|
ПЕРМСКИЙ ТЕАТР ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ
 Статьи
Александр Нетов
СКОМОРОХОВО ПЛЕМЯ
Пермский ТЮЗ в эпоху среднего возраста
Театр что человек: со своими радостями и бедами, взлетами и падениями, рождается, растет, учится и стремится к вершинам. И, как человек, переживает этапы, что жизнью определены. Кризис среднего возраста в том числе.
Пермскому театру юного зрителя сорок лет. Отнюдь не юбилейная дата. Более того, мужчины, говорят, сорокалетие не отмечают, не принято. А Пермский ТЮЗ, безусловно, театр мужской, "отцовский": не знающий искушений кокетства и привыкший правильно делать свое дело, не реагировать на капризы судьбы. Дело этого театра в особом отношении к жизни, им отражаемой. Прислушиваясь и присматриваясь к ней, он не остается старомодным, но предпочитает достоинство и обстоятельность во всем - в выборе репертуара, в диалоге с залом, в самом способе - тоже традиционном подготовки и показа спектаклей. Поселившись где-то в середине собственной жизни в старинном особняке, некогда принадлежавшем городскому голове Перми, он не признает хай-тека: в каминных фойе натерты полы и блестят изразцами камины, сцена вычищена до блеска, программки в руках зрителей не сияют глянцем, а выходу актеров на сцену предшествует серьезный и глубокий разбор пьесы. Образно выражаясь, традиционный бифштекс здесь предпочитают новейшим кулинарным изыскам, чашку крепкого чая - пепси-коле, а из одежд выбирают те, в которых приметен строгий, классический крой. Что ж, на то он и возраст - сорок лет, - чтобы быть не мальчиком, но мужем.
Возглавляющий труппу театра вот уже 22 года Михаил Скоморохов, кажется, больше всего о возрасте и думает. И как не думать, если театр детский, а мы там, в детстве, и формируемся. Сказать, что в своих маленьких зрителях Скоморохов видит зрителей "больших" - значит, сказать половину.
Таких режиссеров, кто не заигрывает с детьми, но, играя с ними, уважает в них и личность и индивидуальность, немало. Тех, кто умеет делать наоборот - открывать в почтенной публике дремлющие детские черты - единицы. Своим разновозрастным зрителям Скоморохов не отдает предпочтений, единственное предпочтение его жизни - это театр, который по амплитуде контрастов - драматургических, режиссерских, актерских - столь же богат по составу, сколь богат и человек - в первую очередь зритель.
Скоморохов любит и ценит серьезную драматургию, и выбор пьес у него не бывает случайным. Более того, спектакли разных лет в его режиссуре "рифмуются" между собой, друг друга продолжают и развивают. Так было, скажем, с тетралогией, состоявшей из "Кандида" Вольтера, "Вишневого сада" Чехова и "Вальпургиевой ночи" В.Ерофеева и с проведенной через них темой сада, который надлежит возделывать каждому, даже если сад продан и проросшие в нем деревья оказались... прикроватными спинками в палате психиатрической лечебницы, куда заточают ерофеевского поэта-диссидента. Или другой триптих - о творчестве, о таинстве рождения образа, музыки, любви - в спектаклях "Шесть персонажей в поисках автора" Л. Пиранделло, "Берлиоз" С. Коробкова и "Актерская погибель" по произведениям Чехова...
Два или три года назад от Скоморохова, который бережно взращивал свой театр, ушли четыре актера. Владимир Шульга, который сыграл в Пермском ТЮЗе все главные роли - от князя Мышкина до Ричарда III, поехал искать лучшей доли в Москву. Александр Смирнов, с блеском игравший поэта Гуревича в "Вальпургиевой ночи" и две его партнерши - в КВН, который, оказывается, не устоял перед искусами коммерции и перестал быть делом любительским, требуя актерской "полной гибели всерьез". Репертуар практически рухнул. Актерский курс, набранный незадолго до этого Скомороховым в Институте культуры и искусства, к тому, чтобы войти в труппу, готов еще не был. Скоморохов ни на кого не обиделся, никого не обвинил и повел себя так, как ведут себя нормальные родители: дети выросли и бросили отчий дом, что неизбежно. Поворчал, поискал советчиков, позвал в Пермь вахтанговца Евгения Князева на роль Берлиоза и снова стал работать.
"Земную жизнь пройдя до половины" его театр вновь обрел уверенность и спокойствие. А сам глава племени сочинил спектакль, полный любви и нежности к собственным детям, "Актерская погибель". Его и поставили в афишу на день рождения театра.
На главную страницу раздела
|
|