история

спектакли

статьи


ВОРОНЕЖСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ
ТЕАТР ДРАМЫ ИМ. А.КОЛЬЦОВА

Спектакли


М.Булгаков
ЗОЙКИНА КВАРТИРА

Вячеслав Лютый

Анатолий Иванов поставил на сцене Воронежского драматического театра им. А.Кольцова знаменитую "Зойкину квартиру" Михаила Булгакова. Пьеса трудная, и ее прошлое сценическое воплощение резко расходилось с главным художественным мотивом драматурга: новая жизнь - уродлива и беспощадна, старая жизнь ушла, а то, что от нее осталось сейчас, - изменило всему прежнему и превратилось в пошлость и ничтожество. Булгаков настойчиво подчеркивал в определении жанра "Зойкиной квартиры" трагический акцент. К сожалению, этот изначальный трагизм или не замечался вовсе, как это было в 1930-е годы, или переносился на судьбу конкретных персонажей пьесы, что весьма характерно уже для нашего времени. Стоит сказать определенно: ни одно из действующих лиц этой булгаковской "трагической буффонады" - "трагикомедии" - "трагифарса" не воспринимается писателем как личность: все они - ничтожные люди, существующие внутри изломанного времени, никто из них не достоин авторской любви и уж тем более этим фигурам не по плечу - трагизм. В "Зойкиной квартире" трагическим оказывается образ нормального мира, в котором возможна любовь, верность, жертвенность и благородство. Этих черт в картинах пьесы категорически не найти, напротив всячески подчеркнуто обратное: жадность, беспринципность, жестокость, пошлость. Трагическое здесь - фигура умолчания, сыграть ее почти невидимый облик неимоверно трудно. Однако именно в таком прочтении этой, как будто "заземленной", булгаковской вещи, и содержится главная, истинная задача, которую необходимо решать режиссеру-постановщику.

К сожалению, современная воронежская версия "Зойкиной квартиры" - декоративно-яркая, пышная в наглядной безвкусице сценического оформления, которое, кстати сказать, очень точно соответствует образу "веселой и нехорошей квартиры", - почти совсем свободна от этой сосущей сердце тоски по нормальному, божескому устройству мира. Замечательные характерные актерские работы: С.Карпов - Аметистов; В.Зайцев - Аллилуйя; В.Потанин - Херувим - радуют глаз, восхищают, смешат… Однако за всем этим тщательно вытканным сценическим полотном, увы, не найти почти забытого хода к Богу - где было бы возможно выплакать безутешные тайные слезы и глубоко вздохнуть о настоящей, не поддельной жизни.

На главную страницу раздела






Театры



Новости, анонсы

Художественная культура провинции

Феномен театральной провинции

Фестивали - Провинция и Столица

Театральные школы провинции

Звезды провинциальной сцены

Творческие лидеры провинциальных театров

Феномен больших гастролей

Публика и театр

Издано в провинции

Словарь театра

Антракт

Детские и юношеские театры