история

спектакли

статьи


Сцена из спектакля


ХАКАССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ
ТЕАТР КУКОЛ "СКАЗКА" (г. Абакан)

Спектакли

Аарон Цейтлин
ЯКОБ ЯКОБСОН
режиссер - Евгний Ибрагимов

ЯКОБ ЯКОБСОН - КОРОЛЬ БРЮЧНЫХ ПУГОВИЦ ИЗ НЬЮ-ЙОРКА

Хакасский "Якоб Якобсон" - бесконечно грустный и тревожный спектакль. Он поставлен по пьесе совершенно неизвестного в России Аарона Цейтлина. Режиссер спектакля - Евгений Ибрагимов.

Евгений Ибрагимов: Это пьеса Аарона Цейтлина, еврейского драматурга, написавшего ее в 1930-м году в Нью-Йорке. Цейтлин - эмигрант, он родился в России, учился в Польше, потом уехал в Америку. Его пьеса только о человеке, на самом деле, потому что в пьесе Цейтлина нет Бога. Там нет Бога, и - зыбь. Там нет ничего жесткого под ногами. То есть, это корабль, потом - подводное царство, потом - это рай... Когда я прочел пьесу, то очумел совершенно.

Якоб Якобсон" начинается с выхода тапера - Игоря Окольникова. Одет он щеголем, в шляпе канотье и полосатых брюках. Его "здравствуйте" - единственное слово, которое прозвучит в спектакле.

- Для чего нужно было сделать кукол безмолвными?

Евгений Ибрагимов: В пьесе очень много текста: диалоги, монологи. Театр кукол не терпит многословия. Пусть кукла покажет то, что она умеет.

...А умеет она в спектакле Евгения Ибрагимова многое. Актеры Хакасского театра водят кукол виртуозно, и именно кукловождению не раз аплодировала публика во время показа спектакля на фестивале "Золотая маска". Сложные и абстрактные споры о борьбе идей, об отношении к войне, о пути, которым должно пойти человечество, режиссер сумел перевести в зрительный ряд. Вот среди обитателей пароходного трюма оказываются Ленин и Сталин. Сидят за одним столом, выпивают, а потом начинают плясать. Бьют чечетку, пускаются вприсядку. Сначала - вождь мирового пролетариата, потом другой; на столе, на пирамиде из табуреток. Заканчивается безумное "Яблочко" безумным инцидентом: вошедший в раж Сталин бьет табуреткой Ленина по голове и убивает его. Сюжеты почти из Хармса. Метафорическая версия смены власти доведена до абсурда. Это и есть, впрочем, театр абсурда.

Главный герой, Якоб Якобсон - бывший эмигрант и бедняк, а ныне - король брючных пуговиц из Нью-Йорка. Якоба Якобсона, скорее, примешь за музыканта, который развлекает на верхней палубе парохода публику. Одновременно существуют две ипостаси одного музыканта - живого человека, исполняющего живую музыку, и его уменьшенного отражения - куклы.

Сценография "Якоба Якобсона" находится в явном родстве со старинным вертепом, традиционно делившим мир на три части: вверху - рай, посередине - земля, внизу - ад. Только в вертепе все просто и ясно, там каждому воздается по заслугам. Рай прекрасен, и ужасен ад. В хакасском спектакле вместо тверди - палуба парохода. Ярусом ниже - тесный трюм. Матрос постоянно подвозит к топке тачку с углем, другой - подбрасывает в топку уголь. Сполохи огня - единственный источник света для многочисленных обитателей трюма, угрюмых и монотонно серых. В этот ад следом за женой, как Орфей, спускается главный герой, чтобы убедить и Люси, и всех прочих - начавшаяся война закончится мировой катастрофой. Единственное спасение - во владениях Властелина Вод. Там покой и гармония, там маленький Якоб Якобсон вместе с огромным подводным царем будут играть на арфах, но - недолго. Грохот боев проникает и на морское дно, туда падает сбитый белый самолетик, а в нем - мертвая Люси. Сцена, где на коленях у одной марионетки лежит другая, безжизненная, где у Якоба Якобсона трясутся от рыдания плечи - одна из самых пронзительных в спектакле. Якоб Якобсон остается единственным в мире живым существом, и его забирают в рай, чтобы превратить в нового Адама, от которого пойдет род человеческий.

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Детские и юношеские театры

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Ссылки