ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРОВИНЦИИ

АНТОНИНА КУЗНЕЦОВА
народная артистка России,
профессор Российской Академии театрального искусства

ТЕАТР И ШКОЛА НАУЧИЛИ НАС
ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ
И ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ

Я принадлежу к историческому курсу первого набора Ярославского театрального училища 1962 года. Необыкновенное время! Время, в котором молодые, тридцатилетние, но уже признанные, вошедшие в пору своей творческой зрелости (но еще не народные артисты России) Наталья Ивановна Терентьева, Сергей Константинович Тихонов, Владимир Алексеевич Солопов были нашими педагогами. Были и есть. Мама Наташа, папа Сережа и дядя Володя. Так мы их звали. В этом нет ни панибратства, ни фамильярности.

- Можешь ты, наконец, ко мне относиться не как к педагогу! - сердито спрашивает меня сегодня Владимир Алексеевич. - Теперь мы уже оба народные!

- Нет, не могу! - отвечаю я.

Я всегда "их" трепещу, я всегда буду стесняться быть не такой, какой они хотели бы меня видеть. Это была живая школа, живой театр, волшебная школа, волшебный город, где каждая улица упирается в храм и ведет к храму. Идешь по улицам и уже погружаешься в другой мир, в другую атмосферу… И мне хочется воскликнуть на манер Гоголя: "Знаете ли вы Ярославль?!! О, вы не знаете Ярославля!"

Да, восхитительные и волшебные - и школа, и театр, и город. Виктор Гвоздицкий все сказал правильно. Театр и школа научили нас профессиональному и человеческому достоинству. Нам в этом театре никогда в голову не приходило - быть вульгарными. Мы могли быть глупыми, творить чепуху, но никогда не были вульгарными, потому что вы, наши Учителя, задавали нам стиль поведения. Когда заканчивался день, а он никогда не заканчивался, мама Наташа говорила:

- Мальчики! Девочки! Пошли!

И была картошка, селедка, и нас просто подкармливали. В общежитии - Володя Боголепов, ныне главный режиссер первого русского театра, на курс моложе меня, Сережа Яшин, - мальчики на год моложе меня. Мы все были нищие и голодные, ходить в парикмахерскую было трудно, и я их всех стригла все три года… Из таких мелочей быта состояла наша жизнь. Но Яшин был одержим завоеванием отечественного театра. У него была кличка - К. С. - это значит, Константин Сергеевич Станиславский. Я была - Мария Петровна Лилина. А Боголепов - Владимир Иванович. То есть, Немирович-Данченко. Это все были шутки, но в юности бывают такие честолюбивые замыслы. Я счастлива, что они, мои друзья по студенческой общаге, стали главными режиссерами театров. Что все замыслы состоялись. Все свершилось.

Говорят: старейший театр… Понятно.
Но говорят: Солопов - старейший актер…
Как это - Солопов - старейший?
Вы посмотрите на него, он - не старейший!
Он - красивейший!

Как прежде поклонницы млели от Солопова, так и сейчас. У подъезда Малого театра на гастролях каждый вечер стайки собирались, ждали своего кумира. На зависть молодым актерам! Так было тридцать лет назад, и так сейчас.

Достоинство старого русского театра в Волковском сохраняется и культивируется, пока живут легенды, пока наши мифы и наши легенды живут в нас и с нами. Наши великие, наши единственные ушли. Ушли легендарные..

Вот и все. Смежили очи гении,
и когда померкли небеса,
словно в опустевшем помещении
стали слышны наши голоса…
(Давид Самойлов)

Спасибо, родной театр, родная школа. Спасибо.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры