ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
ГРАН-ПРИ ВЯЧЕСЛАВА ГВОЗДКОВА Фестиваль "Театр без границ" покорил режиссер без границ
...Овация зрительного зала после спектакля "О мышах и людях" длилась четверть часа - это почти бесконечность. Снова и снова магнитогорские зрители вызывали актеров Самарской академической драмы, и прежде всего - Александра Амелина (приз за лучшую мужскую роль - так оценило жюри III магнитогорского фестиваля "Театр без границ" то, как играет Амелин беззащитного и обреченного богатыря Ленни. Но первой оценкой была зрительская). А счастливые актеры вызывали на овации режиссера спектакля Вячеслава Гвоздкова.
Гвоздкову идет быть победителем, мгновения торжества - его звездные мгновения, и он, как никто, умеет переживать успех, заражая своим торжеством окружающих.
Спектакль "О людях и мышах" по Джону Стейнбеку Самарская драма сыграла в самом начале III фестиваля "Театр без границ", который длился двадцать октябрьских дней. И зрители, и жюри увидели еще десятки спектаклей, среди которых было немало достойных работ. Но все же не случайно та овация оказалась самой долгой (аплодисменты не ошибаются). И на закрытии фестиваля Вячеславу Гвоздкову был вручен Гран-при "Театра без границ". Триумфатор в безупречном смокинге взволнованно говорил о том, как жизнь, судьба и сцена много лет назад связали его с душанбинской актерской командой, которую потом перевез в Магнитку Валерий Ахадов (Гвоздков, в то время главный режиссер Русской драмы в Ташкенте, в душанбинской Русской драме ставил "Звезды на утреннем небе" А. Галина). А еще, принимая Гран-при, Вячеслав Гвоздков говорил о магнитогорских зрителях. "Вы нас поняли, вы с нами совпали, вы были интеллигенты и внимательны. Спасибо вам".
С этим спектаклем "совпадает" не только зритель Магнитки. Я видел его в Самаре в прошлом году в премьерные дни. Самарская драма не знает проблем со зрителем (заслуга прежде всего большого мастера Петра Монастырского, несколько десятилетий ее возглавлявшего). Но в последние годы зрители, привычно заполнявшие зал театральной академии, привыкали к достойной (академической) скуке. На первой же премьере нового главного режиссера Вячеслава Гвоздкова они открывали для себя (кто-то заново, а кто-то и впервые), что театр может дарить мгновения потрясения, говорить о самом сущностном в человеке, что в зрительном зале можно плакать.
"О мышах и людях" - простая история. Ее главный герой прост, как ребенок, хотя у Ленни, каким его играет Александр Амелин, фигура атлета с огромными руками и круглой стриженой головой. Этот богатырь болен. Природа, наградив его чудовищной силой, лишила разума. Он, как ребенок, тянется к пушистому, теплому, нежному (мышь, щенок, девушка) и не умеет контролировать силу своей подчас смертельной ласки. Рядом с Ленни есть другой главный герой спектакля - Джордж (актер А. Бердников). Защитник, друг, опекун, вынужденный, как и все, кто берется за это, отвечать за того, кого приручил. Ответственность может оказаться не по силам.
Джон Стейнбек - писатель американский. И герои его - батраки на какой-то забытой Богом (именно так - забытой Богом) американской ферме. Но Гвоздков и сценограф его спектакля (постоянно работающая с ним художница из Эстонии И. Агур) поселяют героев в пространстве, не привязанном к стране или быту. Это эпическое, почти библейское пространство равнодушной природы, безлюдное, безводное, выжженное. Что человек по сравнению с горой, рассветом, ночью, вечностью? Но автора спектакля интересует именно человек, именно история безумного и несчастного Ленни. Быть может, именно в сочетании эпического дыхания пространства с дыханием живого, теплого, огромного, но беззащитного человека, которому бесконечно сострадаешь, за которого боишься и гибель которого становится личным горем (Александр Амелин играет так, что его Ленни входит в сердце), в этом сочетании и совпадении и есть главный эффект спектакля Вячеслава Гвоздкова. Он не боится сильных чувств, пограничных ситуаций, трагических эмоций. И побеждает: зритель, уставший от уроков формального мастерства (и оно-то в современном театре не в избытке), способен, оказывается, быть бесконечно благодарным за спектакль, ставший не просто более или менее приятным времяпрепровождением, но событием твоей эмоциональной жизни.
Вячеславу Гвоздкову пятьдесят лет. Он коренной ленинградец - петербуржец. Актер по первой профессии (и до сих пор на репетициях иногда проигрывает все роли за всех. А режиссер Дмитрий Астрахан, приступая к съемкам телесериала "Зал ожидания", предлагал Гвоздкову одну из главных ролей. Но того не отпустила режиссура, а роль эту в конце концов сыграл Боярский). Режиссерское образование получал у Георгия Александровича Товстоногова. Вот откуда владение профессией: Товстоногов научил ремеслу всех своих учеников, справедливо полагая, что сначала формируется профессионал, а уж потом из него, быть может, рождается художник.
У Гвоздкова всегда будет комплекс невостребованного петербуржца (хотя он переживал творческое признание и в своем городе). Но состоялся как режиссер в Ташкенте. Там реализовался абсолютно, собрал великолепную труппу и поставил спектакли, которые и через годы прекрасно помнят те, кто их видел. Таких немало и среди челябинских театралов: Русская драма Ташкента времен Вячеслава Гвоздкова дважды бывала у нас с большими гастролями. У каждого свои воспоминания: кого-то поразили феерические "Все звезды" (парад очень профессиональных пародий на звезд мировой эстрады), кого-то драматизм и психологические поединки спектакля "Полет над кукушкиным гнездом" (эту инсценировку американского романа Гвоздков первым "пробил" на советскую сцену, дело-то ведь было в эпоху запретов). Меня, как ни странно, "Звезды на утреннем небе" (Гвоздков часто по нескольку раз ставит одну и ту же пьесу. В новых театрах, с другими актерами рождаются другие спектакли, хотя режиссерский почерк узнаваем и определенен). После череды пошлейших постановок по этой модной в перестроечное время пьесы А. Галина о том, что "и проститутки чувствовать умеют", вдруг увидел спектакль не "про это". Гвоздков открыл в драме Галина интонации и темы пьес Теннесси Уильямса, говорил о судьбе, роке, одиночестве, отчаянии.
Из Ташкента Вячеслав Гвоздков вернулся в Ленинград, возглавил театр имени Ленинского комсомола, переименованный им в "Балтийский дом" и вообще обновленный: и спектакли здесь появились заметные (больше других нашумел "Мастер-класс", поставленный В. Гвоздковым по пьесе Д. Поунэлла), и по Европе "Балдом" поездил, и даже в Челябинске с успехом гастролировал лет пять назад. Идеей и направлением, заложенными Гвоздковым в названии "Балтийский дом", театр живет по сей день, здесь возник одноименный знаменитый фестиваль.
Но это уже без Вячеслава Гвоздкова. Он ушел в свободное плавание: много ставил в России (очень успешно - в Омской драме), еще больше в Финляндии и Эстонии. Воистину - режиссер без границ. Я видел его спектакль "Наш городок" по Т. Уайльдеру, поставленный в театре маленького эстонского городка Вильянди: тонкий, акварельный, с какой-то особо прозрачной и чистой интонацией. Во время шведских гастролей этого театра на спектакль пришел Ингмар Бергман.
Во время "свободного плавания" Вячеслав Гвоздков успел поработать и в Челябинской академической драме. Правда, ни романа с этим театром, ни хотя бы адюльтера не получилось: тем, что вышло из мюзикла "Звуки музыки", остались недовольны и режиссер, и труппа. Тем не менее спектакль имел коммерческий успех и (что важнее) в нем состоялось рождение актрисы: именно в "Звуках музыки" сыграла свою лучшую роль Лариса Нифонтова.
Самарский период Вячеслава Гвоздкова начинается бурно и конфликтно, что естественно: труппа, воспитанная Монастырским, не может сразу принять нового лидера. Страсти бушуют за кулисами и в СМИ, а на сцене Гвоздков ставит спектакли. Работает, как всегда, много. После постановок "О мышах и людях" событием стал его спектакль "Король, дама, валет" по В. Набокову, где режиссер, как он говорит, воплотил свою мечту о торжестве абсолютной, всеподавляющей и самодостаточной красоты на сцене.
И еще он поставил в Самаре моноспектакль "Мадам Маргарит". Магнитогорцы и челябинцы видели, как играет эту пьесу Анни Жирардо. В спектакле Гвоздкова в роли мадам Маргарит - актер. Мужчина. Если спектакль привезут в Челябинск на фестиваль "Камерата-транзит" (а переговоры ведутся), получится любопытное сравнение.
А уж в Магнитку-то Вячеслав Гвоздков обязательно приедет еще раз и привезет на гастроли свой театр. Он любит возвращаться в места, где ощущал себя победителем. Ему идет победа.
Владимир СПЕШКОВ
Фото Игоря ПЯТИНИНА Челябинский рабочий, 25 октября 1997
На главную страницу раздела
|
|