ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

ВЯЧЕСЛАВ ГВОЗДКОВ:
Я - УПЕРТЫЙ, ВРЕДНЫЙ, ПРОТИВНЫЙ

Вячеслав Гвоздков, художественный руководитель Самарского академического театра драмы им. М. Горького, заслуженный деятель искусств России. Родился 20 апреля 1947 года в г. Сливене (Болгария). Семья: Гвоздкова Лариса Викторовна, главный администратор театра; сын Кирилл, стоматолог; 3 дочери: Александра, школьница, Ксения и Валерия. Образование: окончил Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова (актерское отделение) и Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии (режиссерский факультет, класс народного артиста СССР Г. А. Товстоногова). Карьера: работал главным режиссером Ростовского театра юного зрителя, художественным руководителем Ташкентского академического русского театра драмы, художественным руководителем Ленинградского драматического театра "Балтийский дом". С 1995 года - в нынешней должности. Награжден медалью "За доблестный труд". Увлечения: кулинария, рыбалка, охота, путешествия. Любит отдыхать на природе в палатке.

- Какими словами вы бы встретили свое рождение?

- Сложно сказать. Я просто благодарен тому, что появился на свет, и именно у своих родителей - простых русских людей. Огромное спасибо им за все.

- Любимый афоризм?

- У меня много афоризмов, и я часто пользуюсь ими в жизни. Соответственно ситуации. Хотя, думаю, по афоризмам жить нельзя - надо жить по принципам. По возможности, я стараюсь быть честным перед самими собой, хотя это очень трудно. В советские годы мне, как режиссеру, часто приходилось делать то, чего делать совсем не хотелось. Случается идти на сделку с совестью и сегодня - за мной стоит большой коллектив, и именно от меня в некоторой степени зависит жизнь и судьба этих людей.

- Какая у вас была в детстве любимая игрушка?

- Мой отец был военным, и мы очень часто переезжали. А раньше в купейных вагонах были лесенки - для того, чтобы удобнее было дотягиваться до самой верхней полки. Так вот, я эту лесенку выносил в коридор, приставлял плоской стороной к стене и мог часами смотреть в окно. Наверное, она-то и была моей любимой игрушкой.

- Кем вы хотели стать?

- В тайне я мечтал стать врачом, потому что очень уважал эту профессию. Но так как с химией и физикой у меня, мягко говоря, были проблемы, я понимал, что это никогда не случится. А вот поступить на актерский факультет, что я и сделал, мне, напротив, было легко - все данные были налицо с детства. Как утверждает моя мама, в два года я читал наизусть главы из пушкинских сказок. Обожал всех передразнивать и пересказывал фильмы и истории так, что все просто покатывались со смеху. В школе был самым активным участником художественной самодеятельности.

А мою тайную мечту воплотил сын - он у меня стоматолог. Правда, один мой друг говорит, что из-за этого русский театр потерял Алена Делона. Парень у меня, действительно, очень эффектный. В детстве я нередко занимал его в спектаклях, где надо было играть детей, и это у него здорово получалось.

- На какое животное вы похожи?

- По знаку зодиака я - Овен. И полностью ему соответствую. А что можно сказать про барана? Упертый, вредный, противный. Какие бы описания Овнов я ни читал, все стопроцентно со мной совпадают.

- Какой черты характера вам не хватает?

- В моем характере мне всего хватает. Был бы другой характер - была бы другая судьба. Не зря кто-то из древних говорил: "Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу".

- В какой исторической эпохе вы хотели бы жить?

- В своей. Потому что я в ней прожил, и это мое время. Мне жутко нравится "серебряный век", XYIII век, XIX век, все, что связано с Пушкиным, Толстым. Но что бы я там делал? Все мои предки - выходцы из крестьянских семей. И со своим актерским талантом, мне в прошлом можно было стать разве что крепостным артистом. Станиславского из меня однозначно не получилось бы. Другое дело, если бы я был потомком Строгановых. Тогда я мог бы сказать, что мечтаю попасть в XIX век, чтобы пожить в своем особняке и поездить верхом на лошади. Правда, что касается последнего, я с успехом делал это мальчишкой в деревне. И отсутствие лайковых перчаток, замечательных хромовых сапог и жокейской шапочки мне нисколько не мешало...

- Какую роль вы хотели бы сыграть в кино?

- В молодости я хотел стать кинозвездой. Тогда я был готов играть все, что бы мне ни предложили. Сегодня я снялся бы в кино, если бы роль выражала мою "природу". Наверное, я с удовольствием вошел в образ Генриха IX в одноименной пьесе Пиранделло, потому что нахожу совпадения с моей судьбой и, значит, мог бы о себе рассказать. А вот Гамлета не стал бы играть - уже поздно. Сегодня, как режиссер, я играю все роли в спектакле, но вкладываю всего себя лишь в ту, которая воплощает его "болевую точку". Именно ради нее я и ставлю спектакль.

Из западных актеров мне очень близок Джек Николсон. Мне нравится, что он никогда не связывается с паршивыми сценариями, и его роли несут гуманистичное начало. Что бы Николсон ни делал, он всегда симпатичен своим поступком. Кроме того, он - человек с судьбой и умеет это тонко преподнести. Из советских актеров своим темпераментом, исповедальностью мне, пожалуй, больше всего импонирует Олег Иванович Борисов. Этот артист буквально "рвал нервы" в кадре и всегда был очень личностен. Вообще мне близки многие актеры Большого Драматического театра, ведь это школа, в которой я сам учился.

- Какой необычный поступок вам мешает совершить ваш имидж?

- В моем понимании имидж - это то, какой ты есть. Со всеми достоинствами и недостатками. Я не могу быть лучше и не хочу быть хуже - разве что самое плохое стараюсь немного скрывать. Правда, получается не очень - при первой встрече многие люди воспринимают меня хуже, чем я есть на самом деле.

- За что вы могли бы подраться?

- Я всю жизнь дрался. За одну дурацкую мечту - построить справедливое общество в отдельно взятом театре. Мне хочется, чтобы люди, которые живут рядом со мной, чувствовали себя счастливыми. Знаю, что по большому счету это глупо, но не перестаю этого делать. Что-то все-таки получилось - к примеру, у нас в театре есть столовая, люди получают дотацию на питание, но хочется, чтобы они могли просто бесплатно пообедать.

Однако один мой знакомый заметил: "Не удивляйся, когда тебя будут "резать на куски". Я понимаю, что люди несправедливы, но первые три года, когда я начинал работать режиссером, я просто "плакал в подушку", а последние 20 лет, думаю, что я просто идеалист.

- От какого удовольствия в жизни вы отказались бы в последнюю очередь?

- Моя жена говорит, что с сигаретой меня положат даже в гроб. Я мечтаю бросить курить всю жизнь, но если утром я не выкурю сигарету, не выпью чашку кофе и не приму душ, я - не нормальный человек. Но это, конечно, не самое главное - в последнюю очередь я отказался бы от театра, потому что это мой образ жизни, а от этого, сами понимаете, отказаться нельзя.

- Что бы вы взяли с собой на необитаемый остров?

- Все, что есть в моей жизни. Я не представляю себя без своей жены и детей, потому что очень их люблю. А за ними тянется очень много "привязок" к обычной жизни.

- Сколько вам денег нужно для счастья?

- Много. Но так складывается, что у меня их всегда нет. Моя жена и моя мама мне всегда говорили: "Ты вечно живешь, как русский дворянин - в долг". Но если бы я так не жил, у меня ничего бы не было - я не умею копить. Благо, у меня всегда были хорошие друзья, у которых можно было занять.

У меня нет ни одной сберегательной книжки, ни одного чулка. Мое единственное богатство - дети. А трачу я ровно столько, сколько зарабатываю. Сегодня больше всего у меня "съедают" путешествия - я безумно увлекся тем, что показываю жене мир. Интересная история вышла с тем, как мы съездили с ней в Италию. Меня пригласили туда читать лекции. Заключая контракт, я сказал, что поеду только в том случае, если моей жене оплатят туда и обратно дорогу, она будет со мной жить в отеле, а после лекций я буду иметь возможность показать ей Италию. Так мы вдоль и поперек "излазили" весь север страны. Если в следующий раз пригласят, покажу юг.

- Кем бы вы хотели стать в следующей жизни?

- Это область неизвестного, а хотеть чего-то в неизвестном бессмысленно.

- С кем из великих людей мира вы хотели бы пообщаться?

- Таких людей очень много. Это все те, кто мне тем или иным образом интересен. Ведь на самом деле мы учимся только у жизни и друг у друга. Вот возьмите, например, академика Лихачева. Он со студенческой скамьи отправился в ГУЛАГ, где попал в такое окружение, что без университета вышел оттуда "профессором".

Когда мне было 7 лет, мне посчастливилось увидеть Брехта, правда, важностью момента я, конечно, не проникся. С удовольствием пообщался бы с Пушкиным, Достоевским, Хемингуэем, Чаплиным. Если бы великий комик был жив, то я обязательно приехал к нему и сказал: "Чаплин, я так тебя люблю! Можно я посижу и посмотрю, как ты кино снимаешь?" Это, конечно, невозможно, но мне повезло познакомиться с его сыном - я был у него на ферме в Швейцарии. Удалось пообщаться мне и с женой и сыном Набокова.

- На какую престижную должность вы бы не согласились и почему?

- Самая престижная должность - та, которую я занимаю. Когда я выхожу на сцену, и зрительный зал мне стоя аплодирует, я понимаю, что никакие другие должности мне не нужны. Где бы я ни руководил театром, со мной здоровался весь город. Самара - не исключение. Вообще, за 6 лет я стал настоящим самарянином - я люблю город, люблю Волгу, театр, моих зрителей.

- Что бы вы сделали до конца света?

- Я думаю, что конец света - это бред. Но иногда, в силу того, что я обладаю художественным воображением, в моей голове рождаются яркие сюжеты, и я представляю, что бы в той или иной ситуации сделал. Если это какой-то природный катаклизм или война, я в первую очередь, конечно, спасаю близких. Еще я очень боюсь кошмаров, потому что во сне желания не совпадают с физическими действиями. Хочется что-то сделать, а не можешь... Не дай Бог, так случится в реальности.

А вот в жизни, в экстремальной ситуации был смешной момент. Я только что принял Ташкентский театр. Раннее утро, мой кабинет был вплотную с актерским буфетом. Буфетчица куда-то ушла и оставила что-то на плите. Я чувствую дым, потом - крики: "Пожар!" Выскакиваю из кабинета, выбегаю на улицу и вдруг понимаю, что у меня в кабинете остались документы, наброски пьес, фонограмма для спектакля. Кидаюсь в дым, ползком пробираюсь к кабинету, опускаюсь на пол, ориентируюсь, что спасать, и вижу - в углу стоит переходящее Красное знамя театра. Хватаю его, бумаги - и на улицу. Со стороны себя не видел, но идиотом, наверное, выглядел "приличным" - потом по этому поводу ходило много анекдотов.

- Самый невероятный слух, который вы о себе слышали?

- Все сплетни имеют под собой некий повод, найти который, когда ты все время на виду, совсем не трудно. Вот обниму я артистку, потому что мне хочется с ней сегодня душевно побеседовать, а завтра будут говорить, что у нас с ней что-то есть. Ведь существует же устойчивое мнение, что главный режиссер должен "обслуживать" всех женщин своего театра. Даже "крылатое" выражение есть - "диван для распределения ролей". Я с артистками не сплю, но, наверное, кто-то об этом говорит. Выпьешь 100 грамм водки - скажут, что был пьяный. Но почему бы это не сделать в дружеской компании, для хорошего настроения. Если постоянно думать о том, что о тебе скажут, то можно стать этаким пупсом без всех признаков мужского достоинства. Но зачем это нужно?

Как рассказывают

"Дома с ним никто не спорит"
- С Вячеславом Алексеевичем мы познакомились в театре. Я работала администратором, а его назначили к нам новым художественным руководителем. Я тогда была одинокой, он - тоже. Поначалу он жил в гостинице, друзья тоже не сразу появились, поэтому очень много времени проводил на работе. А когда выдавалось свободное время или праздники, звонил мне - приглашал прогуляться, просил показать Самару.

Я чувствовала, что наши отношения постепенно перерастают из дружеских во что-то большее. То, что это происходит на работе, меня не смущало. Смущала, скорее, большая разница в возрасте - на момент нашего знакомства мне было 24, а Вячеславу Алексеевичу - вдвое больше. Кроме того, он был начальником, а я его подчиненной. Но общаться с ним было легко и интересно. Поэтому довольно быстро я об этих вещах думать перестала. Сблизили нас и общие увлечения - как и он, я люблю путешествовать, собирать грибы и рыбачить. Правда, когда мы рыбачим вместе, сам он не ловит - только мне ассистирует - настраивает удочки, насаживает червяков, снимает рыбу. "Главное, чтобы тебе было хорошо".

Подарков нам с дочкой он дарит очень много, но больше всего мне запомнился первый. Мы вместе пошли на Губернский бал. А там продавали всевозможных игрушечных коров - так как наступал год быка. Так вот, он отложил мне очаровательную мягкую буренку, а потом, когда собрались уходить, подарил. Назвали Дусей. Теперь с ней играется Валерия и думает, что корову ей подарил папа...

Кстати, с проявлением нашей дочки на свет вышла довольно забавная история. Когда он отвез меня в роддом, и ему сказали приблизительный срок родов, он отправился на три дня в Саратов - отсматривать новых артистов. Рождение Валерии он пропустил. Но на выписку успел. Поезд приехал буквально за час до нее. По дороге купил букет цветов для меня, конфеты для врачей и - в роддом.

Глава семьи у нас, безоговорочно, Вячеслав Алексеевич. Как он скажет, так и будет. Но жесткость, как в театре, ему проявлять не приходится - дома с ним никто и не спорит.

Так как квартира у нас новая, и обставлять мы ее начинаем буквально с нуля, то о домашнем уюте пока говорить не приходится. Сейчас в доме есть лишь самое необходимое. Прихожей обзавелись только месяц назад - до этого по-студенчески раздевались на стульчике. Книги, призы и грамоты тоже пока не нашли своего постоянного места. Только недавно повесили тюль. Как и задумывалось - в тон к шторам и диванной обивке.

Нашей дочке скоро будет четыре года, и Вячеслав Алексеевич хочет завести еще одного ребенка - я, со своей стороны, пока не определилась. А вот насчет домашнего животного можно подумать. "В нагрузку" к дому в деревне, который мы купили в этом году, нам достался кот. Все лето он прожил с нами, но так как по своей натуре он совсем не городской, с собой в Самару мы его не взяли. Теперь очень за него беспокоимся. Остается надеяться, что весной он к нам вернется.
Лариса Гвоздкова, главный администратор театра

"Пока мы доверяем друг другу"
- Думаю, что наш "театральный роман" случился потому, что он поверил в меня, я - в него. Его доверие мне, конечно, льстит, но, с другой стороны, накладывает определенные обязательства, в том числе и во взаимоотношениях с коллегами.

Дружеские отношения между актером и режиссером, как известно, "чреваты" поблажками. Мне кажется, что мы друг другу поблажек не делаем. Я могу сказать о нем все, что хочу.

Вячеслав Алексеевич очень хорошо понимает актерскую природу, знает наиболее слабые места человека. И, разумеется, пользуется этим, как каждый художественный руководитель. Порой бывает очень бестактным, так, что волосы встают дыбом. Но он искренен. И за это ему можно все простить. Многим он кажется жестким руководителем, но я его таковым бы не назвал. Если говорить убедительно, то он может поддаться внушению. Это даже несколько настораживает. Еще он способен признать свою неправоту. Даже публично, что, в принципе, руководитель делать не должен. Еще мне нравится, что он пресек в театре так называемую "подковерную" борьбу, конечно, насколько это в творческом коллективе возможно.

С теми людьми, кого он любит, Вячеслав Алексеевич очень открыт и беззащитен. Если знает, что в скором времени кто-нибудь из его детей приедет, ни о чем другом больше не думает. Это очень трогательно и забавно. Как он готовит, меня просто покоряет - наверное, потому, что его блюда всегда вкусные, и сам я в приготовлении еды ничего не понимаю. Потрясающе обращается с мясом, любит рыбу, шикарно делает плов. По-настоящему, по-узбекски, со всеми "прибамбасами". И любит угощать. Всегда интересуется: "Вкусно? Похвалишь меня?"

Рыбачим мы на лодке обычно вчетвером. По-хорошему блеснить могут только двое, но мы приспосабливаемся втроем - один на носу, другой на корме, третий посередине лодки. Так вот, у Вячеслава Алексеевича хватает "мужества" отказаться от рыбалки в пользу Ларисы, хотя для него рыбалка - огромное удовольствие. Правда, в этом году они "ударились" в земледелие. Так много насажали, что их арбузы и помидоры ели родственники, друзья и весь театр.

В общем, пока мы доверяем друг другу. Я говорю "пока", потому что в жизни все бывает...
Александр Амелин, заслуженный артист России

"Он многое принимает близко к сердцу"
- На мой взгляд, режиссер должен обладать уникальным сочетанием качеств. Настоящих режиссеров - единицы. Гвоздков, как мне кажется, один из них. С его приходом у театра начался новый этап. Его первый спектакль "О мышах и людях" оказался очень интересным в творческом отношении. Отличаясь своеобразным видением набоковских произведений, в спектакле "Король. Дама. Валет" он поразил и постановочными элементами - не в последнюю очередь благодаря талантливым питерским художникам, которых он пригласил. То, что Вячеслав Алексеевич привлекает к постановке своих спектаклей многих талантливых людей, не самарцев, его большой плюс. Например, совсем недавно на самарской сцене прошла премьера спектакля "Доходное место", которую поставил известный петербургский режиссер и театральный педагог Вениамин Фильштинский. Сотрудничал Вячеслав Алексеевич и с Олегом Рыбкиным, учеником Петра Фоменко.

Вообще последние два года он все больше становится менеджером и продюсером театра, хотя прекрасно удаются ему и собственные постановки. Например, "Униженные и оскорбленные" по Достоевскому.

Личным другом Вячеслава Алексеевича я не являюсь, но насколько я его знаю, это человек очень открытый и искренний. То, что он слишком демократичен, к чему наши артисты не привыкли, порой мешает его взаимоотношениям с ними. По своему темпераменту он близок актеру - легко обижается, многое принимает близко к сердцу. Думаю, если бы он был менее импульсивен, жить ему было бы гораздо легче.
Эдит Финк, преподаватель СамГУ, театральный критик

Эльвира Савкина
15 февраля 2002

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры