|
СВЕРДЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР
МУЗЫКАЛЬНОЙ КОМЕДИИ
Статьи
"ОТ ОПЕРЕТТЫ - К МЮЗИКЛУ И ДАЛЕЕ СО ВСЕМИ ОСТАНОВКАМИ" Всероссийская творческая конференция
Когда в концерте по случаю 70-летия Свердловской оперетты среди опереточных шлягеров зазвучала вдруг оперная ария, удивились только неискушенные зрители. Искушенные восприняли как должное, зная подоплеку сюрприза. Сегодня не редкость, когда театры музыкальной комедии перепрофилируются в музыкальные. Ставят оперный репертуар, поскольку собственно оперетта как жанр оказалась на рубеже столетий в весьма ощутимом кризисе. Подобно витязю на распутье: куда ж идти?..
Потому-то в рамках юбилейных торжеств Свердловской оперетты прошла Всероссийская творческая конференция "От оперетты к мюзиклу и далее со всеми остановками", в которой приняли участие представители практически всех российских театров этого жанра, а также театральные и музыкальные критики. Выбор Екатеринбурга для проведения всероссийского "круглого" стола был сделан с дальним прицелом. Здесь не только лучший в России театр жанра оперетты (это было общим мнением), который устами главного режиссера К. Стрежнева позволил "вести разговор о тенденциях и перспективах жанра даже на костях наших, уральских спектаклей". Но, кроме того, как сказали гости, Урал известен в России тем, что здесь губернатор и министерство культуры поддерживают самые рискованные творческие начинания и готовы вести любую, пусть нелицеприятную, но конструктивную в основе своей дискуссию.
В том числе - и о якобы "легком" жанре оперетты.
Александр КОЛЕСНИКОВ, кандидат искусствоведения, критик музыкального театра (Москва):
- Хотя страна многие годы жила в жанре оперетты единым репертуаром (как единая энергосистема), Свердловский театр выделялся тем, что очень рано начал "задумываться о себе": первым начал "наводить мосты" с западноевропейской опереттой (значит, осознавал себя не местечковым театром), первым начал инициировать создание современных оперетт на российскую тему, современных сюжетов.
И сегодня, даже работая с классикой, главный режиссер Свердловской музкомедии Кирилл Стрежнев пытается пробиться к понятию "современный театр".
Елена ЕЗЕРСКАЯ, редактор журнала "Музыкальная жизнь":
- В последние годы произошла ощутимая нивелировка театров музкомедии. Если раньше хотя бы некоторые имели "свое лицо" (скажем, в Свердловске была "труппа Курочкина", в Одессе - "труппа Ошеровского"), то сегодня везде примерно общее положение. Театры лишились звездности: в смысле - россыпи актеров-звезд. В труппах блистают два-три солиста. Везде примерно одинаковый характер трупп и социального положения актеров. Везде практически - отсутствие "подвижности", гастрольных выездов.
Я готовила для журнала материалы в рубрику "Биография театра". Вы представить себе не можете, каких редакторских усилий требовало, чтобы одна биография отличалась от другой, чтобы читатель хоть как-то, по каким-то "штрихам судьбы" отличал тот или иной театр. Они все похожи.
И с репертуаром - общая картина и общие тенденции. Если раньше театрам регламентировалось сверху: столько-то должно быть классики, столько-то - современных спектаклей, а вот - "процент" западных мюзиклов, то сегодня никто не спускает указаний сверху. Как же быть?
Для театра оперетты пишут сегодня два-три композитора, а их сил на всех не хватит. Театры выискивают купированные в советское время оригиналы классических произведений - и ставят как бы нечто обновленное. Существует, правда, и другая крайность - переделка классики "под современность".
А еще наметилась тенденция возвращения к советской оперетте (Свердловская музкомедия тоже поставила "Бабий бунт"). Ничего плохого в этом нет. Это наша "нетленка", и со своей интонацией искренности она адекватна нашему времени. Но в целом ощущение такое: у театров есть понимание, что надо куда-то двигаться, развивая жанр, и полное непонимание - куда и с чем. Выход? "Бороться и искать, найти и не сдаваться!". А если серьезно: в Новосибирске затевается ярмарка новых произведений для сцены - может, из этого что-то конструктивное получится.
Владимир КУЧИН, главный режиссер Оренбургского театра музыкальной комедии:
- Я бы хотел, чтобы министерство культуры России было министерством, а не предбанником в кабинете министров. К нему должны прислушиваться на государственном уровне. А пока что из министерства
Когда в концерте по случаю 70-летия Свердловской оперетты среди опереточных шлягеров зазвучала вдруг оперная ария, удивились только неискушенные зрители. Искушенные восприняли как должное, зная подоплеку сюрприза. Сегодня не редкость, когда театры музыкальной комедии перепрофилируются в музыкальные. Ставят оперный репертуар, поскольку собственно оперетта как жанр оказалась на рубеже столетий в весьма ощутимом кризисе. Подобно витязю на распутье: куда ж идти?..
Потому-то в рамках юбилейных торжеств Свердловской оперетты прошла Всероссийская творческая конференция "От оперетты к мюзиклу и далее со всеми остановками", в которой приняли участие представители практически всех российских театров этого жанра, а также театральные и музыкальные критики. Выбор Екатеринбурга для проведения всероссийского "круглого" стола был сделан с дальним прицелом. Здесь не только лучший в России театр жанра оперетты (это было общим мнением), который устами главного режиссера К. Стрежнева позволил "вести разговор о тенденциях и перспективах жанра даже на костях наших, уральских спектаклей". Но, кроме того, как сказали гости, Урал известен в России тем, что здесь губернатор и министерство культуры поддерживают самые рискованные творческие начинания и готовы вести любую, пусть нелицеприятную, но конструктивную в основе своей дискуссию.
В том числе - и о якобы "легком" жанре оперетты.
Александр КОЛЕСНИКОВ, кандидат искусствоведения, критик музыкального театра (Москва):
- Хотя страна многие годы жила в жанре оперетты единым репертуаром (как единая энергосистема), Свердловский театр выделялся тем, что очень рано начал "задумываться о себе": первым начал "наводить мосты" с западноевропейской опереттой (значит, осознавал себя не местечковым театром), первым начал инициировать создание современных оперетт на российскую тему, современных сюжетов.
И сегодня, даже работая с классикой, главный режиссер Свердловской музкомедии Кирилл Стрежнев пытается пробиться к понятию "современный театр".
Елена ЕЗЕРСКАЯ, редактор журнала "Музыкальная жизнь":
- В последние годы произошла ощутимая нивелировка театров музкомедии. Если раньше хотя бы некоторые имели "свое лицо" (скажем, в Свердловске была "труппа Курочкина", в Одессе - "труппа Ошеровского"), то сегодня везде примерно общее положение. Театры лишились звездности: в смысле - россыпи актеров-звезд. В труппах блистают два-три солиста. Везде примерно одинаковый характер трупп и социального положения актеров. Везде практически - отсутствие "подвижности", гастрольных выездов.
Я готовила для журнала материалы в рубрику "Биография театра". Вы представить себе не можете, каких редакторских усилий требовало, чтобы одна биография отличалась от другой, чтобы читатель хоть как-то, по каким-то "штрихам судьбы" отличал тот или иной театр. Они все похожи.
И с репертуаром - общая картина и общие тенденции. Если раньше театрам регламентировалось сверху: столько-то должно быть классики, столько-то - современных спектаклей, а вот - "процент" западных мюзиклов, то сегодня никто не спускает указаний сверху. Как же быть?
Для театра оперетты пишут сегодня два-три композитора, а их сил на всех не хватит. Театры выискивают купированные в советское время оригиналы классических произведений - и ставят как бы нечто обновленное. Существует, правда, и другая крайность - переделка классики "под современность".
А еще наметилась тенденция возвращения к советской оперетте (Свердловская музкомедия тоже поставила "Бабий бунт"). Ничего плохого в этом нет. Это наша "нетленка", и со своей интонацией искренности она адекватна нашему времени. Но в целом ощущение такое: у театров есть понимание, что надо куда-то двигаться, развивая жанр, и полное непонимание - куда и с чем. Выход? "Бороться и искать, найти и не сдаваться!". А если серьезно: в Новосибирске затевается ярмарка новых произведений для сцены - может, из этого что-то конструктивное получится.
Владимир КУЧИН, главный режиссер Оренбургского театра музыкальной комедии:
- Я бы хотел, чтобы министерство культуры России было министерством, а не предбанником в кабинете министров. К нему должны прислушиваться
на государственном уровне. А пока что из министерства только нам одни указания: зарабатывайте - иначе вас скупят, приватизируют. Да у нас и так уже - натуральное хозяйство: я сам вынужден готовить артистов даже для балета, потому что выпускники столичных училищ в провинцию не едут и не поедут.
Ну не может репертуарный театр быть рентабельным, это - не машина для зарабатывания денег! Театру нужна государственная забота. И репертуар театров - это проблема государства. Да и кадры - тоже. Свердловской музкомедии повезло: в ее истории три кита - художественных руководителя: Кугушев - Курочкин - Стрежнев. И сегодня этот театр на всем российском пространстве - вне конкуренции. В прочих же музкомедийных театрах - бесконечная череда руководителей, и у каждого - свое видение.
Знаете, в Австрии нет, например, министра культуры. Есть министр культурной политики. У нас должно быть так же. Должна быть культурная политика, в том числе - в отношении музыкальных театров.
Михаил САФРОНОВ, директор Свердловского академического театра музыкальной комедии, секретарь СТД России, президент Ассоциации театров Урала:
- Контрактная система, которая маячит у театров в перспективе, грозит ужесточением лимитирования системы финансирования театров. Иными словами: все, что ни заработаем, надо сдать государству, а там еще посмотрят, сколько нам вернуть. Какой в таком случае смысл мне как директору работать с меценатами?!
И какой смысл "творческому корпусу" фонтанировать идеями, придумывать постановки поинтереснее, если денег, образно говоря, дано на 100 гвоздей в декорации, а 101-й гвоздь - уже "не положено". Надо что-то экстренно предпринимать, выносить предложения на федеральный уровень, поскольку председатель СТД России Александр Калягин с секретарями готовятся к встрече с президентом России. Надо объяснить и президенту, что над репертуарными театрами России нависла серьезная опасность.
Матвей ОШЕРОВСКИЙ, режиссер, корифей и патриарх жанра музыкальной оперетты (Москва):
- Слушайте, в Московский театр оперетты сегодня страшно ходить. Это паноптикум. Что они сделали с "Сильвой", "Фиалкой Монмартра"! Это же халтура! Режиссуры - никакой. Впрочем, ее сейчас и в драматическом театре не стало, там тоже - кризис.
Но думаю, что эта "чернуха" - ненадолго. Оперетта не умрет, не может умереть, потому что она всегда про Любовь. Про чистую любовь, трогательные отношения. Мы раньше так и говорили: "Пойдем в оперетту - поплачем". Сюжет, отношения героев действительно трогали до глубины души. Я-то уж теперь не доживу до этого времени, но вы - доживете.
Юрий ГВОЗДИКОВ, художественный руководитель Красноярского театра музыкальной комедии (в 70-е годы работал в Свердловской музкомедии):
- При таких проблемах музыкальной комедии хорошо бы иметь хоть один фестиваль нашего жанра… Признаюсь: я, честно говоря, не знаю, как быть с этой классикой. "Веселая вдова", "Летучая мышь"… - иначе, как "музей", их ставить невозможно. Какая тут современность?! Но зритель это смотрит. И любит! С этим надо считаться.
А вообще, что бы мы ни говорили про оперетту, но даже в годы войны в Ленинграде, когда, простите меня, голодные люди съели всех собак и кошек, они ходили в оперетту. Мне рассказывала великая Богданова-Чеснокова, как они играли "Сильву" в промерзшем зале. Стены отпотевали. Артисты, выскочив за кулисы, отогревались возле "буржуйки" - и опять на сцену. И коченеющие зрители сидели в зале, и ни один не ушел.
Так что Господь не оставит - выцарапаемся.
Елена ТРЕТЬЯКОВА, профессор кафедры русского театра Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства, председатель экспертного совета национального фестиваля "Золотая маска":
- В жанре оперетты нет русской классики. Не согрел, значит, этот жанр наших авторов. И мы играем все больше про французов да австрийцев. А когда жанр в одних условиях игры - он заштамповывается.
То, что сейчас иные театры оперетты преобразуются в музыкальные, - по-моему, норма. Надо же куда-то двигаться. А все движутся по-разному: в зависимости от города, возможностей труппы, запросов зрителя. У меня лично нет ощущения тупиковости ситуации. Театры музкомедии модифицируются. Будем продолжать искать…
Строго говоря, Всероссийская творческая конференция "От оперетты к мюзиклу…" была рабочим совещанием, о котором стоило бы писать разве что в специальных журналах, если бы не предмет разговора. По большому счету, он шел ради Театра и нас, зрителей. Решая, казалось бы, узкопрофессиональные проблемы, практики музыкального театра озабочены прежде всего тем, с чем завтра они выйдут на сцену, какой будет любимая зрителем оперетта.
Областная газета
На главную страницу раздела
|
|