ПУБЛИКА И ТЕАТР

Лора ТИРОН

ОХОТА НА СЕБЯ

Попадая в театр впервые,
дети не видят разницы между живым актером и телевизором

В Иркутске состоялся Пятый Всероссийский фестиваль современной драматургии имени Александра Вампилова. Спектакли шли на двух сценах Иркутского академического драматического театра им. Охлопкова, а также на сцене ТЮЗа им. Вампилова и в Доме актера. Постановки театров из Иркутска, Петропавловска-на-Камчатке, Новосибирска, Омска, Кемерова, Томска, Черемхова, Москвы, Ташкента и Минска были очень разными, но в отборе преследовалась четкая цель: спектакль должен быть обязательно вампиловским по духу. Иронистов и специалистов по "артефактам" и "деконструкциям" просили не беспокоиться - так гласила концепция фестиваля, сформулированная писателем Валентином Распутиным и литературным критиком Валентином Курбатовым. Задачей фестиваля, по замыслу авторов, было не только показать зрителям то, как видят мир новые драматурги, но и "определиться с системой координат, чтобы Вампиловский фестиваль был именно Вампиловским - в умном, строгом, глубоком нравственном понимании современности в театре и в жизни. Опасное и искушающее понятие "современная драматургия" побуждает молодых авторов "смеясь, расставаться со своим прошлым" и считать всякую реальность фикцией. И вместе с такими же решительными ироническими режиссерами предлагать вместо живой страдающей реальности театр сленга и насилия, поп-версии классики и домашнюю метафизику в европейской упаковке, обращая Слово в набор знаков и кодов".

Открывала фестиваль Омская академическая драма спектаклем Александра Вампилова "Утиная охота" в постановке Вячеслава Кокорина. Очень странный спектакль, тягучий, будто все происходящее мы видим в замедленной съемке. Сцена покрыта внахлест кусками-заплатами грубого серого войлока, в котором тают все рождающиеся и еще не родившиеся, а только слабо пробивающиеся надежды, все глушится этой непроницаемой звукоизоляцией. Люди живут в этой среде, ходят, говорят, едят и пьют, что-то делают или не делают, мечтают, рождаются и умирают. Но этого как бы и нет, все растворяется в тягучести, в вакууме, в каком-то кошмаре сна наяву, называемом жизнью. Режиссер постепенно погружает зрителя в трагедию главного героя пьесы - Виктора Зилова (Михаил Окунев). Он обречен метаться в поисках смысла существования, и не найдя его, старается обрести его то в утиной охоте, то в женщинах. Извечный вопрос: зачем я живу? У Вампилова в финале многоточие… Каждый должен решить для себя эту проблему сам. Кемеровский театр кукол им. Гайдара показал на фестивале два спектакля: "Детство сорок девять" Людмилы Улицкой в постановке Натальи Шимкевич и "Тэдди" Александра Хромова в постановке Дмитрия Вихрецкого. Пьеса "Тэдди" затрагивает очень актуальную в наше время тему взаимоотношений человека и машины. Когда человек, а тем более ребенок, становится рабом компьютера и начинает жить в придуманном, виртуальном мире, это подчас заканчивается трагически, ведь в жизни нет кнопки "Delete".

Приезд детского театра на фестиваль не был случайным. Одним из важнейших вопросов, обсуждавшихся в дискуссионных клубах, стала тема детского театра: как ребенка и подростка заинтересовать, привлечь к театру, оторвать от улицы, от подворотни с пивом и наркотиками; каким должен быть детский театр и нужен ли он сейчас вообще? Говорилось много о проблеме массовых походов детей в театр, когда они превращаются в настоящую пытку для актеров, играющих в спектакле.

Зачастую дети, не понимая и не зная законов театра, попадая сюда впервые, ведут себя неадекватно, многие из них не представляют разницы между телевизором и живым актером.

В рамках дискуссии по теме "Современная драматургия и театр" спорили о правомерности употребления на сцене ненормативной лексики, языка улицы. Одни говорили, что зритель устал от хамства и в самой жизни, зачем же это должно звучать еще и на сцене? Хотелось бы смотреть такой спектакль, чтобы не стыдно было сидеть в зале с ребенком. Может, лучше тогда идти на пьесу классическую, а не на современного драматурга? Другие возражали: а идя на классику, вы разве не рискуете? Ведь и ее сегодня ставят по-разному. "Какова жизнь, такова и драматургия!" - считали третьи.

- Театр не с улицы должен впитывать ценности, он должен сам их, эти ценности, человеку предлагать, - парировал на это Валентин Распутин. - У России всегда была репутация страны, где театр и литература умели оставаться в этических рамках, быть на определенной нравственной высоте. И когда мы перешли эту грань, особенно в литературе, даже удивленный Запад стал одергивать нас…

- Но винить драматургов, которые так пишут, - все равно что винить общество, - возражал Владимир Бондаренко. - Просто надо помнить, что искусство существует не для самовыражения писателя или драматурга, а для того, чтобы нести людям добро, чему-то учить. Надеюсь, что появится новая волна сильной современной драматургии, как в 60-70-е годы. Но сегодня отсутствие вот этой сильной драматургии говорит как раз о стагнации театра.

- А может, театр имеет право ввести в ситуацию спектакля улицу такой, но тут же оценивать это, помогать зрителю видеть это со стороны, выносить определенный нравственный урок, - подытожила сказанное театральный критик Римма Кречетова. - Наверное, молодые авторы имеют право видеть жизнь такой, какая она есть, если это право выстрадано, но важно оставаться в контексте человеческих ценностей.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры