Вера Ершова - самая знаменитая женщина Самары, народная артистка СССР, лауреат государственных премий СССР и России, лауреат национальной премии "Золотая маска" 85-й день рождения Вера Александровна встретила на сцене Самарского академического театра драмы, в котором играет с 1943 года. О театральной карьере легенда самарской сцены мечтала с детства. Однако после окончания школы пришлось поступать в фабрично-заводское училище, потому что тогда Вере Александровне исполнилось лишь 15 лет, а в театральное брали с семнадцати. Через год мечта всей жизни все-таки осуществилась - Вера Ершова в порядке исключения была зачислена в театральное училище. После окончания работала в Севастополе, Курске, Саратове. Дебютом на самарской сцене стал спектакль "Горе от ума". В ее творческой биографии сотни ролей, среди "которых - Джульетта, Лариса в "Бесприданнице", Мария Стюарт и королева Елизавета, Аркадина из "Чайки". Но венцом ее творчества стала роль Мод из пьесы "Гарольд и Мод".
Андрей Бондаренко
Самара
ВЕРА АЛЕКСАНДРОВНА
ЕРШОВА
О ней написано так много, что не перечитаешь за неделю. Освещен каждый год в Самарской драме, каждая роль - все подробно, с "анализом" и непременными комплиментами. Нельзя же иначе. Народная артистка СССР. Национальное достояние России, лауреат "Золотой маски", орденоносица, etc., etc...
Биография Веры Ершовой во всех очерках напишется с 1943 года, когда она приехала в Самару, вся предыдущая жизнь - пунктиром. Родилась в Саратове, там же окончила театральный техникум, четыре предвоенных года служила в Курском театре. Но как и почему она стала актрисой? Родилась в обычной трудовой семье, никаких актерских корней ни с чьей стороны. Отец, правда, очень любил в свободное время играть на гармони. Вообще родители любили театр, особенно оперу, и не пропускали ни одной премьеры. Первым спектаклем, на который родители повели Веру с сестрой, " " Случилось потрясение. Семилетняя девочка была околдована происходящим на сцене. С тех пор она каждую неделю ждала воскресенья, когда можно снова пойти в театр. А чтобы этот день скорее пришел, пораньше ложилась спать, "мбонво накануне. Театр раз и навсегда захватил ее целиком, о том, чтобы выбрать ивинл" лат специальность не могло быть и речи. Только - в актрисы! Она была отравлена театром. В 16 лет Вера Ершова, окончив сотлела: паладашь, кж ей стоять актрисой, других помыслов у нее не было. Задача оказалась не из простых. Да тога, чтобы продолжить образование, требовался рабочий стаж - с ним юстиции, в дюйое учебное заведение было неизмеримо легче. Прочитала о наборе в тага мае евши с люта отделениями, где учили на шоферов н электромонтеров. На шоферское она не решилась, а на электромонтерское - чем черт не шутит.
Сегодня Вера Александровна со смехом вспоминает, как приходила домой с грязными руками, усталая. Помнит, что изготовляли кронциркули, а как назывались станки и какие операции приходилось выполнять, забыла. Работа с металлом продолжалась года полтора, до тех пор, пока она не увидела объявление о приеме в театральное училище.
В Саратовском театральном техникуме ее первым учителем стал сам Иван Артемьевич Слонов, чье имя и носит это учебное заведение, а первым режиссером в Курске, куда направили Ершову после окончания учебы, - Александр Игнатьевич Канин, ученик Немировича-Данченко. Там и началась ее артистическая карьера. С молодых ранних лет ей достались такие роли, как шекспировская Джульетта и шиллеровская Луиза ("Коварство и любовь").
Она играла в "Бесприданнице" Островского и пьесах советского репертуара. В молодости все было нипочем, все казалось по плечу. Четыре года пролетели незаметно. Потом началась война. Эвакуация. Не удивительно, что молоденькую курскую приму в Самаре, где царила Зоя Чекмасова, встретили сдержанно. Первый ввод был в спектакль "Парень из нашего города" по К. Симонову. Роль Вари была для нее не нова, она играла ее в Курске. Ершовой удалось убедить публику, что и она может, во всяком случае, надежду на это ей оставили. Вторым вводом стала Джульетта, и опять после Чекмасовой. На этот раз победило очарование матодости. появились доброжелательные рецензии. Их напечатали и некоторые газеты Англии и США (иностранные посольства тогда размещались в Самаре). Потом была роль в другой симоновской пьесе - "Так и будет" и. наконец. Нина в "Маскараде" с тем же Валерием Бурэ - Арбениным. Это уже был настоящий успех. Ее приняли и полюбили. В Самаре она и встретила свою единственную любовь. С Николаем Николаевичем Кузьминым они часто играли в одних спектаклях: она - королев, он - "людей из народа". Когда он умер, вспомнила, что они забыли сходить в ЗАГС, так и прожили сорок лет не венчаны. От одиночества спасал только театр. Ее роли - королевы, странная миссис Сэвидж и прочие дамы из высшего общества, неожиданные Ханума и Толгонай выстроились длинной чередой, отметив вешками прожитые годы. Она всегда мечтала сыграть Марию Стюарт. С волнением подошла однажды к списку с распредением ролей, и слезы сами покатились из глаз,- ей дали королеву Елизавету. Подошел Монастырский, увидел покрасневшие глаза Ершовой и все понял,- "Будете играть обе роли". До сих пор она с юмором относится к своим королевам: "Я ж не виновата, что у меня шея длинная". Коронованные особы не дороже ей "Яблочной леди", которую она получила вместе с орденом как подарок к "этой неприличной дате" (ее выражение) в 1997 году.
Юбилеев Ершова терпеть не может - "показуха какая-то". Но больше всего она не выносит простоев, а тут после "Яблочной леди" почти четыре года ничего нового. Наконец отыскали пьесу перевели с французского и в срочном порядке... дали на репетиции 12 дней. Она обрадовалась и разнервничалась: большой сложный текст, необычный материал, незнакомый режиссер. Но Мадлен ей понравилась, молодой режиссер Олег Рыбкин - тоже...
На главную страницу раздела