев вместе с женой Инной Дорофеевой, участвовал он и в юбилейном вечере Вячеслава Гордеева. Успешно прошли в разные годы гастроли театра в Харькове, Одессе, Днепропетровске. зрители столицы Украины увидели балет "Дон Кихот", Гала-концерт солистов театра, "Золушку", "Спящую красавицу", "Лебединое озеро". В Национальной опере ценители искусства провели с "Русским балетом" четыре прекрасных вечера.
Олег СКЛЯРЕНКО
На главную страницу раздела
|
|