ТВОРЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ ТЕАТРОВ
АЛЕКСАНДР ЗЫКОВ Народный артист России
Художественный руководитель и главный режиссер норильского Заполярного драматического театра имени Вл. Маяковского - народный артист России Александр Михайлович Зыков. Публика хорошо знакома с постановками этого режиссера, высоко их оценила: "Самоубийца" Н. Эрдмана, "Как Иван Чонкин самолет сторожил" Ю. Кима, В. Войновича, "Чума на оба ваши дома" Гр. Горина и др. На краевых фестивалях спектакли Норильского театра драмы неизменно собирают главные призы, отмечен и А. М. Зыков как "лучший режиссер".
Своим учителем Александр Зыков считает А. В. Эфроса, а эстетическим идеалом - театр А. Я. Таирова. Отсюда удивительное сочетание "моцартовской ясности" и таировской синтетичности сценического языка, мышления. Театр, по убеждению главного режиссера, не должен стремиться к натуралистическому подражанию действительности, не должен соревноваться в этом с кино. Творческий поиск на сцене идет в другом направлении. Важнейшее значение имеет оценка изображаемого, воплощенная и в художественном, и в музыкальном оформлении, и, безусловно, в актерской игре.
Поэтому А. М. Зыков охотно приглашает к сотрудничеству талантливых коллег из Санкт-Петербурга и Москвы: художника М. Мокрова, создающего яркие, порой гротескные декорации и костюмы, смело экспериментирующего с цветом, формой, динамикой; балетмейстера Н. Реутова, умеющего и подчеркнуть особенность пластики каждого актера в заданной ситуации, и создать цельную хореографическую драматическую картину; композиторов Л. Иновлоцкого, А. Розенблата, считающих что музыка - "фантастически сильное" средство влияния на человеческую душу, а не просто фон драматического действия.
Эта "творческая бригада" собирается "под спектакль" и создает обычно нечто феерическое, своеобразное пиршество фантазии, темперамента и иронии. (см., например, постановки: "Комические игры по поэме А. С. Пушкина "Домик в Коломне", "Сказка Арденнского леса" Ю. Кима, "Королевские игры" Гр. Горина и др.)
Синтез музыки и пластики максимально выявляет творческий потенциал актеров театра: они не только темпераментно, с юмором, азартом играют, но и танцуют, и поют.
В постановках А. М. Зыкова много контрастного, гиперболического, романтического. Очень часто в центре внимания - исключительная личность по силе характера, воли, по глубине чувства, взятая в исключительных обстоятельствах. Так, трагична история женитьбы английского короля Генриха VIII (засл. арт. России В. Решетников) на Анне Болейн (арт. А. Титова, "Королевские игры"), драматична история любви Антонио (засл. арт. России В. Решетников) и Розалины (арт. А. Титова, "Чума на оба ваши дома") и т.д.
Ведущей оказывается именно тема любви, с которой неизменно связана тема свободы. "Про это" Норильский театр рассказывает на все лады и в разных вариациях: трагикомической ("Королевские игры", "Чума на оба ваши дома" Гр. Горина, "Как Иван Чонкин самолет сторожил" Ю. Кима, "Любоff" М. Шизгала), комической ("Комические игры по поэме А. С. Пушкина "Домик в Коломне"), сказочно-фантастической ("Сказка Арденнского леса", "После дождичка в четверг" Ю. Кима), сентиментально-иронической ("Веер леди Уиндермир" О. Уайльда, "Пока она умирала" Птушкиной), сатирической ("Конкурс" Галина).
И еще одна характерная особенность эстетики - предпочтение слезам - смеха, трагическому - комического, связанное, по-видимому, с принципиальной позицией художественного руководителя театра.
|
|