Н.В.Гоголь
ИГРОКИ
Режиссер - Александр Плетнев
В спектакле Калужского театра - яростное столкновение обманов, вознесение обмана в сферы, где реальность сходится с нереальностью, здешность с нездешностью, черт знает что, сапоги всмятку это и в "Игроках", и в "Мертвых душах", гениальная фантасмагория русской жизни, казалось бы, такой основательной, прочной... Игра и обман как основа существования. Все виртуозно рассчитано, кроме этого вот сапогов всмятку, потусторонних полетов, музыки сфер, неконтролируемых рассудком исчезновений. Артисты замечательно существуют на этой грани реальности и фантастики, были и небыли. (Версты)
Константин Щербаков
ФАНТАСМАГОРИЯ РУССКОЙ ЖИЗНИ,
ИЛИ САПОГИ ВСМЯТКУ
Калужский драматический театр показал на Малой сцене "Игроков" Гоголя в постановке Александра Плетнева. Игра и обман как основа существования. Яростное столкновение обманов, вознесение обмана в сферы, где реальность сходится с нереальностью, здешность с нездешностью, черт знает что, сапоги всмятку - это и в "Игроках", и в "Мертвых душах", - гениально провиденная Гоголем фантасмагория русской жизни, казалось бы, такой основательной, прочной, во всех своих фрагментах и параметрах устоявшейся.
Режиссер и художник Сергей Рябинин заставляют крохотную сцену, представляющую комнату в трактире, множеством дверей, образующих проходы и закоулки, где на виду у всех можно потеряться, раствориться, исчезнуть. Был помещик Глов, и нет его, тем более что и не Глов он вовсе, а так, пустое пространство. И чиновника Замухрышкина нету, хотя казалось - вот он, рукой подать, и не Замухрышкин это был вовсе, а Мурзафайкин... Почему остался с носом Ихарев, опытнейший, изощренный карточный шулер, толкнувшись в городском трактире с товарищами по способу добывания денег для езбедного существования? Он ведь все виртуозно рассчитал, расчислил, предусмотрел, кроме этого вот - сапогов всмятку, потусторонних полетов, музыки сфер, неконтролируемых рассудком исчезновений, явлений и той вдохновенной свободы, с какой Замухрышкин оборачивается Мурзафайкиным. Артисты замечательно существуют на этой грани реальности и фантастики, были и небыли, в особенности В. Логвиновский (Утешительный) и Е. Сумин (Замухрышкин).
Коллеги-критики говорили после спектакля, что исполнитель роли Ихарева С. Лунин - это готовый Чичиков. А ведь и вправду, как со всех сторон ловко придумал с мертвыми душами Павел Иванович, и не сухая ведь вышла схема, а с фантазией, с дерзостью, вызовом, поэзией даже, одного только не учел, да и как учесть это одно? То, что Ноздрев, который по нормальной логике должен был помалкивать в тряпочку, что пьяный Ноздрев на губернаторском балу заорет во всю глотку про мертвые души, а к этому прибавится слух, будто Чичиков собрался похитить губернаторскую дочку и для того скупает мертвые души, хотя какая тут связь - никому не сообразить, а в общем, "это выходит просто: Андроны едут, чепуха, белиберда, сапоги всмятку! это просто черт побери!.."
Театру, конечно, виднее, однако, похоже, "Игроки" - хорошее предисловие к "Мертвым душам".
…Были Гоголь, Салтыков-Щедрин, Сухово-Кобылин, Булгаков, теперь их нет. Но Россия осталась, при всей своей основательности, прочности, столь же подверженная зыбкости, непредсказуемости, фантасмагории. И это осталось: "Хитри после этого! Употребляй тонкость ума! Изощряй, изыскивай средства!.. Черт побери, не стоит просто ни благородного рвенья, ни трудов! Тут же под боком отыщется плут, который тебя переплутует! мошенник, который за один раз подорвет строение, над которым работал несколько лет!.. Такая уж надувательская земля!"
На главную страницу раздела