история

спектакли

статьи


КРАСНОДАРСКИЙ ТЕАТР БАЛЕТА
(ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ПРЕМЬЕРА")

Статьи

Исаак Гликман

ОКРЫЛЕННЫЕ ТВОРЧЕСТВОМ
О балете Д.Шостаковича "Золотой век"

Сцена из балетаОсенью 1930 года в Ленинграде на сцене бывшего Мариинского театра, носившего наименование ГОТОБ, был показан балет 24-летнего Дмитрия Шостаковича “Золотой век”. К этому времени он был автором всемирно известной Первой симфонии и оперы “Нос”. В качестве постановщиков балета выступили начинающие в ту пору талантливые хореографы В. Вайнонен, Л. Якобсон и В. Чесноков.

Но, несмотря на яркую, образную, блестящую музыку, в которой сочетаются юмор, сатира, гротеск с жизнерадостным пафосом, драматизмом и элементами лирики, несмотря на многие удачи хореографических решений, спектакль имел несчастливую сценическую судьбу, причина которой, по убеждению наиболее авторитетных критиков - современников “Золотого века”, крылась главным образом в либретто. О нем не было сказано ни одного доброго слова. Критики утверждали, что оно бессюжетно, бессвязно, фрагментарно, мозаично.

После кончины великого композитора Юрий Николаевич Григорович, давно мечтавший воплотить на балетной сцене его музыку, загорелся желанием поставить лежавший втуне драгоценный “Золотой век”. Он привлек меня в качестве соавтора нового либретто. Мы оба в полной мере сознавали трудности и художественную ответственность такой миссии, не забывая о тех требованиях, которые предъявлял к балетному жанру Дмитрий Дмитриевич.

Мы рискнули взяться за работу…

Само собой разумеется, что в первую очередь мы были озабочены тем, чтобы создаваемые нами ситуации, в которых действуют новые персонажи, соответствовали духу музыки в прямом и расширительном смысле.

Мы сохранили авантюрно-приклю-ченческую линию балета, но герои, ведущие ее, теперь были наделены новыми задачами и целями. Если в первой редакции безраздельно господствовала дивертисментность, то в событийную ткань нашего нового либретто включены лишь те дивертисментные номера, которые теснейшим образом связаны с развитием сюжета.

Мы сочли необходимым внести в структуру балета любовную тему, это обогатило структуру произведения.

Для драматургической разработки этой темы в партитуре оказалось недостаточно лирической музыки, и нам пришлось ее дополнить частичными заимствованиями из сочинений Шостаковича, хронологически близких периоду написания его балета. (Я очень хорошо знал Дмитрия Дмитриевича и смею думать, что в данном случае он бы отнесся к такому заимствованию вполне терпимо).

Мы оставили в неприкосновенности хронологию “Золотого века” - 20-е годы нашего столетия, но перенесли место действия из закамуфлированной, анонимной зарубежной страны, лишенной какой бы то ни было национальной окраски, в один из наших южных городов, воссоздав его общую атмосферу и бытовой колорит. Название балета “Золотой век” мы сохранили по многим соображениям.

Оно с давних пор существует в литературе, посвященной творчеству Шостаковича, закреплено за исполняющейся симфонической сюитой из балета. В новом либретто это название полностью вбирает в себя тот иронический подтекст, которым его наделил в музыке композитор. Широкое понятие “Золотой век” адресовано и принадлежит одноименному фешенебельному ресторану. В нем наряду с разнообразными “потребителями жизни” нашли себе место опасные оборотни, активные носители зла, с которыми вступают в нелегкую, но победоносную борьбу положительные герои нашего либретто.

Балет в постановке хореографа Ю. Григоровича был впервые показан в Москве, в Большом театре, в 1982 году, а ныне, возрожденный к жизни в новой сценической редакции, открывает первый сезон обновленного Музыкального театра Краснодарского краевого государственного творческого объединения “Премьера”

В 1996 году Краснодар наряду с Москвой, Парижем, Санкт-Петербургом, Омском, Нижним Новгородом был городом, где проходил масштабный фестиваль “Дмитрий Шостакович и мировая музыкальная культура”. В качестве председателя жюри был приглашен выдающийся русский хореограф Юрий Григорович. Он познакомился тогда с небольшим ансамблем классического балета, существовавшим в Краснодарской “Премьере” с 1992 года, и осуществил постановку сюиты из балета “Золотой век” Д. Шостаковича.

Самоотверженность, старательность краснодарских артистов, а также уровень организации и ответственности коллектива “Премьеры” убеждают Григоровича в возможности дальнейшего сотрудничества. Труппа, получившая высокую худо-жественную задачу, очень быстро начала совершенствоваться и крепнуть. В Краснодаре состоялись премьеры балетов - “Лебединое озеро”, “Щелкунчик”, “Жизель”, “Раймонда”, “Дон Кихот”, “Спартак” и “Ромео и Джульетта” в постановке Юрия Григоровича.

Сегодня в Краснодарском театре балета 80 танцовщиков. Это коллектив, точно ориентированный на академическую традицию русского балета. Быстрый набор высоты - сложного репертуара и убедительной профессиональной формы - случай сам по себе довольно редкий. Обычно это длительный процесс, на него уходят годы, десятилетия. Но молодой коллектив не принимает концепции долгого развития. Окрыленный успехом у земляков, а также у зрителей Франции, Испании, Португалии, Италии, Японии и других стран, где он гастролировал, Краснодарский театр балета продолжает напряженно трудиться, стремительно накапливать опыт познания большой хореографии и большого стиля.

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры