ЗВЕЗДЫ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ СЦЕНЫ

НАТАЛЬЯ ТЕРЕНТЬЕВА
Народная артистка РСФСР

Актриса, педагог. Артистка Российского академического театра драмы имени Федора Волкова, которому служит на протяжении почти полвека (1956 – по настоящее время). Заслуженная артистка РСФСР (1966 год). Народная артистка РСФСР (1980 год). Награждена орденом Почета (1996 год), медалью Святого Луки “За развитие искусства” (награда Ярославской области, 1996 год). Лауреат областной премии имени Федора Волкова “За заслуги в развитии театрального искусства” (1999, 2001). Номинант Специальной премии “Золотая маска” - “За Честь и Достоинство” (2002). Депутат городского и районного Советов депутатов трудящихся (1965-1990).

Наталья ТерентьеваРодилась в 1926 году в городе Москве. Семья Натальи Ивановны Терентьевой своими корнями тесно связана с Малым и Московским Художественным театрами. Бабушка, Наталья Андреевна, училась в студии Малого театра у Александра Павловича Ленского, вместе с Ольгой Леонардовной Книппер. Дед Федор Андреевич, и мать Елена Федоровна, работали педагогами сценической речи в Драматической студии Константина Сергеевича Станиславского.

В годы Великой Отечественной войны Наталья Ивановна Терентьева была санитаркой военно-санитарного поезда, потом медсестрой военного госпиталя, именно там воспитывалось ее терпение, вера, человеколюбие и энтузиазм, столь необходимые художнику в его профессии. После войны Наталья Ивановна пошла в рабочие сцены МХАТа, не чураясь чернового труда, стояла “на занавесе”, который надо было раздвигать вручную. Она была принята во вспомогательный состав МХАТа, участвовала в легендарном спектакле “Синяя птица”, первые уроки мастерства проходили в стенах театра, у В. И. Качалова и О. Л. Книппер.

Одновременно была актрисой самодеятельного молодежного Театра Романтики, который организовала в послевоенной Москве молодежь театральных вузов Москвы во главе с Александром Галичем. В 1950 году окончила Московское городское театральное училище (курс В. В. Готовцева), где преподавали ученики Станиславского, работала в театрах Иркутска и Пскова.

В 1956 году Н. И. Терентьева вступает в труппу Волковского театра. Молодая актриса с великолепной сценической внешностью, заразительным темпераментом, глубоким голосом, она явилась украшением труппы. В мощном, ярком ансамбле мастеров Волковской сцены, демонстрировавшим единый стиль игры и острое чувство современности, ее голос зазвучал органично и уверенно. В героинях Терентьевой била ключом жизнь, она отдавались творчеству со всей искренностью богатой артистической души. Актерская юность Терентьевой уже предсказывала будущий обширный творческий диапазон – от эпизодических “проказниц”, наивных и непосредственных инженю, до героинь, обладавших лирическим и комедийным очарованием, до трагических обертонов роли. Актриса покоряла неповторимым сценическим юмором, обаятельным женским лукавством, радостью игры в комедийных спектаклях по пьесам Мольера (Дорина, “Тартюф”), Скриба (герцогиня Мальборо, “Стакан воды”), Запольской (Ганка, “Мораль пани Дульской ).

В 60-е годы она играет Ларису в “Иркутской истории” А. Арбузова, Машу в “Океане” А. Штейна, героинь второго плана в пьесах В. Розова, В. Пановой, эти роли заметны, рельефны и объемны. Работая вместе с большими художниками, мастерами Волковской сцены – Чудиновой, Незвановой, Беловым, Ромодановым, Нельским, актриса вбирала ту степень органики, свободы сценического существования, тонкости психологической разработки характеров, которой отличалась русская школа театральной игры и которая со временем будет освоена ею в совершенстве.

В 60-70-х событиями театральной жизни, своеобразными вехами в истории Волковского театра становятся главные роли Терентьевой - Матильды фон Цанд в “Физиках” Дюрренматта, миссис Уоррен (“Профессия миссис Уоррен” Б. Шоу), Бернарды (“Дом Бернарды Альбы” Ф.-Г. Лорки), Рашель в “Вассе Железновой” М. Горького, отмеченные высоким социальным пафосом, острым психологизмом, гротесковыми отсветами. Сильной стороной актерской индивидуальности Терентьевой становится синтез психологического и игрового рисунка образа. Эксцентрика, игровая стихия, комедиантская инфернальность была присуща и ее “Свахе” (“Хелло, Долли!” Т. Уайльдера), и другой свахе - Фекле Ивановне (“Женитьба” Н. В. Гоголя), и Кукушкиной (“Доходное место” Островского, 1976).

Новым этапом, средоточием опыта и мастерства стала для актрисы работа над образом Толгонай в “Материнском поле” Ч. Айтматова (1980). Главной темой творчества Натальи Терентьевой становится духовная красота и сила человека.

В “Материнском поле” в полной мере раскрылось дарование Натальи Терентьевой – актрисы огромного, мощного темперамента. Свобода переходов от реального, земного, ничем не прикрашенного быта и состояния души – к иному измерению, к масштабному постижению мира, к символике и обобщению, переплетение романтического и реального, слияние вечного и быстротекущего, исторического, общечеловеческого и частного, легендарного и бытового, – вот измерение, в котором пребывала и существовала Н. Терентьева – Толгонай.

Актриса сыграла на Волковской сцене более 200 ролей. Однако ее актерскую судьбу нельзя назвать легкой и счастливой. Были и в ней трагические страницы, рожденные переломной эпохой, когда в запале “перестройки” актрису отстранили от театра и сцены, ибо она позволила усомниться в верности позиций, избранных тогдашним руководством театра. Терентьева – выстояла, не сломилась, и по существу заново, проявив гражданское мужество, сохранив творческую индивидуальность, после пяти лет вынужденного молчания вернулась на сцену в полном блеске своего актерского мастерства.

Сценическими событиями последних лет стали ее Генеральша (“Фома”- “Село Степанчиково” Ф.М. Достоевского, 1996), Турусина (“На всякого мудреца довольно простоты” А. Н. Островского, 1998), Бабушка (“Игрок” Ф. М. Достоевского, 2001), Софья Ивановна (“Рождественские грезы” Н. Птушкиной, 2001). Генеральша в “Фоме” по Ф. М. Достоевскому (постановка В. Боголепова) — центральное лицо всего спектакля, именно она организует вокруг себя сценическое пространство. Не бытовая маменька, не комедийная барыня, а инфернальная старуха из преисподней. Испепеляющий взгляд, невероятная энергетика! Безумная охранительница блудных детей, страж последних искр домашнего очага – она настоящая трагическая героиня. В “Игроке” Достоевского (постановка Р. Горяева) актриса в очередной раз демонстрирует победительное актерское обаяние, свойственную ее дарованию мудрую иронию. Эта гротескно-комическая русская Бабушка, барыня-самодурка, - симпатична, весела, отважна, стремительна и безоглядна, всех видит насквозь и производит фурор сверх меры. В финале Терентьева откроет - пробуждение человечности в своей героине, и умудряющий человека опыт поражения. Роль Софьи Ивановны (“Рождественские грезы”, постановка В. Боголепова) - критика назвала “поистине ювелирной”. Эта роль Терентьевой значительно шире того, что есть в пьесе. Ее героиня живет жаждой восстановить, гармонизировать, залечить нашу жизнь. Актриса создает особую пряность атмосферы, печальное очарование “света незакатного”, “вечернего света” насыщенной событиями и протяженной в истории человеческой жизни.

Роли Турусиной и Софьи Ивановны отмечены областными премиями “За заслуги в развитии театрального искусства” имени Федора Волкова за 1999 и 2001 год.

Н. И. Терентьева воспитала не одно поколение будущих актеров, прививая им культуру речи, высокого слова. С 1963 по 1976 гг. преподавала в Ярославском театральном училище, зарекомендовав себя прекрасным педагогом сценической речи.

Избиралась депутатом районного и городского Советов депутатов, на протяжении 23 лет бессменно была руководителем депутатской комиссии по культуре.

Как депутат, Наталья Ивановна Терентьева завоевала популярность среди ярославцев своей депутатской деятельностью. Она реально помогла получить жилье нуждающимся работникам культуры, разрешила многие конфликтные ситуации. Большим завоеванием депутата Терентьевой явилось открытие в Ярославле первой Детской Школы искусств.

Бессменный член Правления Ярославской организации СТД РФ, художественного Совета Волковского театра, актриса является наставником и добрым другом подрастающей в стенах театра молодой актерской смены. Она – совесть театра, строгий и мудрый советчик Волковского дома, активно отстаивающая верность сценическим традициям Русской театральной школы.

Любимица театрального Ярославля, Наталья Терентьева известна и в столице, и в городах России, и за рубежом. При всей непосредственности создаваемых характеров, актриса всегда остается глубоким, современным и умным художником, остро чувствующим Время. И в каждой роли идет до конца, не жалея творческих сил.

Уважение зрителей отдано не только талантливой актрисе, но Художнику, умеющему защищать свои гражданские и эстетические позиции, Честь и Достоинство русского актера и родного театра, человеку неповторимой индивидуальности, подлинной культуры.

На главную страницу раздела




Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры