ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРОВИНЦИИ

Александр КУЗИН,
режиссер-педагог,
заслуженный деятель искусств России
(Ярославль)

СОВРЕМЕННЫЙ СТУДЕНТ И КЛАССИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ

(НА МАТЕРИАЛЕ ПОСТАНОВКИ ДИПЛОМНОГО
СПЕКТАКЛЯ "ПОСЛЕДНИЕ" ПО ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО)

На выпускном курсе Ярославского государственного театрального института (2002 год) мною, в числе других, был поставлен спектакль по пьесе М. Горького "Последние". Работа носила программный характер как в плане художественного решения, так и в плане социально-профессионального становления студентов-актеров. В начале работы над дипломным спектаклем "Последние" были определены пять ролей, которые предназначались опытным актерам театра. Это были братья Коломийцевы - Иван (В. Стужев, преподававший на курсе сценическую речь) и Яков (В. Шепелев), Софья (Т. Попенко, которая также преподавала на курсе мастерство актера), госпожа Соколова (А. Кармакова) и нянька (Э. Капустина). Одну из ролей, которую в спектаклях профессиональных театров часто играют немолодые актеры -тюремного врача Леща - было решено отдать студенту, намеренно "омолодив" персонаж и приблизив его к поколению "детей".

Традиция постановки пьесы Горького достаточно часто представляла персонажей в соотношении возраста, когда родителям, Софье и Ивану, было лет под 60, а их детям при этом условии вполне могло быть не только по 30, но и по 40. Так в середине 1960-х годов ставился спектакль в Театре имени Ермоловой, а в середине 1970-х - во МХАТе. Традиционно максимальная художественная и нравственная нагрузка падала на "старших", которых в первом случае играли такие выдающиеся мастера, как В. Соловьев (Иван) и В. Якут (Яков), а во втором случае - М. Прудкин (Яков), возраст которого приближался к 80 годам. Соответственно, вполне молодо рядом с этим актером могли смотреться и 30- , и 40-летние актеры, игравшие "молодых" героев. При этом нарушалось эстетическое единство театрального спектакля, а также исчезала острота проблемы: распущенность или развращенность уже поживших людей среднего возраста воспринималась куда менее трагично, чем духовная гибель юных.

Взятая нами для дипломного спектакля пьеса М. Горького, написанная в 1907 году, представляла собой материал, духовно значимый становления личностей будущих артистов на рубеже XX и XXI веков. В большинстве известных постановок этой пьесы обычно преобладали либо элегические мотивы, близкие мотивам чеховского "Вишневого сада", либо мотивы сатирического обличения дворян, павших до службы в полиции.

С нашей точки зрения, начинающих актеров должно было ужаснуть то, что именно их герои - молодые, красивые, добрые, наивные, забавные - оказываются "последними". У них нет будущего, поскольку "отцы" духовно обанкротились, а сами они слишком слабы, глупы, нерешительны, чтобы изменить жизнь. Сценическая история этой пьесы включает совсем небольшое количество спектаклей, и потому перед студентами не стояла обычная для постановок классики проблема преодоления стереотипов. В то же время актуальные психологические и социальные смыслы должны были органично опираться на содержательные особенности горьковской драмы с учетом времени ее создания и социальных, нравственных, эстетических воззрений писателя.

Студентов пришлось знакомить с образным миром горьковской драматургии, изучаемой в историко-литературном курсе театрального вуза не слишком подробно. В статье "О цинизме" Горький писал: "Я не утверждаю, что мещане грязнят жизнь сознательно; разврат больного ума и изношенного тела - с одной стороны - результат дегенерации и пресыщения благами жизни, с другой - выражение жуткого отчаянья, вызванного близостью общественной катастрофы". Эти слова, сказанные примерно тогда же, когда были написаны "Последние", определенно формулируют "особые приметы" героев пьесы. Распад социальных и нравственных устоев, ужасавший Горького в первое десятилетие ХХ века, к сожалению, "срифмовался" с аналогичным процессом нашего времени. Горький писал о цинике, который "становится на колени перед миром пестрых пустяков, прячется от безобразия окружающего за груды жалких выдумок. Следовательно, для Горького циником был не только ниспровергатель моральных ценностей, но и слабый человек, не способный отдавать себе отчет в жизненных проблемах и овладевать ситуацией. От такого понимания цинизма недалеко до жалких объяснений Якова Коломийцева относительно его попыток заняться производством алюминия: "Я думал... что было бы хорошо, если бы люди получили красивый металл. Железо - тяжело и мрачно. Медь - жирная такая всегда..." Для современников Горького ясно было, что цинизм Ивана Коломийцева, его сына Александра и дочери Надежды - это оборотная сторона прекраснодушия Якова. В момент написания пьесы разрушение класса органично представало через разрушение личности. Написанный практически одновременно с пьесой Горького и шокировавший современников роман М. Арцыбашева "Санин" культивировал болезнь времени, которую Горький пытался "вылечить".

Одним из главных признаков социальной и нравственной болезни "последних" в пьесе становится смещение традиционных для русской культуры, и, в частности, для русской интеллигенции, представлений о женщине. И если старшая в семье женщина, Софья, превращена актрисой Т. Попенко в бесплотное существо, то младшие в своих страданиях, вожделениях, прелести и уродстве должны были превратиться в клубок противоречий. Исследователь отметил применительно к творчеству Горького: "Отношение к женщине - всегда показатель истинной культуры общества. Под этим углом зрения Горький проверяет буржуазное о6щество и в результате проверки определяет его состояние как состояние дикости". Мысль исследователя исходила из собственного горьковского убеждения: "Признаком этического упадка в русском обществе является крутой поворот во взглядах на женщину".

Мы столь подробно останавливаемся на этической и социальной проблематике горьковской пьесы по той причине, что ее выбор продиктован задачами воспитания личности будущих актеров, живущих явно в не самый благополучный с нравственно-психологической точки зрения период национальной истории. Нам, в процессе работы над дипломным спектаклем, важно было постичь и образно воплотить ситуацию беспощадного разрушения личности, не сопротивляющейся чуждым воздействиям и в то же время мучительно страдающей от происходящего. В уже процитированной статье с характерным названием "Разрушение личности" Горький описывал свое видение ситуации: "Величественная простота, презрение к позе, мягкая гордость собою, недюжинный ум, и глубокое, полное неиссякаемой любви сердце, спокойная готовность жертвовать собою ради торжества своей мечты - вот духовные данные Василисы Премудрой... И вдруг - эта женщина, поистине добрый гений страны, ушла из жизни, исчезла, как призрак; на место ее ставят перед нами "кобыл" (прошу заметить, что я пользуюсь только теми грубостями, которые уже были употреблены ранее в журналах и газетах последнего времени), наделяют их неутомимою жаждою исключительно половой жизни, различными извращениями в половой сфере, заставляют сниматься нагими, а главным образом - предают на изнасилование".

Нет необходимости доказывать, что горьковская характеристика сместившихся акцентов в создании образа женщины полностью соответствует продукции, которая сегодня существует именно для удовлетворения потребностей молодых людей в теле-, видео-, клубных зрелищах.

На основании проделанного в ходе репетиций анализа можно прийти к выводу о том, что работа над пьесой Горького, помимо яркости и разнообразия художественных образов, позволявших формировать актерское мастерство студентов, давала необходимую питетльную среду для развития их психоэмоциональной сферы, для формирования социальных и нравственных ориентиров.

"Последние" ставились с подчеркнутым уважением к авторскому тексту, без аллюзионных намеков, но с учетом естественной исторической дистанции между современными молодыми актерами и их ровесниками, жившими столетие назад. Эпиграфом к сценическому прочтению классической пьесы в дипломном спектакле могли стать слова театрального историка и критика Б.И. Зингермана: "Обыденный русский человек для Горького - персонаж исторический. Житейская обыденность изображается в пьесах Горького как история, а история видится по-домашнему бытово".

В случае с выбором для дипломного спектакля пьесы "Последние" необходимо было прежде всего преодолеть социальный и культурный нигилизм, насаждавшийся в последние годы в России воо6ще и в сфере молодежной культуры в частности. Горький в глазах современных студентов - едва ли не одиозная (прежде всего в плане политических характеристик) фигура. Внимание к его творчеству в старших классах школы носит формальный характер, в лучшем случае изучается пьеса "На дне", но духовные противоречия, через которые прошел писатель в период богоискательства и богостроительства, духовный кризис, который вылился в творческое молчание последнего десятилетия его жизни, - молодежи не известны. В то же время Горький-психолог, Горький социальный аналитик вошел в духовный опыт русской культуры как фигура в высшей степени значимая. Наконец, в пьесе "Последние" весьма невелика доля прямых дидактических высказываний, более того, некоторые пассажи, связанные с оценкой категоричности юных революционеров, в исторической ретроспективе получают новую окраску. Таким образом, пьеса Горького дала возможность осуществить опыт неспешного, тщательного и осторожного вхождения в тонкую ткань духовных явлений, родственных в своей кризисной остроте явлениям современной жизни.


На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры