история

спектакли

статьи


Сцена из спектакля


Сцена из спектакля


Сцена из спектакля


Заслуженный деятель
искусств России
Вячеслав Гвоздков


САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ
ИМЕНИ М.ГОРЬКОГО

Спектакли


Ф.М.Достоевский
УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ
Сценическая композиция по одноименному роману
Режиссер - В.Гвоздков

По мастерству разработки авантюрного сюжета, сюжетной тайны Достоевскому нет равных в мировой литературе. Режиссер Вяч. Гвоздков распутывает самые сложные психологические узлы страстей и интересов. Удивительно точно воссоздана атмосфера Петербурга Достоевского, вписаны в образное решение спектакля концерт для альта с оркестром А.Шнитке, прекрасная сценография, элегантные черно-серо-белые костюмы Владимира Фирера. Центр разгадки всех тайн и удача спектакля - князь Валковский, владеющий скрытыми пружинами интриг, ведомый своей потаенной философией в исполнении Народного артиста России Владимира Борисова.


Светлана Хумарьян

ЯЗЫКОМ ВЗБУДОРАЖЕННОЙ СОВЕСТИ.
"Униженные и оскорбленные" Ф.М.Достоевского.

По мастерству разработки авантюрного сюжета, сюжетной тайны Достоевскому нет равных в мировой литературе. Он распутывает самые сложные психологические узлы страстей и интересов. Театр услышал написанные “языком взбудораженной совести” (И. Анненский) мысли автора, предостерегающего от распада морали, от унижения достоинства человека, которое страшнее любых физических мук.

Спектакль поставленный Вячеславом Гвоздковым в традициях русского реалистического театра, удивительно точно воссоздает характеры героев, их жизненную философию. В атмосферу Петербурга Достоевского вписываются и концерт для альта с оркестром А. Шнитке, и аскетичное, образное оформление, прекрасные, элегантные черно-серо-белые костюмы Владимира Фирера.

Центр разгадки всех тайн в “Униженных и оскорбленных” - князь Валковский, в руках которого все скрытые пружины философии и действия. На его совести гибель дочери Смита, разгадка происхождения Нелли, разорение и позор семьи Ихменевых, разбитая жизнь Наташи. Состоялся он и в спектак-ле. Народный артист России Владимир Борисов красив, аристократичен, умело носит благородную маску, за которой скрывается негодяй, циник, интриган. Режиссер и исполнитель не торопятся обнажать его суть. В первой сцене, когда князь приходит к Наташе попросить ее стать женой Алеши, чистые и честные Иван Петрович, Наташа, Алеша, Марена, а вместе с ними и зрители, покорены обаянием и благородством князя. Только мизансцены выстроены так, чтобы было видно, как важно князю произвести самое благоприятное впечатление на известного в обществе литератора Ивана Петровича. Второй приход князя к Наташе значительно приоткрывает его интригу. И уже только в сцене с Иваном Петровичем “откровения” князя, его “душевный стриптиз” являют его подлинное лицо. Оказывается, для него одним из самых пикантных наслаждений всегда было “обласкать, ободрить какого-нибудь вечно юного Шиллера и потом вдруг, сразу огорошить его... из восторженного лица сделать ему гримасу”. В “сладострастии низости” князь в этой ключевой сцене, одной из лучших в спектакле, раскрывает перед Иваном Петровичем сокровенное и обычно тщательно скрываемое. За последние годы это самая яркая, внутренне разнообразная и тонкая работа В. Борисова.

Бесспорной творческой удачей спектакля стал дебют молодой актрисы Анастасии Светловой в роли Наташи. Красивая, со “сверкающими очами”, способная взглядом опалить, как пишет Достоевский о любимых женских персонажах, она обладает выразительным, волнующим голосом, подлинным драматизмом и художественной интуицией. Вторая фабула романа - история Нелли - выстроена по принципу “романа тайн” авантюрно-детективного плана.

У Достоевского каждое человеческое существо является самоценным, для него не существует неинтересных людей. Вот Филипп Филиппович Маслобоев, школьный товарищ Ивана Петровича, ставший сыщиком, до этого и в доктора поступал, и в учителя словесности, о Гоголе статью написал. Живет “вполпьяна”, но не без сердца. Именно он помогает Ивану Петровичу вытащить из притона Нелли и распутать ее историю. Большой по объему и таящий в себе действенную пружину спектакля монолог Маслобоева виртуозно исполняется заслуженным артистом России Александром Амелиным и делает труднейшую сцену одной из лучших в спектакле.

Спектакль “Униженные и оскорбленные” явился определенным художественным итогом Вячеслава Гвоздкова и его работы в Самарском театре. Опираясь на опыт и мастерство лучших актеров, он сумел сформировать новую, красивую, перспективную труппу, работающую в едином ансамбле и объединенную общностью задач. Судя по тому, как зрительный зал воспринимает спектакль, замирая и боясь пропустить слово, спектакль театру удался.

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры