ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРОВИНЦИИ
Сергей ПАВЛЕНКО
ИЗ СТОЛИЦЫ - В ПРОВИНЦИЮ
ИРИНА КАЛИНОВСКАЯ -
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ И АКТРИСА
Ирина Борисовна КАЛИНОВСКАЯ. Заслуженная артистка России. Закончила Московское театральное училище имени Щукина. Работала в Театре имени Моссовета (1969-1973 гг.) и Театре имени Маяковского (1973-1984 гг.). Снялась в 27 фильмах, среди которых "Маленький беглец", "Юркины рассветы", "Это мы не проходили", "Повторная свадьба", "Меня ждут на земле", "На таежных ветрах", "Парашютисты", "Женщина издалека", "Встреча в ущелье смерти", "И снова с вами я" (фильм о Пушкине - роль Натальи Гончаровой). Участница всесоюзных и международных кинофестивалей. С середины восьмидесятых годов начала заниматься преподавательской деятельностью. Работала педагогом в Щукинском училище, а в 1988 году приехала со своим мужем в Красноярск, где и трудится в Красноярском государственном институте искусств (ныне академия театра и музыки) до сих пор. Ныне Ирина Калиновская - декан актерского факультета академии.
Толчком для встречи с актрисой и педагогом Ириной Калиновской послужила небольшая заметка в одной из красноярских газет. Журналисты этого издания, отвечая на вопрос читателя о жизни и судьбе Калиновской, добросовестно забрались в Интернет, вытащили оттуда несколько строчек ее творческой биографии, а закончили все словами, что, мол, дальнейшая судьба актрисы неизвестна. Не удосужившись вспомнить, что Ирина Борисовна вот уже 15 лет работает в Красноярской академии театра и музыки и выпустила множество талантливых артистов, которые радуют своим искусством не только красноярцев. То ли элементарная лень сквозила в действиях журналистов, то ли они просто-напросто не хотели знать, что живет с нами рядом полтора десятка лет, можно сказать, легендарный человек.
- В середине семидесятых вы, Ирина Борисовна, снялись вместе с суперпопулярным тогда Андреем Мироновым в главных ролях в фильме Георгия Натансона "Повторная свадьба". Но это была уже не первая ваша роль в кино?
- Первая - в "Маленьком беглеце", в 1967 году я еще училась в театральном, у меня была небольшая роль медсестры. Пришли в институт с киностудии и пригласили на съемки - все получилось очень просто.
- Наверное, самые из самых известных ваших фильмов -"Повторная свадьба" и "Это мы не проходили". Как вам работалось со знаменитым режиссером Ильей Фрэзом?
- Я была удивлена, что меня пригласили на эту роль -молодой практикантки, учительницы английского языка. В школе изучала немецкий, а в театральном - французский, и как же мне играть "англичанку"? Надо же какие-то фразы произносить... "Мы приставим к вам педагога, - ответил Илья Абрамович, - вы все выучите. Главное, чтобы вы подходили по моим параметрам".
- Вы понимали тогда, у кого снимаетесь?
- Понимала. Но до этого у меня было несколько значительных ролей в театре, несколько телевизионных работ, на меня уже обращали внимание в Москве. Поэтому, наверное, не случайно, что мне стали предлагать работу в кино. снимаетесь?
- Понимала. Но до этого у меня было несколько значительных ролей в театре, несколько телевизионных работ, на меня уже обращали внимание в Москве. Поэтому, наверное, не случайно, что мне стали предлагать работу в кино.
- Следующий ваш фильм - "Повторная свадьба". Как вам работалось с Андреем Мироновым?
- Андрюша был человеком незаурядным, необыкновенно творческим, веселым и озорным. Его всегда ждали на съемочной площадке как большой подарок, потому что он всегда снимался еще в трех-четырех картинах. Андрей, видимо, не успел прочитать сценарий и, когда посмотрел материал, расстроился и сказал: "Боже, какой же я негодяй! Играл такого негодяя - и не понял!" Мы все говорили ему: "Ты прочитай сценарий-то до конца!" А он увидел фильм и огорчился: какой, мол, халтурщик оказался! Так он был по-хорошему самокритичен. В работе с ним было достаточно легко, никаких мук - легкий, подвижный, заводной человек. У нас с ним были всегда хорошие, теплые отношения, потому что мы одной школы - щукинцы. А щукинцы всегда разговаривают на одном профессиональном языке.
Безусловно, он мне симпатизировал. Чего скромничать - я всегда обращала на себя мужской взгляд. Ничего лишнего Андрей себе не позволял, а мне были приятны эти милые, очаровательные отношения. Андрей тяжело снимался в этой картине, потому что у него был тяжелый период в смысле занятости: в один день из аэропорта Внуково вылететь в Одессу, где в основном проходили съемки, отработать, вернуться, чтобы вечером играть в театре спектакль. У меня тоже параллельно было несколько картин и работа в театре, но по молодости все было прекрасно: уставала, просыпалась - и снова бежала работать! Был и такой период - снятые фильмы поехали по "шарику". И я вместе с двумя-тремя картинами побывала на международных кинофестивалях, принимала участие в неделях советских фильмов, много чего повидала в жизни, объездила стран, наверное, пятнадцать.
- После училища как попали в легендарный Театр имени Моссовета?- Вы выходили на сцену вместе с легендарными Верой Марецкой, Ростиславом Пляттом, Фаиной Раневской, Любовью Орловой...
- Туда я была приглашена еще студенткой. В 1969 году сыграла первую роль в спектакле "Вешние воды" - вместе с Вадиком Бероевым (исполнитель главной роли в фильме "Майор Вихрь) и Танечкой Беспаловой. Мы делали этот спектакль в малом фойе, а затем перенесли его на большую сцену. Ставила "Вешние воды" Галина Сергеевна Анисимова-Вульф, царство ей небесное, а курировал Завадский. Какие люди! Я пришла в театр, и, перед тем, как ступить на сцену и закончить спектакль, приходил Завадский и целовал мне руку. Мне - какой-то девчонке... Так трогательно... Такие красивые были отношения в театре.
С Марецкой я играла в спектаклях "Миллион за улыбку", "Петербургские сновидения", работала с Пляттом. Это очаровательные- С Марецкой я играла в спектаклях "Миллион за улыбку", "Петербургские сновидения", работала с Пляттом. Это очаровательные театральные партнеры, кстати, тоже вахтанговской школы, и с ними работать было удивительно интересно. Какая импровизация всегда, какой каскад шуток шел на сцене! Каждый раз, как в первый... Но что меня больше всего трогало - Марецкая каждый раз волновалась, несмотря на серьезный возраст, на свой богатейший опыт, она прибегала ко мне. Я еще только начинала гримироваться, а она просит повторить текст. "Я к вам приду... - говорю. - Зачем вы ко мне поднимаетесь?" Но она трогательно садилась, нервно все повторяла и уточняла: "Тут ты меня вытягивай - не забудь, здесь вот это сделай..." Меня это просто потрясало. Невероятная была женщина.
Фаина Раневская всегда держалась особняком. Не любила суеты. Спокойно существовала. И на все смотрела со стороны. Всегда расстраивалась, если ее первый выход на сцену зрители не встречали аплодисментами, и не могла играть спектакль. Конечно, играла, но совсем с другим самочувствием. Что-то ей мешало... Но я с ней мало общалась, Рита Терехова больше.
Любовь Орлова также мало с кем общалась, существовала совсем особняком. Работала в театре и Серафима Бирман -ее просто приносили на сцену и, когда она завершала работать, уносили. А затем я ушла в Театр имени Маяковского, потому что в Театре имени Моссовета началась полоса межвременья: Завадский умер, Анисимова-Вульф умерла... Неинтересно стало: можно было сыграть все, что угодно, но это походило на какие-то самостоятельные попытки, а хотелось все-таки режиссерской руки...
- Сейчас студенты просят вас рассказать обо всем этом?
- Знаете, в первые годы после моего приезда в Красноярск очень просили. Когда у них возникает желание - рассказываю, но мне кажется, что уже только по нашим воспоминаниям они могут понять, что это были за актеры. Для молодых это история. Просят - рассказываю, но вообще есть другие вещи, о которых стоит говорить.
- Какие?
- Репетиции, работа, сверхзадача... Почему не получается и что нужно делать для того, чтобы получилось.
- Из легендарного Моссовета вы ушли в не менее легендарную "Маяковку", в которой тогда работали Марк Захаров, Андрей Гончаров, Армен Джигарханян, начинала Наталья Гундарева...
- Муж по этому поводу всегда смеялся надо мной: "Ну что, пришла артистка московских академических театров..." Марк Захаров тогда раскручивал "Разгром", начал работать Андрей Гончаров, театр кипел, и мне захотелось посмотреть эту сторону. Наташа Гундарева пришла в театр года на два раньше меня - с нею у меня вообще давние отношения: она училась у моего мужа и была занята в его дипломном спектакле - это была одна из лучших ее ролей (хотя художественным руководителем курса был Юрий Катин-Ярцев).
- Из преуспевающих актрис вы вдруг ушли в преподаватели...
- Где-то с 1981 года начала увлекаться педагогикой и я. Вернулась в Щукинское училище, мне стало интересно, потому что, честно говоря, меня всегда не устраивала режиссура, казалось, могу больше, чем мне предлагают. Наверное, выросла из этой курточки... До 1988 года работала в "Щуке" преподавателем, а потом мужу предложили спасать на выбор один из театральных факультетов - в Саратове или в Красноярске. Он согласился, а я поехала с ним. Знаете, ничуть не жалею, что мы выбрали Красноярск. Правда, случилась беда: он выпустил замечательный курс, который целиком забрали в театр имени Пушкина, и умер. А мне тогдашние руководители кафедры предложили остаться и поработать еще. На первом всесоюзном фестивале театральных вузов в Салавате наши студенты получили Гран-при. Словом, возвратились с победой, и дальше стало хорошо, и началась новая жизнь. Осталась и работаю уже пятнадцатый год. Каждый раз уезжаю домой, в Москву, я ведь коренная москвичка, и возвращаюсь в Красноярск, потому что основная моя жизнь здесь. Каждый год думаю: все, больше не вернусь. Но тянет сюда как магнитом. Чувствую, приросла я к этой земле, и она стала для меня родной. Даже когда нахожусь в Москве и по телевидению передают новости, слушаю: "Что там у нас случилось?" Очень люблю своих студентов, и они, по-моему, ко мне хорошо относятся. Люблю дело, которым занимаюсь, и, как мне кажется, нашла себя больше, чем в актерстве. Хотя... две роли потеряла: нужно было ехать на съемки в Турцию, еще кое-куда. И, знаете, спокойно к этому отнеслась.
- Были в вашей жизни роли в эпохальных отечественных картинах, на которые вас либо не утвердили, либо вы отказались, а потом жалели?
- Были, конечно, но это же такое дело - соревнование, утвердили или нет. Могу назвать, например, роль Кэт в "Семнадцати мгновениях весны". Знаю, что и на мои роли пробовалось много известных актрис. Не люблю навязываться, напрашиваться. Если я чего-то стою, то обязательно пригласят. И вообще считаю, что наша профессия - суета сует. А важно жить и работать не суетясь.
- Не хотелось бы еще раз выйти на сцену?
- Я на сцену больше не пойду по религиозным убеждениям, как человек, глубоко верующий. Однажды мама прислала мне две молитвы. Сказала: "Знаю, что ты живешь с Богом в душе, читай хотя бы "Отче наш". Я за тебя молюсь и волнуюсь". И какое чудо: читаю молитвы, видимо, в них какие-то коды есть? Какое открылось желание познать веру глубже. Стала читать новые книги, интересоваться и поняла, как неправильно я живу. Пересмотрела свою жизнь - и больше не хочу выйти на сцену, хотя рука у меня крепкая, профессией я владею, имею большой педагогический опыт, - просто произошла переоценка ценностей. И наступила какая-то другая половина жизни. Лучшая половина. Казалось бы, там успех, твои фотографии в каждом кинотеатре - но все это такая чепуха! И наверное, потому еще я люблю Красноярск: здесь-то все и началось. Люблю ходить в храм, стоять на службах - тянет меня туда, тянет...
Красноярский рабочий, 19 июля 2002г. krasrab.krsn.ru/archive/2002/07/19/07/view
На главную страницу раздела
|
|