ЗВЕЗДЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ СЦЕНЫ

Владимир Акимович КУРОЧКИН
Народный артист СССР

Владимир Акимович Курочкин (1922). Режиссер, актер, Народный артист СССР. Судьба одарила его талантом актера и режиссера в одном из самых сложных театральных жанров - музыкальной комедии. Владимир Курочкин отдал сцене Свердловского театра музыкальной комедии свою молодость, за семнадцать лет - 1946 по 1963 гг. - сыграл семьдесят ролей. Критики называли его "блистательным мастером острого рисунка роли" и прочили первенство в амплуа комика-буффона. Но сам Владимир Акимович решил иначе. Он стал режиссером. В 1962 г. Курочкин окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе.

С 1963 по 1986 гг. Владимир Акимович Курочкин был главным режиссером Свердловского театра музыкальной комедии. Он мечтал сделать оперетту интеллигентной. Чтобы добиться этого, нужно было руководить творческим процессом, увлечь своей идеей актеров, либреттистов и композиторов. То было веление времени: зритель 1960-х - 1970-х гг. был интеллектуалом. Высшее образование, широкий кругозор, взыскательность. Легкость не значит облегченность, ибо она всегда лазейка для пошлости. Именно от этого и хотел освободить любимый жанр режиссер Курочкин. Он считал, что самая талантливая музыка самого замечательного композитора не спасет спектакль, если "хромает" либретто. Убеждал: писать надо умнее. И искал авторов, помогал дорабатывать текст, писал сам. Привлекал к сотрудничеству самых талантливых композиторов: Ю.Милютина, В.Мурадели, В.Баснера, Г.Гладкова. Курочкин экспериментировал, как бы пробовал жанр на гибкость и прочность. С успехом или нет, но всегда был в творческом поиске. Поставил сатирический памфлет "5000000 франков", созданный на основе неиспользованного киносценария И.Ильфа и Е.Петрова; публицистической по духу "Калифорнийский сувенир", спектакль-диспут "Бородатые мальчики", спектакль "Белые ночи" - музыкальную хронику с подзаголовком "Последние дни Романовых". Языком оперетты рассказал о Великой Отечественной войне в спектакле "Черная береза". Темы эти, кажется, далеки от жанра музыкальной комедии, но на первом этапе своего творческого взлета он стремился именно к расширению тематики и проблематики оперетты. С его легкой руки сцену театра оперетты завоевал мюзикл. Первый - "Черный дракон" Д.Модуньо и Ю.Уткина - появился на сцене Свердловского театра музыкальной комедии. В 1960-е - 1970-е гг. Свердловский театр не случайно называли "лабораторией советской оперетты". Две трети спектаклей режиссера Курочкина шли с пометкой на афише "Первое исполнение в России". При нем коллектив театра в 1983 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени, а спустя три года получил звание Академического. Первым среди театров "легкого жанра". Любители оперетты съезжались со всей страны посмотреть, каковы "Девушка с голубыми глазами", "Рыцарь Синяя Борода", "Хэлло, Долли" в постановке Курочкина, какими находками удивит, потрясет, заворожит. А Владимир Акимович продолжал искать. Завоевав новые тематические пространства и расширив границы жанра, он обратился к отечественной и зарубежной литературной классике, поставив Чехова "Свадьбу с генералом" и Мопассана "О, милый друг". Позже возродил спектакли "Табачный капитан" В.Щербачева, "Девичий переполох" Ю.Милютина. В течение десятилетия он не ставил классику оперетты, так как признавался, что его "держало за руку качество либретто". Действительно, многочисленные режиссерские прочтения, конъюнктурные правки до неузнаваемости изменили первоначальные варианты многих оперетт. Но Курочкин обратился к ним лишь тогда, когда убедился, что сможет, сделает, то есть освободит их от многолетних штампов и наслоений и сумеет вдохнуть в них новую жизнь. А потом, буквально в течение двух сезонов, на сцене появились спектакль-концерт "Имре Кальман" и его "Веселая вдова" с новым текстом либретто В.Масса и М.Чарвинского. В изначальном варианте либретто этого спектакля Курочкин лишь сменил акцент, придав ему иронический оттенок. И "старушка вдова" помолодела, похорошела и прекрасно вписалась в современность. С тех пор классика прочно заняла подобающее ей место в репертуаре театра: "Фраскита" В.Легара, "Цыган-премьер" и "Графиня Марица" И.Кальмана, Да, театру повезло с режиссером Курочкиным, но нельзя не заметить, что и Курочкину повезло с театром. Он начинал не на пустом месте. От предшественника Г.И.Кугушева ему достался "звездный" коллектив. Он сам начинал с такими классиками сцены, как М.Викс, Н.Энгель-Утина, А.Маренич. Ему достались традиции театра, которые он сумел сохранить и приумножить: "чистота помысла", высокое мастерство и чуткое отношение к актеру. Все, кто с ним работал, единодушно утверждают, что он был "актерским режиссером от Бога". У Владимира Акимовича было обостренное чутье на таланты. Он не только сохранил коллектив, но и заполнил пустующие ниши, объезжая выпускные спектакли по всей стране, рекрутируя таланты потенциальные, еще не амбициозные, а найдя, пестовал не лелея, совершенствовал не холя. Режиссер Курочкин был одинаково требователен к "звездам" и начинающим и одинаково внимателен. Он умел создать комфортную обстановку для всех. "Когда он вальяжной походкой заходил в театр, - вспоминает народная артистка России Надежда Басаргина, - он заполнял все пространство светом и теплом, которое шло от него". В глаза и за глаза его называли "папой", что возможно только в дружной семье, а быть таковой - почти нонсенс для театрального коллектива, где испокон веков соперничество и конфликты - явление обычное. Как ему это удавалось? Во-первых, по отзывам коллег, он обладал колоссальной внутренней культурой, был безмерно порядочен. Во-вторых, он "брал на себя многое и за многое отвечал, и актеры верили ему бесконечно". Превращение оперетты в театр-ансамбль одно из главных достижений Курочкина, на котором зиждется успех театра. А он был несомненным. Для музыкально-театрального Свердловска Владимир Акимович был знаковой величиной. Здесь он поставил около пятидесяти спектаклей, выпестовал многих мастеров сцены. Его знали актеры, студенты, музыканты, композиторы, искусствоведы. Он заведовал кафедрой музыкальной комедии в Уральской государственной консерватории, возглавлял Свердловское отделение Всесоюзного театрального общества. В 1983 г. В.А.Курочкин стал почетным гражданином Свердловска. Но в 1986 г. с ним, как говорят коллеги, что-то случилось. Так же внезапно, как когда-то перестал играть, он оставил Свердловский театр. Он стал говорить о себе, как о режиссере музыкального театра, и уклонялся от объяснений. Ему было 64 года. Возможно, он "перерос" легкий жанр, возрастное мироощущение требовало иной сцены иного масштаба, вероятнее всего, им овладели новые идеи. Во всяком случае, проработав в Московском государственном театре оперетты два года, он перебрался в Пермь художественным руководителем и главным режиссером Пермского театра оперы и балета имени П.И. Чайковского. Здесь он поставил "Евгения Онегина", "Скупого рыцаря", "Мадам Баттерфляй", "Трубадура" на итальянском языке, "Самсона и Далилу" на французском. Последней его большой работой была новая редакция оперы Р.Леонковалло "Паяцы". Как бы там ни было, в Свердловском Академическом театре музыкальной комедии была эпоха режиссера Курочкина. Он сделал для театра все, что мог, и даже немного больше. Он оставил театру атмосферу чуткости друг к другу, высокой требовательности к профессии актера и свое доброе имя в его истории

© www.ekburg.ru/adm/zdrav/block.css

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры