ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРОВИНЦИИ

Александр ЗУБОВ

КАКОЕ ОНО, ТЕАТРАЛЬНОЕ "ПОКОЛЕНИЕ NEXT"?

(Интервью с выпускницами-2004 Новосибирского театрального института)

Во втором номере городского журнала об искусстве "Под маской" есть интервью с Ириной Серебровской. Разговор действительно получился интересным, Ирина - человек и талантливый, и умный, личность, которая уже состоялась в искусстве.

А что думают о себе, о театре, о жизни молодые, только вступающие в свою жизнь в искусстве люди? В этом году из стен Новосибирского театрального уже института вышли "в мир" две группы молодых актёров. Нам показалось интересным задать им несколько вопросов и попытаться понять, какие они - те, кто уже в новом театральном сезоне будет стоять на профессиональной сцене, играть, получать аплодисменты. Какое оно, театральное "поколение next"?

АНЯ КАЗАДАЕВА (курс Засл. работника культуры РФ Натальи Анатольевны Никульковой): среднего роста, волосы рыжие с золотистым отливом, на лице, как правило, загадочная полуулыбка, движется чуть замедленно, как бы плывёт, отвечает на вопросы задумчиво. В дипломных спектаклях играла Гертруду ("Гамлет"), Нину Заречную ("Чайка"), сваху ("Женитьба") .

НАСТЯ ПАНИНА (курс Засл. деятеля искусств РФ Изяслава Борисовича Борисова): миниатюрная, порывистая, почти всегда улыбается, часто заливисто хохочет, волосы в момент интервью светлые (за время учёбы цвет менялся неоднократно), жесты резкие, разбросанные, голос звонкий, отчасти детский. В дипломных спектаклях играла Антигону ("Антигона" Ж. Ануя), Аню ("Вишнёвый сад"), Катю ("Пять вечеров"), Школьницу ("Фантомные боли").

Разговор состоялся в самый разгар дипломной недели, когда девушки играли для Государственной комиссии по три спектакля в день, когда уже закончилась жизнь студентки и ещё полна неизвестности будущая жизнь актрисы...

Откуда ты, почему пришла именно в театральное училище?

АНЯ. Из Новосибирска. Пришла и узнала, что, как... Почему? Люблю театр и не представляю жизни без него. Да. Честное слово. Может быть, пока, но на самом деле так и есть.

НАСТЯ. Из Красноярска. Здесь школа лучше, говорят люди. С детства хотела. Может, банально, но хотела с детства. Правда.

Ты сейчас ощущаешь себя актрисой или студенткой?

НАСТЯ. Я уже не студентка, но ещё не актриса, не знаю я пока, не знаю, честно скажу.

АНЯ. На сценической площадке мне удобнее ощущать себя актрисой, а по жизни я просто обыкновенная девушка.

Ты сильно изменилась за четыре года?

АНЯ. Да... Я повзрослела за четыре года просто как человек. Ну и в профессиональном плане у меня, наверное, что-то прибавилось... Я сейчас, кстати, изменилась в том плане, что на первом курсе была очень сильно в работе... работа, работа, работа, а сейчас как-то уже есть время, когда мне хочется иногда и отдохнуть. Но в то же время я никогда не забываю про работу.

НАСТЯ. Совершенно изменилась. Абсолютно другой человек. Когда я сюда поступала, может быть, наоборот, это была не я ... У меня был определённый образ, по которому я жила. И когда я пришла, мне сказали: девочка, если ты со своим гонором будешь и дальше продолжать здесь находиться, в этих стенах, ты не проучишься и полгода. И мне пришлось сразу же менять свой внутренний мир, и повадки, и голос - всё, совершенно всё стало другим. Старого мне совершенно не жалко, это же была маска, я могу всегда к ней вернуться. Но не хочу. Совершенно другим человеком стала!

На другом курсе, с иными партнёрами ты была бы другой?

НАСТЯ. Я была бы другой. Совсем другой, серьёзно другой.

