ВЕРА, ЛЮБОВЬ И НАДЕЖДА
АКТЕРА НИКОЛАЯ ГОРОХОВА
В нынешнем году народный артист России, актер Государственного учреждения культуры Владимирской области "Театральный комплекс" Николай Анатольевич Горохов стал дважды театральным лауреатом. В марте Николаю Анатольевичу постановлением губернатора Владимирской области была присуждена премия имени народного артиста СССР Евгения Евстигнеева за высокое актерское мастерство и большой вклад в развитие театрального искусства Владимирской области. Затем - Премия Правительства России имени Федора Волкова, которой артист будет увенчан на сцене Первого Театра России.
Какую из ролей Николая Горохова считать первой? Ту, что сыграна в Курском народном ТЮЗе "маститым артистом" 17-ти лет? Тогда все роли у него были возрастные и характерные. Железнодорожник в пьесе В.Розова "В дороге", пожилой профессор, оберштурмбанфюрер... Все же главным событием своего "курского периода" до сих пор артист считает встречу с пятнадцатилетней Надеждой... сыгравшей тогда Младу - юную героиню в "Варшавском набате" В.Коростылева. С Надеждой - ставшей его спутницей, другом, женой, соратником, опорой, единственной любовью - на всю жизнь. И Театр вошел в их судьбу почти одновременно.
Окончив школу, Николай Горохов поступил в один из самых престижных московских театральных вузов - в Школу-студию МХАТ на курс Александра Михайловича Карева. Педагогами курса в разное время были С.С.Белявская, народные артисты СССР А Н Грибов, И.М.Тарханов... В эту пору наш герой сыграл авантюриста Сильву в "Старшем сыне" А. Вампилова. И Школа-студия МХАТ тоже вошла в жизнь Николая Анатольевича, так же как вера, любовь и Надежда - глобально и навсегда. Потом Н.Горохов был приглашен в Ивановский театр драмы на амплуа социального героя и "героя-любовника". Так возник Миловидов в драме А.Н.Островского "На бойком месте". Этапной работой стал Дмитрий Фурманов в спектакле "Мятеж" по мотивам книги легендарного чапаевского комиссара. Было еще 7-8 главных ролей, самой любимой среди которых осталась роль Тимоши, бывшего музыканта, танкиста, вернувшегося слепым с войны, - из пьесы Л.Леонова "Золотая карета". … А во Владимирском театре драмы самой первой была роль Сергея в "Иркутской истории" А.Арбузова. Нечаянный любовный треугольник и чувство долга перед другом, дружба с которым подверглась суровому испытанию, глубочайшая и болезненная, чистая и созидательная любовь к Валентине ("Вальке-дешёвке"), которой он перевернул жизнь, заставив обрести веру в себя, в свое высокое человеческое предназначение.
А может быть, первой вернее считать самую любимую роль? Тогда это, бесспорно, Ленни из спектакля А. А. Буркова "О мышах и людях" по Дж. Стейнбеку. Этот характер потребовал бездну сил и полного, абсолютного перевоплощения. Тема "незащищенного человека", отторгнутого обществом, чрезвычайно актуальна в наши дни. Не только откровенное зло - источник бедствий. Неконтролируемая, необузданная, "неприкаянная", не направленная в нужное русло сила, энергия и доброта "социопата" тоже трагически опасна. Но спектакль "О мышах и людях" обладал той степенью трагизма, которая вместе с болью отчаяния дарит очищение и свет: великое чудо искусства, открытое еще древними греками два с половиной тысячелетия тому назад!
Были яркие, громкие удачи. Например, сияющий белозубой улыбкой, влюбленный великан и красавец Марсель Сорель в популярнейшем в 70-х годах спектакле Феликса Бермана "Эдит Пиаф". Борис Годунов в постановке Алексея Буркова "Смута" по трилогии А.К.Толстого - где Годунов в исполнении Николая Горохова - трагическая личность - тиран, реформатор и альтруист, мучимый сомнениями и раскаянием. Известный театральный критик Валерий Подгородинский в свой недавний приезд назвал спектакль с участием Николая Горохова событием поистине мирового уровня...
Из режиссеров, с которыми довелось работать, Николай Анатольевич с особым чувством отмечает Михаила Морейдо - замечательного человека, оригинального, талантливого режиссера с его дерзкими, ироничными постановками "Швейк! Швейк! Швейк!" по Я.Гашеку, "Похороны в Калифорнии" Р. Ибрагимбекова и другими.
- И все-таки наибольшую творческую свободу я обрел с приходом Алексея Александровича Буркова, - признается Горохов. - Я благодарен Буркову, что он разглядел во мне что-то, до того нераскрытое, непонятое... Колоссальной удачей для себя считаю работу в его спектакле "Дядя Ваня". Это - настоящая Мастерская для актера. После нескольких лет горькой школы жизни я по-новому вижу Астрова… Думаю, что расту и смогу расти, благодаря ему. Поставленный на Малой сцене чеховский "Дядя Ваня" Алексея Буркова живет уже 11-й сезон. Это рекорд для классики. Это рекорд для провинции. Это феноменально для такой хрупкой, интимной, личностной постановки. Спектакль очень любят сами актеры. У "Дяди Вани" были ситуации, когда он мог исчезнуть из репертуара. "Я так испугался, что вдруг у нас не будет больше "Дяди Вани"! - признался недавно Николай Анатольевич. Быть может, именно благодаря таким спектаклям, где актер растворяется душой, и жив Российский Театр?
Были и другие отличные работы. Очаровательный, и оттого чрезвычайно интригующий, загадочный мерзавец - Учитель в спектакле "Пять горшков с цветами" по пьесе Луиджи Пиранделло "Человек, животное и добродетель". Насмешливый, моложавый и чертовски умный Фамусов в остром и горьком спектакле А.А.Буркова "Горе от ума". Ребячливый, незащищенный от реальной жизни старый холостяк - вундеркинд - профессор Хиггинс в "Пигмалионе" Б. Шоу. Самоуверенный, самодовольный, но тоже ранимый, не лишенный человеческих глубин и человеческой привлекательности издатель Пьер Брошан в "Ужине дураков" Френсиса Вебера. Да и роль Василькова в премьере нынешнего сезона "Бешеные деньги" по А.Н.Островскому, - новая краска в творческой палитре артиста.
Новые роли, которые Николай Горохов успешно и впервые освоил в реальной жизни, а не на сцене - испытывая муки, сомнения, радости попеременно, - роль руководителя актерского курса и художественного руководителя театра-студии. Актер, - считает Николай Горохов, - профессия счастливая, щедрая - и подвижническая. Самоотверженная, забирающая всю жизнь человека и дарующая ему сотни других жизней.
"Владимирская Авансцена". Март 2005