НОВОСТИ, АНОНСЫ
Ярославль, 19 декабря 2005 года
Народная артистка РСФСР Наталья Ивановна ТЕРЕНТЬЕВА удостоена премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство".
Волковцы сердечно поздравили Наталью Ивановну Терентьеву с присуждением высокой и престижной награды - премии "Золотая маска" в номинации "За честь и достоинство". Терентьева служит театру имени Федора Волкова с молодых лет, на протяжении полвека (1956 - по настоящее время). Награждена орденом Почета (1996), медалью Святого Луки "За развитие искусства" (награда Ярославской области, 1996 ). Лауреат областной премии имени Федора Волкова "За заслуги в развитии театрального искусства" (1999, 2001). Депутат городского и районного Советов депутатов трудящихся (1965-1990).
Родилась в Москве, в семье тесно связанной с Малым и Московским Художественным театрами. Дед Федор Андреевич, и мать Елена Федоровна, работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского.
В годы Великой Отечественной войны Наталья Ивановна Терентьева была санитаркой военно-санитарного поезда, потом медсестрой военного госпиталя. После войны Наталья Ивановна пошла в рабочие сцены МХАТа, была принята во вспомогательный состав МХАТа, первые уроки мастерства давали Наталье Терентьевой легендарные Ольга Леонардовна Книппер и Василий Иванович Качалов. Окончила Московское городское театральное училище (курс В. В. Готовцева), где преподавали ученики Станиславского.
В 1956 году Н. И. Терентьева вступает в труппу Волковского театра. Молодая актриса с великолепной сценической внешностью, заразительным темпераментом, глубоким голосом явилась украшением труппы. В мощном, ярком ансамбле мастеров Волковской сцены ее голос зазвучал органично и уверенно. Актерская юность Терентьевой уже предсказывала будущий обширный творческий диапазон - от эпизодических "проказниц", до героинь, обладавших лирическим и комедийным очарованием, до трагических обертонов роли. Актриса покоряла неповторимым сценическим юмором, обаятельным женским лукавством, радостью игры в комедийных спектаклях по пьесам Мольера (Дорина, "Тартюф"), Скриба (герцогиня Мальборо, "Стакан воды"), Запольской (Ганка, "Мораль пани Дульской ).
В 60-е годы она играет в пьесах А. Арбузова, А. Штейна, В. Розова, В. Пановой, эти роли заметны, рельефны и объемны. Работая вместе с большими художниками, мастерами Волковской сцены - Чудиновой, Незвановой, Беловым, Ромодановым, Нельским, актриса вбирает ту степень свободы сценического существования, тонкости психологической разработки характеров, которой отличалась русская школа театральной игры.
В 60-80-х событиями театральной жизни, своеобразными вехами в истории Волковского театра становятся главные роли Терентьевой - в "Физиках" Дюрренматта, миссис Уоррен ("Профессия миссис Уоррен" Б. Шоу), Бернарды ("Дом Бернарды Альбы" Ф.-Г. Лорки), Рашель в "Вассе Железновой" М. Горького, отмеченные высоким социальным пафосом, острым психологизмом, гротесковыми отсветами. Сильной стороной актерской индивидуальности Терентьевой становится синтез психологического и игрового рисунка образа.
В "Материнском поле" Ч. Айтматова в полной мере раскрылось дарование Натальи Терентьевой - актрисы огромного, мощного темперамента. Главной темой творчества Натальи Терентьевой становится духовная красота и сила человека.
Актриса сыграла на Волковской сцене более 200 ролей.
Сценическими событиями последних лет стали ее Генеральша ("Фома" - "Село Степанчиково" Ф.М. Достоевского, 1996), Турусина ("На всякого мудреца довольно простоты" А. Н. Островского, 1998), Бабушка ("Игрок" Ф. М. Достоевского, 2001), Софья Ивановна ("Рождественские грезы" Н. Птушкиной, 2001), Мурзавецкая ("Волки и овцы" А. Н. Островского, 2003). Роли Турусиной и Софьи Ивановны отмечены областными премиями "За заслуги в развитии театрального искусства" имени Федора Волкова за 1999 и 2001 год. Работа актрисы над образом Мурзавецкой отмечена дипломами и призами театральных фестивалей "Дни Островского в Костроме" (март 2003) и "Славянские театральные встречи" (Брянск, "Гран-При",июнь 2003), заслужила высокую оценку в центральной и местной прессе.
В 2006 году Наталья Ивановна Терентьева отметит свое 80-летие.
НАТАЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВА - МУРЗАВЕЦКАЯ
Мурзавецкая - Наталья Терентьева - в спектакле "Волки и овцы" (постановка Александра Попова) - центральное лицо всего спектакля, именно она организует вокруг себя сценическое пространство. Не бытовая "маменька", не комедийная барыня, а инфернальная старуха из преисподней. Она пашет свою пашню "не плугом, не сохою, а вострыми мурзавецкими копьями", как говорится в старинной русской песне. Мурзавецкое - значит, басурманское. Мурзавецкая Терентьевой - басурманша-богатырша, но подвиги ее в прошлом. Ее мурзавецкое былинное копье когда-то разило и еще продолжает разить соперников. Испепеляющий взгляд, невероятная энергетика! Островский, подобно Достоевскому, чувствовал опасную широту русского человека. Терентьева привносит в спектакль ту психологическую многомерность, яркость сатирической заостренности образа, той комедийной эксцентрики, которая свойственна и театру Островского, и лучшим традициям русского театра. Безумная охранительница блудного племянника-сына, страж последних искр домашнего очага - она настоящая траги-эксцентрическая, траги-фарсовая героиня. В Мурзавецкой актриса демонстрирует победительное актерское обаяние, свойственную ее дарованию мудрую иронию. Эта инфернальная мощная старуха, державшая когда-то всех в своих ежовых рукавицах - авантюрна по природе, отважна, стремительна и безоглядна, всех видит насквозь и производит фурор сверх меры. Но... "ловит волк, ловят и волка". В финале Терентьева открывает в Мурзавецкой умудряющий человека опыт поражения.
Свобода переходов от реального, земного, ничем не прикрашенного быта и состояния души - к иному измерению, к масштабному постижению мира, к символике и обобщению, переплетение сатирического и трагического, слияние вечного и быстротекущего, исторического, общечеловеческого и частного, легендарного и бытового, - вот измерение, в котором пребывает и существует актриса Наталья Терентьева и ее героиня - Мурзавецкая.
Работа актрисы над образом Мурзавецкой, новизна и острота актерской сценической интерпретации отмечены дипломами и призами театральных фестивалей "Дни Островского в Костроме" (март 2003) и "Славянские театральные встречи" (Брянск, "Гран-При",июнь 2003), заслужила высокую оценку в центральной и местной прессе
|
|