АНЯ. Думаю, что осталась бы сама собой.

С чем жалко расставаться?

АНЯ. С юностью.

НАСТЯ. С ребятами, которые для меня стали лучшими друзьями. На самом деле это очень страшно. Иногда вот дома, когда спать ложишься, думаешь о том, что ты можешь больше никого никогда не увидеть - становится действительно очень страшно. Правда, страшно.

А с чем не жалко расстаться?

НАСТЯ. Не знаю даже, с чем не жалко расставаться. Ну, с какими-то конфликтами, с какими-то неурядицами, которые остались в прошлом, с какими-то неудачами

АНЯ. Честно скажу, я не помню сейчас, что у меня было плохое. Ну единственное, это вот только танцевальные дела. Я очень много переживала из-за этого, меня очень много как бы гнобили по этому поводу, и когда танец закончился, я вздохнула с облегчением.

Самое яркое воспоминание за четыре года?

АНЯ. Наверное, первый курс, когда были очень заняты, работали постоянно... (Тяжёлый многозначительный вздох.) Ощущение, что ты работаешь, занимаешься...

НАСТЯ. Ну, это опять же, когда мы с ребятами, уже после репетиции, в "двойке" играли в "Титаник". О, Господи!.. (Смех.) Всё было залито, и на следующее утро нам вдвоём пришлось с Серёгой всё это убирать. Ужасно!.. (Смеётся.)

Ты можешь твёрдо сказать: "Я уже сыграла Аню в "Вишнёвом саде", Нину в "Чайке""?

НАСТЯ. Да не-е-ет, мне до того, чтобы сыграть Аню действительно, как мы её видим... Нет. Нет. Осталось очень много тайн, которые я не раскрыла, и глубины, и те высоты, до которых я не достала... Да, это ужасно, и я говорю об этом.

АНЯ. Я пока не хочу об этом. Я боюсь об этом говорить, потому что я ещё ничего не сыграла.

Если ты не актриса, то кто?

АНЯ. Никто. Продавец пирожков. НАСТЯ. То, кто я, действительно

?! Ну, никто. Человек.

Запомнившаяся фраза педагога?

НАСТЯ. "Не психоложествуй, Настя!"

АНЯ. Надо долго думать...

Есть фраза: "Образование - ерунда, главное - талант". Это так?

АНЯ. Ну, когда я пришла на первый курс, я уже чувствовала, что у меня есть талант... (Смеётся.) Вот видите, нескромно... Но я действительно это чувствовала. А сейчас я чувствую, что он подкреплён чем-то, ощущаю больше уверенности в себе.

НАСТЯ. Нет, правда, нет. Нет. У тебя есть талант, но его надо же развить потом дальше, что-то сделать. Талант - это ещё не всё.

Ты будешь учиться ещё, куда-то поступать?

НАСТЯ. Нет, я не буду учиться. Я буду учиться дальше, но в театре уже, то есть на сцене, с актёрами, с режиссёрами. Но не в институте, не в училище.

АНЯ. Я хотела раньше учиться дальше, была уверена, что поеду ещё поступать. Сейчас я хочу работать. Ну, как бы продолжать расти, только уже в работе. Я хочу утвержд... (Запнулась, засмеялась.) утвердиться в работе

Ты пойдёшь работать в театр?

АНЯ. Да. Конечно. Да, сто процентов. Если возьмут.

НАСТЯ. Конечно, пойду. Конечно, пойду! Обязательно.

А как вечный зов "В Москву, в Москву"?

НАСТЯ. Нет, нет, нет!!! Нет, нет. Мне не нравится этот город совершенно. Петербург нравится, но это всегда очень страшно. Сейчас говорим мы так - вот приехать в Питер, вот классно, вот сразу, кажется!.. А на самом деле это всё же очень сложно, это большой город, в котором тоже надо как-то крутиться, вертеться, всё это страшно...

АНЯ. На первом курсе так и было. На сто процентов была уверена, что поеду в Москву. Сейчас, если меня возьмут работать в новосибирский театр, я буду здесь работать с большим, большим удовольствием. Но не в любом.

Конкуренция - это зло?

АНЯ. Конкуренция - это норма. Если это здоровая конкуренция. Нормальная.

НАСТЯ. Скорее всего, это норма. Но я не люблю конкуренцию.

Не в деньгах счастье?

НАСТЯ. Со-вер-шен-но верно! Не в них счастье!

АНЯ. Пока нет. Пока в работе. Потом, наверное, будет в деньгах.

У тебя есть свой талисман, ритуал перед выходом на сцену?

АНЯ. Только перед выходом перекреститься, и всё.

НАСТЯ. У меня есть приметы, в которые я верю. У меня очень развито как бы предчувствие, и я всегда знаю, что вот сегодня будет что-то ТАКОЕ (о чём-то большом), или сегодня будет что-то такое (о чём-то очень маленьком). Главное, что я верю в судьбу.

Твоя сильная сторона?

НАСТЯ. Я люблю.

АНЯ. Уверенность в себе, которую я не показываю никому. Я скорее показываю свою неуверенность, чтобы люди как бы успокоились и перестали обо мне плохо думать. А уверенность, она там есть, во мне.

Твоя слабая сторона?

АНЯ. Иногда злость на людей, которые относятся ко мне плохо, потому что завидуют. Ну и в самой себе было, конечно, зависть какая-то, но честно скажу, не помню, чтобы я завидовала... активно.

НАСТЯ. Я истеричка, наверное.

Закончи, пожалуйста, фразу: Актриса - это...

НАСТЯ. Это свой определённый мир какой-то... ну, вот как говорят: режиссёр - это на пути к человеку (цитата из И.Б. Борисова), а актриса... Это человек с каким-то совершенно другим миром. И я не знаю, это какие-то глубочайшие тайны...

АНЯ. Мечта.

Студентка - это ...

АНЯ. Ра-бо-та. Работяга.

НАСТЯ. Это студентка! (Смеётся.) Это студентка.

Режиссёр - это ...

НАСТЯ. На пути к человеку. (Опять цитата из И.Б. Борисова.). Я не знаю, как в театре, я не работала в театре, но у нас в училище, это вот как второй папа, что ли... Это человек, который тебе открывает какие-то такие границы, которых ты даже вообще никогда не знала и не представляла.

АНЯ. Помощник.

Моя роль - это ...

АНЯ. Это моя радость. Это способ, ой, Господи, сейчас... (Нервно теребит в руках безделушку.)С помощью своих ролей я разбираюсь даже в самой себе немножко, и всё, у меня наболевшее, с помощью этого, и радость свою, ой, Господи, с помощью своих ролей я помогаю себе просто жить. Спасаться от каких-то там неприятностей...

НАСТЯ. Это другая жизнь и в то же время и я тоже. И я, и не я, вот как-то так.

Театр - это ...

НАСТЯ. О-о-о, это сложная вещь!.. (Смеётся.) Не знаю. Ну, не знаю...

АНЯ. Работа. Работа.

Зритель - это ...

АНЯ. Слава. И радость.

НАСТЯ. Куда мы без зрителей? Они тоже в своём роде являются режиссёрами спектакля.

Мужчина - это ...

НАСТЯ. Это любовь.

АНЯ. Тоже радость. (Смеётся.)

Личная жизнь в твоей жизни?

АНЯ (преувеличенно серьёзно). Имеет очень большое значение. Если бы у меня не было личной жизни, вполне возможно, что у меня ничего бы не получалось там, на площадке.

НАСТЯ. На четвёртом курсе её стало больше! (Смеётся.)

"О любви немало песен сложено..." Сложи свою...

НАСТЯ. Была я. Был Он. Потом он ушёл. Потом пришёл другой. (Смех.) Не знаю. Свою песню о любви... (Залпом, как из пулемёта.) Ой, такое красивое, чтобы всё было так прям шикарно и прям так обалденно, и здорово, и чтобы было солнце, любовь, сказка, и чтобы это было всегда, и вообще это было бы замечательно!.. И не надо говорить, что безответная любовь - это замечательно. Да, это замечательно, но всё равно ответная любовь - это... Это просто (с придыханием) - шикарно!..

АНЯ. Ну, без любви ничего не может быть на свете. Она помогает, если она есть, она помогает, даже если её нет, будь она безответная, хоть какая, любовь к какому-то там актёру, недоступному, знаменитому, там Сильвестру Сталлоне, но любовь должна быть, и тогда всё получится.

У тебя есть поклонники?

АНЯ. Нет. Я иногда вижу, как младшие ребята на меня смотрят, некоторые девчонки даже подходят, говорят, что им нравится. И это очень приятно. Ну, а таких, настоящих... конечно, поклонников нет.

НАСТЯ. Нет... (Растерянно.) Ну нет...

Что ты реально будешь играть в театре?

НАСТЯ. (Растерянный испуг.) Я не знаю... (Дурашливые слёзы.) Я буду играть в спектаклях!.. Я не знаю, правда, я не знаю...

АНЯ. (Возмущённо.) Да как я могу?! Я даже не знаю, кто меня возьмёт - не возьмёт!.. Наверное, самые простые сначала какие-то эпизоды, роли в массовке. Главную-то мне наверняка не дадут роль.

Какой ты будешь через пять лет?

АНЯ. Работающая в театре... наверное. Успешно, надеюсь, успешно работающая в театре. Замужем. Ну, и постоянно ищущая новых... моментов, которые помогут мне потом на площадке.

НАСТЯ. (С ужасом.) Я через пять лет?! Я не знаю, что будет завтра... Через пять лет мне будет 25 лет...А...а!.. а!!! Ай, Господи!... Ну, ну, ну... Я замужем. У меня ребёнок. Я совершенно счастлива. А вот что касается моего профессионального будущего - я не буду ничего загадывать.

А через десять лет?

НАСТЯ. Я уже почти бабушка! Мне уже тридцать!! (С отчаянием.) Я не знаю!!! Дети надоели, с мужем тоже разойдусь!... (Смеётся.)

АНЯ. Это сколько мне, тридцать будет? (Смешок.) Мамочки... Ну, наверное, немножко такая... тоскующая, наверное, о своей юности, вот, но... Ещё замужем, до сих пор. Но как-то всё, наверное, изменится в жизни, потому что я уже буду такая, не очень молодая. Но всё ещё работающая. Надеюсь, что работающая.

Задай сама себе вопрос и ответь на него.

АНЯ. Наверное, "как ты работаешь над ролью?" А ответ: "Почему я буду делиться своими секретами?!"

НАСТЯ. "Ты уверена, что ты действительно этого хочешь?" Ответ: "Да. (Пауза.) Наверное... (Смеётся.)

Вопрос Ани - Насте: "Боишься ли ты будущего?"

НАСТЯ. Я боюсь остаться одна. Без поддержки друзей, без поддержки родителей. Мне страшно вступать в совершенно другую жизнь. Это же будет совершенно другое. Сейчас здесь все тебя под руку ведут, помогают... И я боюсь потерять это, и мне на самом деле страшно, что будет впереди.

Вопрос Насти - Ане: "Чего ты хочешь?"

АНЯ. Я уже ответила Насте по секрету, но сейчас скажу так. Я хочу нескольких вещей, наверное, лучше глаголами, да: работать, любить, быть любимой, здоровой и красивой.

Что бы ты изменила в своей жизни?

ОБЕ. Ничего.



Выпуск позади, дипломы вручены. Впереди - кто знает, что там впереди? Будем надеяться, что всё сбудется. И лет через пять мы сможем снова увидеть сегодняшних выпускниц и снова задать им вопрос - какая ты сегодня?

14 июля 2004г.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры