история

спектакли

статьи


Сцена из спектакля
"Кавказский меловой круг, или знатный ребёнок"
Аркадий Чхеидзе - Л.Шапошников


Сцена из спектакля
"Кавказский меловой круг, или знатный ребёнок"
Князь Казбеги - народный артист России Б.Заволокин


ТУЛЬСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. ГОРЬКОГО

Спектакли


Бертольт Брехт
ЗНАТНЫЙ РЕБЕНОК,
или
КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ
Романтическая притча в 2-х действиях

В спектакле живет карнавальная стихия, яркая притчевая форма, пряный аромат грузинской артистичности, грусть и надежда, живописная бедность и чарующая музыкальность, высокая патетика, сочный юмор и нежнейшая лирика…


Вячеслав Банников

ЛЕЗГИНКА ПОД ВИСИЛИЦЕЙ

…В начале спектакля Певец Аркадий Чхеидзе рассказывает старинное предание о тяжбе двух женщин за право называться матерью маленького Михаила и о судьбе Аздака, мудро разрешившего спор, начертав мелом круг, за пределы которого женщины должны были тянуть к себе мальчика. С этой истории и начинается спектакль. (Постановщик спектакля Александр Попов добавил к названию еще и “Знатный ребенок”: во-первых, так называется одна из частей пьесы, во-вторых, чтобы уйти от сиюминутности кавказской темы)…

На память приходит библейская притча о царе Соломоне, нашедшего способ распознать истинную мать младенца. Брехта привлекла более поздняя тоже древняя, китайская притча о меловом круге, с помощью которого судья установил правду. Певец ведет свой рассказ, и на сцене развертываются события давно минувших лет.

Белый задник сцены, словно лист древней книги с рваными краями (сценография Бориса Ентина), высвеченный на нем меловой круг, столбы с перекладинами и петлями виселиц на них - в подробных бытовых деталях притча не нуждается.…

В напряженных дра-матических коллизиях, в пересечении сюжетных линий раскрывается удивительное разнообразие характеров: проявления душевного благородства, отзывчивости, сострадания к чужим бедам - и черствости, нравственной глухоты, и то и прямой жесткости; чистого бескорыстия - и жадного стяжательства; непоколебимой верности и трусливого предатель-ства; всепоглощающей любви - и лютой ненависти.

Брехтовский “эпи-ческий театр”… Певец - Леонид Шапошников виртуозно балансирует на грани эпического повествования о былом - и участия в действии.

А его фраза “Страшен соблазн сотворить добро” становится лейтмотивом спектакля.

Мария Попова так проживает происходящее с ее Груше, что, кажется, одолевает следу-ющую ступень к тому, чтобы вырасти в большую трагическую актрису. Аздак - Михаил Матвеев - один из самых загадочных образов.

И дело не только во внешней характерности, в исковерканной, нелепой фигуре, в карикатурности облика. Перед нами гротеск самого высокого класса. Аздак Матвеева - праведный грешник или грешный праведник - из тех парадоксов бытия, что только и могут принести лучик надежды в мир. По ходу спектакля зал не раз взрывается аплодисментами. Временами заливается смехом. А временами зрители, не таясь, смахивают слезы.

Участник трагических событий спектакля - виселица. Действие спектакля разворачивается на мрачном фоне: портал сцены изображает виселицу, и виселица преследует героев на всем протяжении спектакля. Но в финале она отступает перед буйством лезгинки.

Лезгинка - праздник жизни. Праздник животворящего начала. Праздник детства, которое бессмертно в каждом человеке. И все же после праздника остается тревога. Тревога, которую заронил в нас Певец, рассказавший горькую и светлую притчу…

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры