ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

ГРАН-ПРИ ВЯЧЕСЛАВА ГВОЗДКОВА
Фестиваль "Театр без границ" покорил режиссер без границ

Вячеслав Гвоздков ...Овация зрительного зала после спектакля "О мышах и людях" длилась четверть часа - это почти бесконечность. Снова и снова магнитогорские зрители вызывали актеров Самарской академической драмы, и прежде всего - Александра Амелина (приз за лучшую мужскую роль - так оценило жюри III магнитогорского фестиваля "Театр без границ" то, как играет Амелин беззащитного и обреченного богатыря Ленни. Но первой оценкой была зрительская). А счастливые актеры вызывали на овации режиссера спектакля Вячеслава Гвоздкова.

Гвоздкову идет быть победителем, мгновения торжества - его звездные мгновения, и он, как никто, умеет переживать успех, заражая своим торжеством окружающих.

Спектакль "О людях и мышах" по Джону Стейнбеку Самарская драма сыграла в самом начале III фестиваля "Театр без границ", который длился двадцать октябрьских дней. И зрители, и жюри увидели еще десятки спектаклей, среди которых было немало достойных работ. Но все же не случайно та овация оказалась самой долгой (аплодисменты не ошибаются). И на закрытии фестиваля Вячеславу Гвоздкову был вручен Гран-при "Театра без границ". Триумфатор в безупречном смокинге взволнованно говорил о том, как жизнь, судьба и сцена много лет назад связали его с душанбинской актерской командой, которую потом перевез в Магнитку Валерий Ахадов (Гвоздков, в то время главный режиссер Русской драмы в Ташкенте, в душанбинской Русской драме ставил "Звезды на утреннем небе" А. Галина). А еще, принимая Гран-при, Вячеслав Гвоздков говорил о магнитогорских зрителях. "Вы нас поняли, вы с нами совпали, вы были интеллигенты и внимательны. Спасибо вам".

С этим спектаклем "совпадает" не только зритель Магнитки. Я видел его в Самаре в прошлом году в премьерные дни. Самарская драма не знает проблем со зрителем (заслуга прежде всего большого мастера Петра Монастырского, несколько десятилетий ее возглавлявшего). Но в последние годы зрители, привычно заполнявшие зал театральной академии, привыкали к достойной (академической) скуке. На первой же премьере нового главного режиссера Вячеслава Гвоздкова они открывали для себя (кто-то заново, а кто-то и впервые), что театр может дарить мгновения потрясения, говорить о самом сущностном в человеке, что в зрительном зале можно плакать.

"О мышах и людях" - простая история. Ее главный герой прост, как ребенок, хотя у Ленни, каким его играет Александр Амелин, фигура атлета с огромными руками и круглой стриженой головой. Этот богатырь болен. Природа, наградив его чудовищной силой, лишила разума. Он, как ребенок, тянется к пушистому, теплому, нежному (мышь, щенок, девушка) и не умеет контролировать силу своей подчас смертельной ласки. Рядом с Ленни есть другой главный герой спектакля - Джордж (актер А. Бердников). Защитник, друг, опекун, вынужденный, как и все, кто берется за это, отвечать за того, кого приручил. Ответственность может оказаться не по силам.

Джон Стейнбек - писатель американский. И герои его - батраки на какой-то забытой Богом (именно так - забытой Богом) американской ферме. Но Гвоздков и сценограф его спектакля (постоянно работающая с ним художница из Эстонии И. Агур) поселяют героев в пространстве, не привязанном к стране или быту. Это эпическое, почти библейское пространство равнодушной природы, безлюдное, безводное, выжженное. Что человек по сравнению с горой, рассветом, ночью, вечностью? Но автора спектакля интересует именно человек, именно история безумного и несчастного Ленни. Быть может, именно в сочетании эпического дыхания пространства с дыханием живого, теплого, огромного, но беззащитного человека, которому бесконечно сострадаешь, за которого боишься и гибель которого становится личным горем (Александр Амелин играет так, что его Ленни входит в сердце), в этом сочетании и совпадении и есть главный эффект спектакля Вячеслава Гвоздкова. Он не боится сильных чувств, пограничных ситуаций, трагических эмоций. И побеждает: зритель, уставший от уроков формального мастерства (и оно-то в современном театре не в избытке), способен, оказывается, быть бесконечно благодарным за спектакль, ставший не просто более или менее приятным времяпрепровождением, но событием твоей эмоциональной жизни.

Вячеславу Гвоздкову пятьдесят лет. Он коренной ленинградец - петербуржец. Актер по первой профессии (и до сих пор на репетициях иногда проигрывает все роли за всех. А режиссер Дмитрий Астрахан, приступая к съемкам телесериала "Зал ожидания", предлагал Гвоздкову одну из главных ролей. Но того не отпустила режиссура, а роль эту в конце концов сыграл Боярский). Режиссерское образование получал у Георгия Александровича Товстоногова. Вот откуда владение профессией: Товстоногов научил ремеслу всех своих учеников, справедливо полагая, что сначала формируется профессионал, а уж потом из него, быть может, рождается художник.

У Гвоздкова всегда будет комплекс невостребованного петербуржца (хотя он переживал творческое признание и в своем городе). Но состоялся как режиссер в Ташкенте. Там реализовался абсолютно, собрал великолепную труппу и поставил спектакли, которые и через годы прекрасно помнят те, кто их видел. Таких немало и среди челябинских театралов: Русская драма Ташкента времен Вячеслава Гвоздкова дважды бывала у нас с большими гастролями. У каждого свои воспоминания: кого-то поразили феерические "Все звезды" (парад очень профессиональных пародий на звезд мировой эстрады), кого-то драматизм и психологические поединки спектакля "Полет над кукушкиным гнездом" (эту инсценировку американского романа Гвоздков первым "пробил" на советскую сцену, дело-то ведь было в эпоху запретов). Меня, как ни странно, "Звезды на утреннем небе" (Гвоздков часто по нескольку раз ставит одну и ту же пьесу. В новых театрах, с другими актерами рождаются другие спектакли, хотя режиссерский почерк узнаваем и определенен). После череды пошлейших постановок по этой модной в перестроечное время пьесы А. Галина о том, что "и проститутки чувствовать умеют", вдруг увидел спектакль не "про это". Гвоздков открыл в драме Галина интонации и темы пьес Теннесси Уильямса, говорил о судьбе, роке, одиночестве, отчаянии. Из Ташкента Вячеслав Гвоздков вернулся в Ленинград, возглавил театр имени Ленинского комсомола, переименованный им в "Балтийский дом" и вообще обновленный: и спектакли здесь появились заметные (больше других нашумел "Мастер-класс", поставленный В. Гвоздковым по пьесе Д. Поунэлла), и по Европе "Балдом" поездил, и даже в Челябинске с успехом гастролировал лет пять назад. Идеей и направлением, заложенными Гвоздковым в названии "Балтийский дом", театр живет по сей день, здесь возник одноименный знаменитый фестиваль.

Но это уже без Вячеслава Гвоздкова. Он ушел в свободное плавание: много ставил в России (очень успешно - в Омской драме), еще больше в Финляндии и Эстонии. Воистину - режиссер без границ. Я видел его спектакль "Наш городок" по Т. Уайльдеру, поставленный в театре маленького эстонского городка Вильянди: тонкий, акварельный, с какой-то особо прозрачной и чистой интонацией. Во время шведских гастролей этого театра на спектакль пришел Ингмар Бергман.

Во время "свободного плавания" Вячеслав Гвоздков успел поработать и в Челябинской академической драме. Правда, ни романа с этим театром, ни хотя бы адюльтера не получилось: тем, что вышло из мюзикла "Звуки музыки", остались недовольны и режиссер, и труппа. Тем не менее спектакль имел коммерческий успех и (что важнее) в нем состоялось рождение актрисы: именно в "Звуках музыки" сыграла свою лучшую роль Лариса Нифонтова.

Самарский период Вячеслава Гвоздкова начинается бурно и конфликтно, что естественно: труппа, воспитанная Монастырским, не может сразу принять нового лидера. Страсти бушуют за кулисами и в СМИ, а на сцене Гвоздков ставит спектакли. Работает, как всегда, много. После постановок "О мышах и людях" событием стал его спектакль "Король, дама, валет" по В. Набокову, где режиссер, как он говорит, воплотил свою мечту о торжестве абсолютной, всеподавляющей и самодостаточной красоты на сцене. И еще он поставил в Самаре моноспектакль "Мадам Маргарит". Магнитогорцы и челябинцы видели, как играет эту пьесу Анни Жирардо. В спектакле Гвоздкова в роли мадам Маргарит - актер. Мужчина. Если спектакль привезут в Челябинск на фестиваль "Камерата-транзит" (а переговоры ведутся), получится любопытное сравнение.

А уж в Магнитку-то Вячеслав Гвоздков обязательно приедет еще раз и привезет на гастроли свой театр. Он любит возвращаться в места, где ощущал себя победителем. Ему идет победа.

Владимир СПЕШКОВ
Фото Игоря ПЯТИНИНА
Челябинский рабочий, 25 октября 1997

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры