ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРОВИНЦИИ
Александр ЗУБОВ
ИГРУШКИ ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Театральный макет производит на серьёзных и солидных людей ощущение возврата в детство. Как нам когда-то нравились маленькие машинки, кукольная посуда, платьица, домики и деревца! И вот спустя много лет мы можем снова ощутить эти чувства.
Комната с маленькой кроваткой, самоварчиком, ковриками на полу. Старинные стулья тёмного дуба, стены, покрытые гобеленом. Мешки с зерном в углу двора. И всё - точное, пропорциональное - и совершенно игрушечное. Эти замечательные вещи можно увидеть в фойе Дома актёров, где в эти дни проходит выставка театральных макетов, изготовленных третьекурсниками театрального отделения Новосибирского художественного училища. Руководитель курса, известный новосибирский театральный художник Владимир Афанасьевич Фатеев вынес на суд зрителей учебные работы разных лет обучения. Здесь и макет комнаты Эллочки-Людоедки к спектаклю "12 стульев", и пространство спектакля "Муму" по Тургеневу, и образно-пространственное решение очерка Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". В каждой работе, при всей миниатюрности, хрупкости этих стульчиков, ковриков, картинок присутствует определённая позиция, авторский взгляд художника на произведение. В этих работах молодые художники могут существовать даже свободнее, чем их "взрослые" коллеги, профессиональные театральные сценографы. Ведь студенты не связаны конкретной сценической площадкой, диктующей и размеры, и неизбежные ограничения реального пространства (например, колонны на авансцене "Красного факела" наверняка мешали не одному художнику, их приходилось и маскировать, и как-то обыгрывать). Пока ты свободен, выбирай те размеры, особенности сцены, какие подсказывает твоё творческое воображение!
Кроме того, в разработке будущего спектакля студенты и режиссёрское решение выбирают сами, их не сковывает воля и диктат режиссёрского "Я так вижу!". Сам художник является и драматургом (в случае работы над прозой), и режиссёром возможного спектакля. Такая воля хороша, ибо даёт простор для работы фантазии, свободы проявления образного восприятия произведения. Но в этой разгульности есть и свои минусы. В реальности рождение сценографии спектакля - сложный компромисс многих факторов, и в первую очередь пространство спектакля - дитя двух родителей, режиссёра и художника. Сложно отказываться от своего замысла, от своих придумок, когда режиссёр видит пьесу иначе. Но это умение - находить общий язык, искать взаимоинтересные ходы, общность образного видения материала - это умение тоже должно входить в подготовку будущего художника сцены.
Ну а пока для студентов третьего курса пьеса - только их дитя, и макеты - только их личные, индивидуальные результаты творческого поиска. В уютном, но всё же просторном фойе Дома актёров они пока смотрятся скромно, ещё робко заявляют о своих авторах.
На главную страницу раздела
|
|