ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ

ЕЛЕНА ШИШЛО

ЕЛЕНА ШИШЛО: РАЗМЫШЛЕНИЯ НАКАНУНЕ ДЕБЮТА

Елена ШишлоЮбилейный 100-й театральный сезон в Пскове откроет спектакль "Тот самый Мюнхгаузен" по пьесе Григория Горина. Премьера состоится 14 октября 2005 года Это дебют на профессиональной сцене режиссера Псковского областного драматического театра, выпускницы режиссерского факультета Щукинского училища, Елены Шишло.

Накануне премьеры, после генеральной репетиции, Елена Григорьевна рассказала о своей постановке и о дальнейших планах работы в новом театральном сезоне.


- Елена Григорьевна, почему вы решили поставить именно эту пьесу?

Режиссер всегда ставит тот спектакль, который его волнует. Есть темы в пьесе, которые, мне кажется, сейчас необходимо выразить, показать зрителю. Ведь говорят же, что театр - это некая трибуна. И тема, которая меня волнует, - это проблема выживания неординарной личности в нашем обществе.

В спектакле я хотела показать человека, у которого абсолютно отсутствуют практические потребности, человека, который самореализован, талантлив, даже гениален. Но обществу он мешает. Потому что зависть, а это вечная тема Моцарта и Сальери, будет существовать всегда. Неординарных людей надо ценить, а их обычно стараются уничтожить. С этой проблемой в спектакле тесно связана и тема любви. Ведь главного героя (Мюнхгаузена - Романа Сурикова) уничтожает не только общество, но и любимая женщина, которая его не понимает. Ради нее он отрекается от себя. А она только потом осознает, что любила она его именно таким, каким он был в начале -необыкновенным, непохожим на других. Сегодня и тема зависти, и тема неординарного человека - "белой вороны" очень актуальны. Ведь если бы таких людей было больше, если бы они не уезжали за границу, если бы их не закрывали в сумасшедших домах, наверное, наше общество было бы более здоровым.

- К какому жанру можно отнести эту постановку?

Что касается, жанра этой пьесы существуют разные мнения: фарс, траги-фарс. Но я все-таки считаю, что это трагикомедия. В этом спектакле, как и в жизни, слезы и радость находятся настолько близко, настолько рядом, что в смешном мы начинаем видеть что-то серьезное и глубокое. Может быть, в седьмой картине и комично работает судья: ведет судебное заседание "под шафе". А ведь если вдуматься - то, что происходит трагично: этого человека тоже "сломали". Поэтому те моменты, где зрителю хочется плакать - это и есть трагедия. А комедия - там, где мы пусть не гомерическим хохотом смеемся, но все же улыбаемся.

- Лейтмотивом через весь спектакль проходит песенка "Мой милый Августин". Как она связана с темой постановки?

Это немецкая песня эпохи Возрождения. Действие пьесы Горина происходит в XVII-XVIII веках, на стыке эпохи Возрождения и эпохи Просвещения. Эта песня, действительно являющаяся лейтмотивом всего спектакля, - актерская находка Геннадия Станиславовича Золова, сыгравшего в пьесе бургомистра. А потом он c Романом стали петь ее в дуэте, так как они по сценарию друзья. Вообще этот мотив является неким соединительным звеном для людей, которые неоднократно были в тяжелых ситуациях, которые не раз выручали друг друга. А песня - это как бы сквозной образ их дружбы. Но, несмотря на дружбу, все равно произошло предательство: даже близкий любимый друг, хоть он в конце и приходит на помощь главному герою, тоже не понимает его.

- Конец спектакля многим кажется оптимистичным. Так ли это?

Да, все говорят - хеппи-энд. Но, тем не менее, это не счастливый финал. Потому что та лунная дорожка, по которой герой уходит, - это, мне кажется, дорога в никуда. Его вытеснили из этого мира. И вопрос о том, куда он отправился, остается открытым.

- Чем интересен спектакль с точки зрения актерской работы?

В пьесе соединились актерские работы именитых и молодых актеров. Получилось некое слияние. Нашему театру сейчас не хватает героя, именно молодого героя. Поэтому я сделала такой шаг, который многие назвали рискованным. (Но кто не рискует, тот не пьет шампанского). Я привела в труппу театра талантливого молодого человека - актера театра "Бенефис" Романа Сурикова. И нужно сказать, что когда он вошел в спектакль, то несколько растерялся. Потому что в постановке работает плеяда заслуженных и народных артистов. Но в итоге получилось такое слияние, такой союз. Вот вы видели, как в паре работают заслуженный артист России Геннадий Золов с Романом. И хочу отметить, Геннадий Станиславович не то, что всячески помогал Роману, он его поддерживал, шаг за шагом по ступенечкам поднимал его к этой роли. Именно как друг - все время его рука была рядом. Молодым актерам помогали все: и Надежда Чепайкина, и Владимир Свекольников. Я хочу сказать, что этот союз молодости и опытности здесь превратился в какой-то синтез теплоты, хорошей энергетики, и в данной ситуации - хорошего результата.

режиссер молодежного театра "Бенефис" - Елена Шишло.

- Елена Григорьевна, в настоящее время вы исполняете обязанности режиссера театра. Что вы считаете важным в работе режиссера?

Талант и силу воли, несмотря ни на что. Я сейчас не буду говорить, что нужно быть хорошим организатором, обладать парапсихологией, особой энергетикой. Это все как бы приложения к главному. Потому что даже если у тебя масса проблем, все равно надо уметь собрать волю в кулак: "Ты должен выпустить спектакль". Я очень люблю зрителей. И не менее сильно люблю артистов. А как их не любить, если именно они реализовывают мои замыслы и несут их в зал?! Конечно, бывают недопонимания и даже конфликты. Но без них ни одна пьеса не будет поставлена. Правда, хочу сказать, от той труппы, которая работала со мной в этом спектакле, я получала только хорошее. Очень хорошее.

- Какие у вас планы на этот сезон? И что вы ожидаете от дебюта на сцене Псковского академического театра?

Вообще перспектив, связанных с нашим Псковским театром очень много. Будет "Ретро" - спектакль одного из ведущих российских драматургов Александра Галина. Я хочу пригласить к участию в этой постановке достаточно именитых артистов, которые давно не работали в репертуаре. Следующим после "Ретро" будет Пушкинский фестиваль. Я планирую поставить мюзикл "Сказка о попе и его работнике Балде". К 100-летнему юбилею также надо будет готовиться, и там будет какая-то своя премьера. Знаете, у меня сейчас такое начало, когда хочется ставить-ставить-ставить… А что ожидаю от дебюта на сцене Псковского академического театра? Дальнейших спектаклей, взаимопонимания со зрителями. И я очень хочу, чтобы театр помог нашему зрителю хоть ненадолго уйти от тех проблем, которые окружают всех нас в повседневной жизни. Чтобы после спектакля он вышел обогащенным, светлым и каким-то другим. Вот чего я хочу и чего я жду.

Copyright © Администрация Псковской области, 2005
www.pskov.ru

На главную страницу раздела





Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры