ТЕАТРАЛЬНЫЕ ШКОЛЫ ПРОВИНЦИИ

Ольга ОРЛОВА

ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА
КАК СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АКЦИЯ


Настоящая работа посвящена осмыслению теоретико-методологических оснований театральной педагогики и их практической реализации в современной социокультурной ситуации провинциального города.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Введение

Глава 1.


Социокультурные практики в аспекте театрального искусства

1.1. Эволюция театральной педагогики в парадигме исторического развития детско-юношеских театров

1.2. Детско-юношеский театр в социокультурном контексте современного города

Глава 2. Театр и современная российская педагогика

2.1. Многообразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся

2. Программы воспитания зрительской культуры учащихся и применения социоигровых театральных методик в преподавании школьных предметов

3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)

3.1. Пропаганда театра

3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью

Заключение.

Как отмечают сами практики театрального искусства, сегодня несомненным является положение о том, что "в театре самая острая и насущная творческая проблема - именно педагогика" (84; 100). Настоящее исследование представляет собой обобщение опыта системного анализа проблем и результатов педагогизации театральной практики в социокультурном аспекте.

Актуальность этой проблематики определяется рядом обстоятельств.

Процесс педагогизации театральной практики может и должен идти в двух направлениях. Условно эти направления можно обозначить так: внутри театрального коллектива (аутентичный аспект театральной педагогики) и во вне (социокультурный ее аспект).

Аутентичный аспект театральной педагогики представляет собой процесс воспитания молодых актеров и педагогическую работу с труппой театра, нацеленную на расширение творческого диапазона актеров среднего и старшего поколения в процессе театрально-постановочной работы.

Социокультурный аспект заключается во всесторонней просветительской и педагогической работе с публикой театра, прежде всего, с детским и молодежным ее составом. "Театр, - как пишет современный исследователь проблем взаимодействия театра и публики Ю.У. Фохт-Бабушкин, - как творческий организм бифункционален, выполняя две функции: и создает искусство, и распространяет его, приобщая к нему публику. Гармоничное сочетание двух этих одинаково важных функций - художественной и просветительской - дело сложное и удается конкретным театрам далеко не всегда" (40; 4). При этом далее ученый утверждает, что абсолютизация любой из этих функций и забвение другой неизменно ведет театр к краху, к художественному и социокультурному, а в современных - рыночных - обстоятельствах и экономическому тупику (Там же).

В нашем исследовании мы считаем необходимым сосредоточиться на осмыслении театральной педагогики в ее социокультурном аспекте в силу разных причин.

Во-первых, в силу объективных причин, связанных с историко-культурными перипетиями развития страны и мира, определивших проблематизм становления русской театральной педагогики в XX веке, прежде всего, в ее социокультурном аспекте.

Если традиции русской театральной педагогики в аутентичном аспекте в России сохранились и так или иначе развивались на протяжении XX века; то о сохранении, а тем более о развитии, русской театральной педагогики в социокультурном аспекте говорить не приходится. Парадокс заключается в том, что театральная педагогика, ориентированная на работу со зрителем, зародившись в 1920-ые годы XX века именно в России, далее на протяжении всего прошлого столетия в силу определенных историко-культурных обстоятельств активно развивалась на Западе и очень неравномерно на своей родине.

Во-вторых, мы обращаемся к осмыслению, прежде всего, социокультурного аспекта театральной педагогики в силу причин, связанных с предметом и объектом нашего исследования - педагогической практикой конкретного театра - Ярославского государственного театра юного зрителя, возглавляемого длительный период заслуженным деятелем искусств России Александром КУЗИНЫМ (начало 90-х - 2004).

Глава 2. Театр и современная российская педагогика

2.1. Многообразие форм театральной деятельности в практике современной российской школы и их влияние на формирование зрительских качеств учащихся


Театральные социо-игровые методики преподавания школьных предметов. Театральная игра использовалась как метод передачи знаний еще в первобытной архаической культуре, еще гуманисты Возрождения применяли этот метод в своих школах для изучения Античности, в Шляхетном корпусе театр помогал изучению иностранных языков. Советские педагоги и психологи 1920-ых годов попытались научно осмыслить этот метод и распространить его на преподавание всех гуманитарных предметов, однако закончить работу в этой области им помешало изменение политической ситуации в стране.

В конце XX века в России стал остро ощущаться кризис в системе общего образования, и начались поиски в области создания "Новой школы", "Школы XXI века". Новые модели школьного образования разрабатывали по договоренности с Министерством Образования РФ различные творческие коллективы. Среди них, в частности, были группы под руководством В. Библера ("Школа диалога культур") и Л. Тарасова ("Экология и диалектика").

В концепции В. Библера вся учебная работа строилась на методе глубокого погружения, то есть, ученики и педагоги должны были поочередно прожить все эпохи развития человечества - проиграть их. В концепции Л. Тарасова изучение всех предметов начиналось с их эмоционально-образного освоения, а весь блок эстетических дисциплин (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура (МХК)) изучался в рамках одной дисциплины - "Интегративный предмет Театр". Таким образом, с театрально-игрового освоения по замыслу должно было начинаться изучение любого предмета (как предлагал в 20-ых годах В. Всеволодский-Генгросс). Однако модели В. Библера и Л. Тарасова оказались сложны для внедрения в массовую школуи не нашли широкого распространения: слишком высоким образовательным и личностным уровнем должен был обладать каждый учитель и школьный администратор.

Однако идея внедрения театральных методик в общеобразовательную школу на этом не исчерпалась. Стали возникать единичные школы, где создатели пытаются распространить театральные методики обучения на весь процесс или на освоение отдельных предметов. Наиболее последовательно такую программу осуществляет екатеринбургская школа "МЫ" Гуманитарного Центра "Театр". Кроме того, театральные методики становятся все более привычными для преподавания отдельных предметов, прежде всего МХК и этики. (Так например, в Самарском педагогическом Университете даже работал одно время курс "МХК - Театр", к нему мы еще обратимся.)

Однако в России, прежде всего в столичной, немало учителей, которые успешно используют театральные методики в преподавании самых разных дисциплин: математики, биологии, физики и т.д. (см. 71; 291-296) Описание подобных методик можно встретить в екатеринбургском сборнике "Дети. Театр. Образование.", в методических брошюрах издательства "АЗ - МХК", в публикациях газет "Первое Сентября" и "Искусство" и т. д.

"Парадокс, - как отмечают методисты МИОО, - заключается в том, что теоретические выкладки и практические разработки, хорошо известные в научных кругах и успешно применяющиеся в работе разнообразных экспериментальных площадок, за целое столетие не нашли дороги в массовую школу"[7].

Учителя-словесники, к которым прежде всего обращено максимальное количество разработанных методистами программ использования социо-игровых театральных методик, в большинстве своем не имеют представления об этих методиках и об этих программах.

Многие учителя-словесники в каждодневной своей педагогической практике зачастую выстраивают свои уроки монологически. А те учителя, которые стремятся к установлению диалога со своими учениками, как правило, не владеют современными социоигровыми методиками, способными максимально эффективно устанавливать этот диалог.

[7] А.Б. Никитина. Личный архив автора. Запись беседы. Март 2003 г.

Глава 3. Актуальные проблемы театральной педагогики (на материале работы Ярославского ТЮЗа)

3.1. Пропаганда театра


Исходя, во-первых, из обозначенной нами выше позиции современных социологов театра, утверждающих необходимость выполнения театром двух функций: художественной и просветительской и из концепции эвокации, которая в отношении детского и молодежного зрителя - заражение не только переживаниями героев и творцов спектакля, но и заражение творчеством; во-вторых, из результатов анализа места Ярославского ТЮЗа в социокультурном контексте города, мы предположили, что оптимальное решение проблем педагогизации театральной практики в социокультурном аспекте возможно при условии создания при театре молодежного культурного центра.

Для функционирования театра как молодежного культурного центра необходимо наладить работу со зрителем в следующих направлениях: создание при театре молодежного клуба - "команды" единомышленников, имеющих стойкий интерес к этому театральному коллективу и способных активно участвовать в творческой жизни театра.

Решение тактических задач театра по организации зрителя требует привлечения в театр студенческой молодежи. В труппу театра принят целый курс молодых артистов. Их дипломные спектакли, вошедшие в репертуар театра адресованы прежде всего студенческой молодежи. Более того, известно, что молодежный зритель всегда считался "барометром театра" (Н.Н. Дмитриевский), способным не только быть ведомым, но и вести за собой театр, подсказывать ему актуальные темы и т.д. Однако так в идеале, вполне, как показывает практика других театров вполне достижимом, но пока не являющимся реальностью для Ярославского ТЮЗа. Современное студенчество в силу разобранных нами выше социокультурных перипетий развития страны оказалось состоящим из того самого "потерянного" для театра поколения. И на данном этапе проблема работы со студенческой аудиторией состоит прежде всего в поиске средств и методов привлечения в театр данной категории потенциальных зрителей. То есть на данном этапе необходимо прежде всего решение проблемы пропаганды театрального искусства в студенческой среде, а затем уже решение собственно педагогических задач.

"Престиж театрального искусства, вообще, так же как и престижность посещения конкретного театра, - как пишут исследователи проблемы, - не создаются и не поддерживаются сами по себе, их необходимо сформировать, включить в орбиту общественного мнения" ( ; ).

В своей практической работе мы в целях пропаганды театрального искусства и художественной практики Ярославского ТЮЗа использовали прежде всего беседы со студентами, как правило, в их же учебных аудиториях. Однако подобных бесед для решения данной проблемы явно недостаточно. Необходимо принятие на уровне администрации театра комплекса мер, направленных на вхождение театра в современное информационное пространство: изменение устаревшего названия-аббревиатуры театра, обеспечение театра рекламой и пропагандой, создание буклетов, сайта, своей газеты и т.д.

3.2. Педагогическая работа с учащейся молодежью

Исходя из результатов анализа исторически детерминированных форм и методов театральной педагогики и опыта современной театральной педагогики, разработанной для школьных учителей, мы выделили следующие формы и методы педагогической работы с учащимися, возможные в практике современного театрального педагога: экскурсии по театру; знакомство с работниками театра (цеха и различные службы); встречи с творческими работниками театра (тематические и по итогам спектаклей); диспуты и зрительские конференции; мастер-классы по написанию театральной рецензии и т.д.; праздники посвящения в зрители; театральные игры на уроках в школе и на занятиях в театре; урок театра в школе (общеобразовательный урок на материале спектаклей театра или - в случае применения программы при преподавании МХК или, например, литературы - на материале предмета с применением театральных методик); конкурсы и викторины на знание учениками репертуара театра, на лучшее сочинение/ рисунок по спектаклю и др.; обсуждения спектаклей.

При этом в случае использования традиционно ведущей формы работы театрального педагога - обсуждения со школьниками спектакля возможно применение различных способов организации обсуждения спектакля. Таких как: "безоценочное интервью" (О.И. Троицкая[10]); "глубокое интервью" " (О.И. Троицкая); "шапка вопросов" (А.П. Ершова); ток-шоу по просмотренному спектаклю; деловые игры "Заседание художественного совета театра" или "Заседание фестивальной комиссии"; беседа с создателями спектакля; тематическая встреча с создателями спектакля (о профессиях актера, режиссера и т.д., об их взаимоотношениях в процессе работы и т.д.) и т.д.

Таким образом, в практической деятельности перед нами стояла проблема выбора и апробации адекватных возрастным особенностям аудитории форм и методов педагогической работы.

***

С точки зрения воспитания зрительских качеств, а также тактических и стратегических факторов воспроизводства зрительской аудитории театра в реальной состоящей преимущественно из школьников аудитории Ярославского ТЮЗа мы выделяли традиционные возрастные группы, требующие к себе особого внимания со стороны театра: это прежде всего младшие школьники и подростки. Далее по значимости и по восприимчивости к педагогическим воздействиям со стороны театра следуют старшеклассники.

Таким образом, с точки зрения стратегических факторов роста посещаемости театра, важна педагогическая работа с учащимися младшей школы, в силу значимости факта их первой встречи с произведениями театрального искусства для дальнейшей перспективы их зрительского опыта. Как отмечают исследователи ранний возраст приобщения к театральному искусству чрезвычайно важен для рождения формирования театрального зрителя. Те, кто начал ходить и достаточно часто посещал театр с детства, как правило, составляют в последствие число постоянных театральных зрителей (см.40, 165). Более того, младшие школьники, как правило, не имеют еще навыков восприятия сценической условности и синтетических по своему характеру образов театра и нуждаются в своеобразной адаптации и подготовке к их восприятию.

[10] Разработанная педагогом-психологом Московского ТЮЗа в 1970-е года и ныне вновь востребованная педагогами театров.

Библиография

I. Исследования


1. Аверьянов А.И. Психолого-педагогические условия организации социального взаимодействия в театральном объединении подростков : Автореф. дисс....канд. пед. наук.: М., 1994. - 17 с.

2. Актер и режиссер: жизнь в театре. Социальные проблемы творческой деятельности. М., 1991 - 215 с.

3. Актер. Персонаж. Роль. Образ. Л., 1986. - 139 с.

4. Алексеев А.Н., Божков О.Б., Дмитриевский В.Н., докторов Б.З., Кесельман Л.Е. Зритель в театре (Социологические исследования театральной жизни). М. 1981. - 336 с.

5. Алтаев а. К проблеме массового успеха пьесы // Научно-практическая конференция "Театр и зритель": Краткое содержание сообщений (тезисы). М., 1974. - С. 135-137.

6. Амонашвили Ш. Здравствуйте, дети! М., 1985. - 225 с.

7. Амонашвили Ш. Как живете, дети? М., 1986. - 174 с.

8. Амонашвили Ш.А. Размышления о духовной педагогике. М., 1996. - 494 с.

9. Бабушкин Ю. Театр в художественном развитии школьника // Симпозиум "Актуальные проблемы организации, экономики и социологии театра", М., 1972. - С. 13-25.

10. Бархин Г. Архитектура театра. М., 1974. - 248 с.

11. Бахтин Н.Н. Воспитательное значение театра // Педагогический сборник А.Н.Островского. Спб.: 1907.

12. Бахтин Н.Н. Театр и его роль в воспитании.: сб. На помощь семье и школе. М. 1911.

13. Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. Кемерово, 1992. - 90 с.

14. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Л., 1992. - 399 с.

15. Бестужев-Лада И.В. К школе ХХ1 века: Размышления социолога. М., 1988. - 256 с.

16. Библер В.С. От наукоучения - к логике культуры. М., 1991. - 413 с.

17. Библер В.С. Самостоянье человека. Кемерово. 1993. - 94 с.

18. Бородин А.В. В условиях эксперимента // Театральная жизнь. 1987. № 5. - С. 17-20.

19. Брянцев А.А.: Сб. статей. М., 1979. - 294 с.

20. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников.: Под общ. ред. Г.П. Шевченко и Ю.П. Юсова. - Луганск, 1990. - 180 с.

21. Вильчек Вс. Под знаком TV // Телевидение вчера, сегодня, завтра. М., 1981. - 230 с.

22. Возрастные и индивидуальные особенности младшего подростка (Под ред Д.Б.Эльконина, Т.В.Драгуновой). - М., 1967. -

Заключение

Проблемное поле, в котором существует современный детско-юношеский театр, в частности Ярославский ТЮЗ, было проанализировано нами в предыдущих главах работы.

Таким образом, мы определили, во-первых, исходя из результатов анализа места детско-юношеского театра в социокультурном контексте современного города, что актуальной на данном этапе развития детско-юношеского театра является деятельность педагога театра, направленная на пропаганду театра среди молодежи; во-вторых, исходя из результатов анализа проблем взаимодействия детско-юношеского театра и современной российской школы, мы определили, что необходима собственно педагогическая работа с учащимися, направленная на формирование их зрительской культуры.

При анализе художественной практики театра в социокультурном контексте города мы определили реальную аудиторию Ярославского ТЮЗа, которая состоит из школьников, и того адресата спектаклей театра, который предполагается его творцами, то есть студентов.

Исходя из выделенных форм работы педагога, пропаганды и собственно педагогической деятельности, а также из результатов анализа реальной и потенциальной аудитории театра, мы выделяем в работе педагога следующие приоритетные направления:

1) создание при театре молодежного клуба - "команды" единомышленников, имеющих стойкий интерес к этому театральному коллективу и способных активно участвовать в творческой жизни театра;

2) организация различных мероприятий: обсуждений спектаклей после сдач и премьер, встреч с создателями спектакля и т.д. для "своего" зрителя театра, способного на активный творческий отклик и на выполнение, кроме всего прочего традиционно приписываемой ему и важной для театра функции "живой рекламы";

3) расширение объема актуализированной аудитории театра посредством привлечения в театр прежде всего студенческой молодежи;

4) повышение "театральной грамотности" зрителей, увелечение доли подготовленных (с точки зрения освоения языка театра, умения воспринимать явления сценического искусства во всей его полноте) зрителей в структуре реальной аудитории театра, состоящей на данный момент преимущественно из школьников;

5) организация зрителей на конкретном спектакле с целью повышения эффекта взаимодействия сцены и зала. При этом, очевидно, что первых трех направлениях педагог реализует рекламные и пропагандистские функции, а в двух последних собственно педагогические. Соответственно первые три направления работы мы рассмотрим в первом параграфе данной главы, а два последних - во втором.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры