история

спектакли

статьи


ВОРОНЕЖСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. А.КОЛЬЦОВА

Статьи

Валерий Барабашов
писатель

РЕЦЕНЗИЯ. "ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СПЕКТАКЛИ ДРАМАТИЧЕСКОГО!.."

В Воронеже завершился очередной театральный сезон.

В Кольцовском театре он особый. В нынешнем году отмечается 200-летие театра.

Своими зрительскими впечатлениями делится писатель Валерий Барабашов.

Что за прелесть спектакли Воронежского академического театра драмы им. А.Кольцова! После осточертевших кино- и телебоевиков, пожаров и наводнений, беглых солдат, падений самолетов и вертолетов, зверских убийств и студийных шоу-расследований, словно в чистую реку погружаешься, попадая в мир настоящего театрального искусства. О нашем драмтеатре, которым руководит народный артист России лауреат Государственной премии Анатолий Иванов, пишут много и охотно - как местная, так и столичная пресса. Внимание это заслужено и оправданно: спектакли никого не оставляют равнодушными. Я не ставил перед собой задачу написать рецензию, тем более на все спектакли, в этом нет нужды, большинство из них живут на сцене не один год, но два новых для меня - "Вечно живые" Виктора Розова и "Ненормальная" по пьесе Надежды Птушкиной - словно встряхнули, оставили в душе глубокий след. А "Вечно живые" стали неким нравственным и художественным камертоном. Постановка "Вечно живых" - не излишне будет об этом напомнить - в мае нынешнего года получила награду на Межгосударственном фестивале "Славянские театральные встречи", проходившем в Брянске, в номинации "Гран-при". Спектакль, выражаясь современным языком, и в самом деле классный во всех смыслах. Это - пронзительно рассказанная на сцене правда жизни. Игры актеров, как таковой, не замечаешь, они растворились в своих персонажах настолько естественно и убедительно, что видишь перед собою конкретных людей того, военного времени, хорошо понимаешь их психологию, мотивацию поступков, жизненные ориентиры.

Война - серьезное испытание как для страны в целом, так и для отдельных ее граждан. Борис (арт. Ю. Смышников) идет на защиту Родины добровольно, он сообщает об этом своим родным буднично, будто отправляется на смену на завод. Марк (Р.Слатвинский) остается в тылу за взятку. Военные хирурги Федор Иванович (В.Блинов) и его дочь Ирина (С.Поваляева) самоотверженно борются за жизни раненых бойцов, тыловые же приспособленцы, продавщица Нюра (В.Юрова) и некий снабженец Чернов (С.Карпов) делают на несчастии страны "свой маленький бизнес", живут не тужат.

Нет смысла пересказывать известную пьесу патриарха отечественной драматургии В.Розова. Многие помнят фильм "Летят журавли" с А.Баталовым в главной роли, снятый по "Вечно живым". Кольцовский театр является вполне достойным партнером знаменитого автора. Я не бывал на репетициях у Анатолия Иванова, не знаю, как работает с актерами, как строит мизансцены, но вижу на сцене поразительный результат - Правду, чувствую само Время.

Можно брать любой спектакль, поставленный самим Анатолием Ивановым или его учениками, вспоминать персонажей и каждый из них восстанет в памяти совершенно индивидуально.

История, рассказанная Надеждой Птушкиной в пьесе "Ненормальная", в общем-то, банальна: женское одиночество, нереализованное материнство и мужское, обеспеченное существование, лишенное, увы, истинного семейного счастья.

В пересказе пьеса выглядит скучно. Но постановщик Анатолий Иванов и актеры, заслуженные артисты России Надежда Леонова и Сергей Карпов сделали из пьесы захватывающее эмоциональное зрелище, тактично и в то же время смело вторгаясь в сложнейшей внутренний мир человека. Леонова мастерски передает сложнейшую гамму чувств своей героини: любящая, она добивается ответной любви, чтобы это чувство передалась потом ребенку. Обнажив душу, Она и Его заставляет глянуть на себя и мир другими глазами, протестуя против противоестественности одиночества. Героине Надежды Леоновой веришь безоговорочно, сочувствуешь ей и сопереживаешь. Это и есть признак высокого искусства.

И еще: "Ненормальная" - изящный и внешне легкий спектакль, таким он поначалу воспринимается. Но на фоне этой кажущейся простоты и легкости - глубинные философские мысли, сердечный строй актерского повествования.

Да, театр пробуждает в нас, зрителях, добрые чувства своим сердечным, высокопрофессиональным искусством, добрым взглядом на мир, искренним стремлением, если уж не переделать нашу нынешнюю жизнь, то хотя бы чуточку облегчить ее. Театру сложно бороться с монстрами идеологического воздействия на зрителя - современным кино, телевидением, видеопродукцией. Но коллектив Воронежского театра драмы борется - из вечера в вечер, из сезона в сезон, из года в год. И одерживает победу за победой в этом незримом и тяжком поединке.

Коммуна, 27 июля 2002г.

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры