история

спектакли

статьи


ЧУВАШСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ
ТЕАТР ИМ. К.В.ИВАНОВА

Статьи

ПУСТЬ ДУШУ РАСТРЕВОЖИТ СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ.

Интервью с Валерием Яковлевым.

- Спектакль "Свет далекого счастья" востребован и имеет успех. Чем же привлекла Вас пьеса начинающего драматурга Арсения Тарасова?

- Пьеса необычна по стилистике и языку. Жизнь героев сфокусирована в единой временной и пространственной плоскости. Мир живущих и мир ушедших рассматривается в единении и составляет необычный клубок взаимоотношений. Ничто не уходит бесследно. Человеческая судьба - объемное понятие. Если один причинил боль другому или, напротив, оставил в другом любовь, душа этого человека и после ухода будет тревожить, радовать или даже мешать жить. Персонажи переплетены в необычном философском клубке. Словом, в пьесе есть тайна, которую захотелось разгадать и воплотить на сцене.

- Спектакль, на мой взгляд, получился авторским. Вы сами поставили и оформили. Кстати, в последнее время вы часто сами оформляете свои спектакли. С чем это связано?

- В год театр выпускает пять спектаклей, а в штате всего один художник. Он физически не успевает оформлять все постановки, а приглашать Художника из другого города, не имея постановочных средств, нереально. Правда, на этот раз причина в другом: после прочтения пьесы у меня сразу возник визуально-предметный образ спектакля, и я решил оформлять его сам.

- Как вы распределяете роли? Какими качествами должен обладать ваш актер?

- Мой актер - эмоционально мыслящий. Он должен владеть не только профессией, - должен уметь соотносить исполняемую роль с реальной жизнью.

- Вы проповедуете школу психологического реализма. Как вы относитесь к молодым режиссерам, увлеченным исключительно поиском яркой и экспериментальной формы спектакля?

-Я никогда не чуждался поиска формы и стилистики спектакля. Хочется выстроить не только психолого-реалистическую жизнь на сцене, но придумать метафоричную и иносказательную формы спектакля. Правда, я далек от увлечения формой ради формы. В поисках исхожу из конкретного материала, для меня не менее важна выстроенность абсолютно достоверного и психологического существования актера-персонажа на сцене.

- Валерий Николаевич, в ваших спектаклях, особенно национальных, много образной символики: обрядовые танцы, загадочные предметы, ритуальные игры, жесты и т.д. В этом спектакле неоднократно обыгрывается колесо, большое и выразительное. Расшифруйте два момента: колесо катит Миккуль, и то же колесо катят женщины-духи, излучая мистическое сияние.

- Главный герой Миккуль катит его у себя во дворе от отчаяния и бессмысленности своего существования. Его колесо тяжелое, оно изъедено временем. А женщины-духи - они предвестники судьбы, у них функция иная. Для каждого персонажа один и тот же символ имеет свой смысл, зритель волен все это воспринимать как ему захочется.

- В спектакле параллельно показаны двое подростков, их тяготит бессмысленное существование взрослых - ругань, раздоры, пьянство. Они живут в придуманном мире фантазии и мечты. Павлик искренне верит, что Кетрин после смерти поселилась на голубой звезде. Обращаясь к ней, просит, чтобы Кетрин забрала его к себе. Суйкка живет в мире деревьев, она понимает язык природы и воображает себя тоненькой березкой. Вам не тревожно за них? Как они будут восприняты сегодняшними подростками?

- Думаю, неоднозначно. Нынешние подростки интересуются сексом, наркотиками. Но все-таки им не чуждо поэтическое восприятие жизни. Правда, в финале Павлик погибает. В его смерти сыграли роль три фактора: прошлые грехи родителей, его уход в выдуманный мир, третья причина - чисто национальная: нельзя тревожить души ушедших предков. Но мир Павлика - мир, дарящий доброту и любовь. И если хотя бы одна душа встрепенется и задумается над своей жизнью и иногда будет смотреть на звезды - разве этого мало?


Чебоксарские новости

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры