история

спектакли

статьи


БИЙСК

Статьи

А.В. Токарева,
Е.Р. Хлыновская

МОЛОДЕЖЬ И ИСКУССТВО

БИЙСК, Алтайский политехнический колледж

Молодежь и искусство, тем более искусство классическое - тема, о которой спорят люди разных поколений. Бесспорно лишь одно - искусство убеждает сильнее, чем слова и мнения других людей авторитетных, облеченных родительской и педагогической властью.

Первые попытки анализа кругозора в области искусства студентов нашего Алтайского политехнического колледжа в 2002 году дал невеселые результаты:

- у 50% студентов воспоминания о театре ограничиваются только детскими новогодними утренниками;

- более 90% никогда не были в концертных залах, не слышали "живого" звучания инструментов;

- дорогу в выставочный зал г. Бийска могут найти лишь 40% студентов.

Причины такой ситуации непросты, но, если помните, не желающий что-то делать найдет причину, желающий - средства что-то изменить.

Мы выбрали второй вариант, и в 2002-2003 учебном году в колледже начали работать три абонемента:

· театральный;

· музыкальный;

· музейный.

Конечно, важной, если не решающей, была поддержка преподавателей и директора, как материальная (перечисление средств за абонементы), так и организационная. Возьмем всего один пример: цена на премьерный спектакль в театре равна всей студенческой стипендии. По абонементу наши студенты платят всего 15 рублей. И это сумма поначалу для многих была едва ли не главным аргументом в принятии решения - быть или не быть - идти или не идти в театр.

За 5 месяцев после открытия театрального сезона мы посмотрели 6 спектаклей, а это почти 800 студентов-зрителей. В добавление к этому зав. литературной частью театра Ольга Анатольевна Мавруничева, человек, фанатично преданный театру, дала согласие на сотрудничество с нами, начав проведение экскурсии по истории театра, о театральных традициях, о театральном этикете.

В наших планах встречи с актерами, в частности, с актером Александром Никулиным буквально "сразившем" нас как зрителей в моноспектакле по пьесе Е.Гришковца "Как я съел собаку".

Мечтаем и о создании клуба любителей театра. О его необходимости говорят вот эти два отзыва о текущем театральном репертуаре.

"Я не хожу в театр, потому что считаю это напрасной тратой времени. Какой бы ни была игра актеров, я могу найти другое место, где получу большую духовную пользу. Отдельные спектакли я вообще считаю пропагандой пошлости и бескультурья, так как то, что всегда было свято, - унижается, а порочное демонстрируется и приветствуется". Это мнение студентки третьего курса, в будущем, возможно, члена дискуссионного клуба.

Продолжает спор тоже третьекурсница, смотревшая те же спектакли в этом году. "Возможно, бийские зрители разбалованы пьесами легкого жанра, в основном, комедиями, где присутствует полная беззаботность и легкость характеров и отношений. Но время не стоит на месте, все меняется, меняется и культура, как театральная, так и зрительская, причем в лучшую сторону.

Пьеса "Пигмалион" - спектакль психологический, где нужно вдумываться в каждую реплику, где постоянно идет психологический подтекст, а финал спектакля зритель додумывает сам. Хочется сказать "спасибо" режиссеру Сергею Бобровскому за этот шаг вперед.

Нам не с чем сравнивать спектакли Бийского драматического театра, так как он у нас единственный, а гастроли других коллективов достаточно редки.

Мы очень жалеем, что ушел в прошлое (хочется надеяться, что не навсегда) уникальный фестиваль "Театральная провинция" проводившийся в нашем городе один раз в два года. Да, он действительно, сейчас не под силу городскому бюджету, но ведь нельзя же похоронить такое нужное дело. Может быть, его можно проводить в краевом, а не Российском масштабе, до лучших времен, когда станет возможным прежняя его праздничность.

Сейчас в это трудно поверить, но в течение многих лет два учебных заведения - колледж и музыкальное училище - жили как будто в параллельных мирах, не пересекаясь. Все началось с малого - концерта исполнителей-вокалистов, посвященного дню рождения А.С. Пушкина в июне 2001 года. Для студентов технического колледжа это была сенсация, открытие земли неизведанной. Было удивительно, что в нашем городе живут такие талантливые ребята, а мы о них ничего не знаем. Почти два года шел поиск возможных путей сотрудничества, пока, наконец, в 2002 году не появился музыкальный абонемент "Филармонические концерты для учащихся". Первая же встреча в октябре стала ярким праздником исполнительского и вокального искусства.

"Давайте познакомимся" - так назывался этот концерт. Его программа была разнообразна: парад музыкальных инструментов и вокалистов сопровождался увлекательным рассказом из истории балалайки, баяна, скрипки, аккордеона, рояля. Вот какие отзывы дали 15-летние слушатели, впервые пришедшие в концертный зал.

"Больше всего мне понравилась скрипка. Она такая маленькая, но издает чудесные звуки, ее хочется слушать и слушать. После концерта у меня было очень хорошее настроение".

"Я ни разу не слышал живую музыку, а как же она все-таки прекрасна. Я услышал, что если скрипка звучит одна, она плачет, а если она звучит с каким-нибудь инструментом, например, с роялем, то музыка веселая. Сегодня звучание рояля соединялось со скрипкой и человеческим голосом, и это было просто сказочно. Я бы часто ходил на такие концерты, если бы их было больше".

По плану абонемента концертов было шесть, у нас есть право выбора, и если нам что-то интересно, то мы можем присутствовать на концертах по плану как детского, так и взрослого абонемента. На сегодня мы лишь в начале пути: театральный абонемент был более популярен, чем музыкальный. Возникла необходимость разобраться, подумать о причинах этого и спланировать их работу на следующий год, так как все уже сделанное подтвердило, что направление выбрано верное.

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры