
Сцена из спектакля "Кавказский меловой круг,
или знатный ребёнок" Аркадий Чхеидзе -
Л.Шапошников

Сцена из спектакля "Кавказский меловой круг,
или знатный ребёнок" Князь Казбеги -
народный артист России
Б.Заволокин
|
ТУЛЬСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. ГОРЬКОГО
 Спектакли
Бертольт Брехт ЗНАТНЫЙ РЕБЕНОК, или КАВКАЗСКИЙ МЕЛОВОЙ КРУГ Романтическая притча в 2-х действиях
В спектакле живет карнавальная стихия, яркая притчевая форма, пряный аромат грузинской артистичности, грусть и надежда, живописная бедность и чарующая музыкальность, высокая патетика, сочный юмор и нежнейшая лирика…
Вячеслав Банников
ЛЕЗГИНКА ПОД ВИСИЛИЦЕЙ
…В начале спектакля Певец Аркадий Чхеидзе рассказывает старинное предание о тяжбе двух женщин за право называться матерью маленького Михаила и о судьбе Аздака, мудро разрешившего спор, начертав мелом круг, за пределы которого женщины должны были тянуть к себе мальчика. С этой истории и начинается спектакль. (Постановщик спектакля Александр Попов добавил к названию еще и “Знатный ребенок”: во-первых, так называется одна из частей пьесы, во-вторых, чтобы уйти от сиюминутности кавказской темы)…
На память приходит библейская притча о царе Соломоне, нашедшего способ распознать истинную мать младенца. Брехта привлекла более поздняя тоже древняя, китайская притча о меловом круге, с помощью которого судья установил правду. Певец ведет свой рассказ, и на сцене развертываются события давно минувших лет.
Белый задник сцены, словно лист древней книги с рваными краями (сценография Бориса Ентина), высвеченный на нем меловой круг, столбы с перекладинами и петлями виселиц на них - в подробных бытовых деталях притча не нуждается.…
В напряженных дра-матических коллизиях, в пересечении сюжетных линий раскрывается удивительное разнообразие характеров: проявления душевного благородства, отзывчивости, сострадания к чужим бедам - и черствости, нравственной глухоты, и то и прямой жесткости; чистого бескорыстия - и жадного стяжательства; непоколебимой верности и трусливого предатель-ства; всепоглощающей любви - и лютой ненависти.
Брехтовский “эпи-ческий театр”… Певец - Леонид Шапошников виртуозно балансирует на грани эпического повествования о былом - и участия в действии.
А его фраза “Страшен соблазн сотворить добро” становится лейтмотивом спектакля.
Мария Попова так проживает происходящее с ее Груше, что, кажется, одолевает следу-ющую ступень к тому, чтобы вырасти в большую трагическую актрису. Аздак - Михаил Матвеев - один из самых загадочных образов.
И дело не только во внешней характерности, в исковерканной, нелепой фигуре, в карикатурности облика. Перед нами гротеск самого высокого класса. Аздак Матвеева - праведный грешник или грешный праведник - из тех парадоксов бытия, что только и могут принести лучик надежды в мир. По ходу спектакля зал не раз взрывается аплодисментами. Временами заливается смехом. А временами зрители, не таясь, смахивают слезы.
Участник трагических событий спектакля - виселица. Действие спектакля разворачивается на мрачном фоне: портал сцены изображает виселицу, и виселица преследует героев на всем протяжении спектакля. Но в финале она отступает перед буйством лезгинки.
Лезгинка - праздник жизни. Праздник животворящего начала. Праздник детства, которое бессмертно в каждом человеке. И все же после праздника остается тревога. Тревога, которую заронил в нас Певец, рассказавший горькую и светлую притчу…
На главную страницу раздела
|
|