ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

ТЕАТР, КОТОРЫЙ ХОРОШО ПРОДАЕТСЯ

Гастроли Самарской драмы! В памяти старых театралов - приезд Самарской драмы в конце 60-х в Ярославль - с блистательной Верой Ершовой, Николаем Засухиным, отцом и сыном Демичами, молодым и элегантным Петром Монастырским. Прежде Большие Гастроли создавали театру имя. Если у театра был хороший творческий багаж, слава о нем бежала по всем городам и весям. Два театра, Волковский и Самарский, по тем временам шли схожими путями. Общность театральных школ, родственные корни, превосходные актерские труппы - равновеликие в своих достижениях. Спектакли потрясали публику глубиной психологических переживаний, тем настоящим реализмом без берегов, который вечен во все времена.

Самара и Волковский в сентябре поменялись сценами. Кажется, феномен Больших Гастролей возрождается. Но есть и отличия. Прежде русская и мировая классика была визитной карточкой театра. И самарцы, и волковцы (не по наущению ли самарцев?), взяли на гастроли всего лишь по одному спектаклю из русской классики. Волковцы - "На всякого мудреца…", самарцы - "Доходное место" Островского. Оба спектакля - с уже приличным театральным возрастом.

Самара своих старейшин - национальное достояние в Ярославле не представляет. Наши народные - Наталья Терентьева и Владимир Солопова во всем их блеске предстали в "Мудреце" (постановка А. Кузина), открыв гастроли 20 сентября именно Островским. Могли бы взять наших "Волков и овец" в постановке А. Попова, "Бешеные деньги" (режиссер С. Яшин)… Но волковцев уверили - публика в Самаре уже отучена от настоящей классики.

ЯРОСЛАВЛЬ КАК ДОХОДНОЕ МЕСТО

Что явилось визитной карточкой Самарской драмы? Коммерческие шоу, зрелища далеко не духовного свойства. Театр делает ставку именно на шоу, на эффект, на представление чисто развлекательного свойства… Художественный руководитель театра Вячеслав Гвоздков на пресс-конференции не скрывал главного намерения - Ярославль - доходное место, здесь можно получить как минимум, миллион. Ставка на то, что Самарский театр хорошо продается и показывает товар не только лицом. Если театр играет в стрип-шоу ("Lady's Night"), то танцевальные номера группы "Горячие парни" сделаны первоклассно. Если создает "имперский спектакль" - о Моцарте и Сальери в эпоху императора Иосифа ("Амадеус"), то спектакль истекает имперской роскошью. Ну, а Александр Николаевич Островский - драматург отнюдь не имперский, хоть и остросовременный. На "Доходное место" зритель не ломился. В зале много пустых кресел. Зритель, по всей вероятности, считал, что "Доходное" - скучная старая песня о главном: жить бедно, но честно невозможно… Это вам не "Мужском стриптиз"("Lady's Night") не "№ 13", не "Особо женатый таксист" Рея Куни, где в зале яблоку негде упасть. Время изменилось!

Первые три спектакля Самарской драмы - об одном. О Доходном месте в жизни каждого. Неважно, кто ты, важен выбор и способ желанной добычи. Это может быть стриптиз, где считают баксы, а может, и служение Императору, избранное прагматиком Сальери ("Амадеус" ведь тоже о приоритетах, и там считают флорины, и Моцарта ломают, превращая в обывателя), или жизнь, ставшая сплошным трактиром (как в "Доходном месте") - и там все время считают, пересчитывают рублевые купюры…

А ТРУСИКИ КАК ЧУДЕСНЫЙ ПРИЗ

В Москве "Lady's Night" - самый аншлаговый спектакль. В Самарской драме "Lady's Night" поставил итальянец Паоло Ланди, сценография и свет - питерцы Глеб Фильштинскийо и Владимир Фирер. Играют ведущие мастера сцены - народная артистка России Жанна Романенко, заслуженные артисты Владимир Гальченко, Александр Амелин, Олег Белов… История о том, как шестеро безработных друзей решили организовать группу стриптизеров, которая будет доводить до неистовства женскую аудиторию ночных клубов, и исполнили свою мечту, став настоящими супер-героями - весьма популярна в нынешних зрительских кругах.

"Мужской стриптиз требует тренировки и шлифовки. Отнеситесь к нему серьезно и вдумчиво. Отрепетируйте раздевание дома перед зеркалом, и только тогда, когда убедитесь, что процесс снимания одежд в вашем исполнении эстетичен, не вульгарен и действительно возбуждает, выносите яркий спектакль на суд… Вот, например, сексапильные трусики. С ними спешить не надо. Кульминацию следует чуть растянуть. Повращайте задом, потом чуть приспустите трусы… Насладитесь произведенным эффектом и только потом ловко сорвите с себя трусики и бросьте их как чудесный приз, как своеобразный аванс, за которым последует нечто восхитительное и страстное…."

Такими текстами о мужском стриптизе, набирающем в России невероятную скорость, ныне заполнен Интернет. Очень похожий текст пронизывает весь спектакль "Lady's Night".

В начале спектакля как яркий зазыв дан профессиональный эпизод стрип-шоу. Актер Артур Ягубов появляется в роли танцора-стриптизера Бадди Волша. Пластика, обаяние, тренированность заставляют поверить, что перед нами не драматический актер. Но Ягубов актер Самарской драмы. Лучшее в спектакле - его эстрадно-концертные, но не драматические номера. На драму сил не достало ни у авторов, ни у режиссера. Пьеса и не претендует на серьезные конфликты. Один из самарских зрителей с горечью отметил: "Не по себе становится, когда трясут своими телесами вполне уважаемые актеры, не так давно блестяще игравшие русскую и зарубежную классику". Ярославские зрители - не ханжи. Умные понимают, что дело вовсе не в стриптизе (зрителя дурачат, легко озорничая). Спасает спектакль от пошлости ирония, которой исполнено все зрелище. Нам показывают вовсе не стрип, а игру в "стрип". Смотрите, и мы можем это делать!

"Горячие парни" ироничны прежде всего по отношению к себе. Ирония заложена и в пьесе - в стриптизеры идут явные неудачники - супертолстяк-тяжеловес (Александр Амелин), дистрофик (Алексей Фокин), ветеран-инвалид "горячих точек" (Виталий Жигалин), закоренелый интеллигент (Владимир Гальченко). А далее в течение трех, порой довольно утомительных часов, парни разбираются друг с другом, рефлексируют по поводу "обнаженки", репетируют, одолевают семейные неурядицы, мечтают о грядущих "баксах"… И зритель тоскует, переживая затянутые "психологические" сцены спектакля. Особенно те, где жены, презревшие своих безработных мужей, разбираются с мужьями. Ирония заключена и в том, что женские роли бледны и малоинтересны (за исключением неповторимой Жанны Романенко - секретаря и машинистки стрип-группы). Наверное, это женское несчастье, свалившееся на мужиков, и превратило их от отчаяния в стриптизеров. Режиссерский трюк заключается в финальном оглушающем стрип-шоу. Оптика меняет парней. Калеки и дистрофики, интеллигенты, уроды и моральные инвалиды на глазах изумленной публики в этом профессиональном и эффектном каскаде номеров трансформируются в ладных, элегантных, действительно, горячих парней. Сбрасывают трусики, вот вам чудесный приз, оставаясь в полосках… На секунду, на миг, тут же поглощенный тьмой, "супер-герои" обнажаются полностью - веселые, раскрепощенные…

Эта мысль - об освобождении и раскрепощении человеческого в человеке брезжила - и в герое Александра Амелина, и в герое Олега Белова. И могла стать ведущим мотивом спектакля. Но, к сожалению, не стала. Основная мысль, терзающая каждого: "Стрип" - Доходное Место. Способ добывания денег. "Money! Money! Money!"- затмевают все и вся. Жены слетаются на баксы, к денежным и ныне уважаемым мужьям, как пчелы на мед. Поцелуи в диафрагмы, счастливые рыдания. Публика неистовствует.

Маргарита ВАНЯШОВА
Сентябрь 2005

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры