ФЕНОМЕН БОЛЬШИХ ГАСТРОЛЕЙ
Alёna Батьковна
ТОСКА ПО "ТОСКЕ"
Нечасто в наш город приезжают музыкальные театры, привозя произведения мировой классики, поэтому многочисленные афиши, извещавшие о семидневных гастролях Астраханского государственного музыкального театра, не могли оставить равнодушными меломанов. "Тоска", "Иоланта", "Евгений Онегин" - всего было заявлено три оперы, две из которых волгоградцы раньше могли видеть на сцене "Царицынской оперы", "Тоска", которой нет в репертуаре ни одного из двух наших музыкальных театров, а значит, увидеть её было интересно вдвойне… Увы, по техническим причинам финансового характера гастроли были сокращены всего до трёх дней - и одной оперы.
Именно "Тоска" Джакомо Пуччини в постановке режиссёра Михаила Панджавидзе, уже знакомого по спектаклю "Снегурочка" театра "Царицынская опера", была представлена волгоградцам в первый день. К сожалению, программки к этому моменту привезти из Астрахани не успели, как не успели и смонтировать экран для бегущей строки с синхронным переводом (опера исполнялась на языке оригинала), поэтому зрителям, особенно не знакомым с произведением, приходилось прилагать большие усилия, чтобы вникнуть в происходящее на сцене.
Первое действие оперы происходит в церкви Сант-Андреа делла Вале - по замыслу режиссёра, видимо, находящейся в состоянии реставрации: невзрачные серые тона, статуя Мадонны, женский портрет (если это тоже Мадонна, то почему она - блондинка с распущенными волосами, открытой грудью и без младенца?), страшная деревянная стремянка, как будто действительно принесённая со стройки, и хлипкая решётка капеллы… На этом фоне, почему-то наводящем на мысль о больших финансовых проблемах театра, и разворачивается первое действие, являющееся завязкой трагедии: по очереди появляются сначала преступник Анджелотти, затем прислужник, художник Каварадосси (Анатолий Нестеров) и, наконец, Флория Тоска (народная артистка Татарстана заслуженная артистка России Елена Михайлова, уже немолодая, с несколько расшатанным, но всё же сильным и довольно интересным голосом) - дама нескромной комплекции и ухватками скорее валькирии, нежели Тоски. Увы, в очередной раз, говоря о спектаклях, проходящих на сцене музкомедии, приходится повторять одну и ту же фразу: "Оркестр оглушил". Единственными персонажами, которым удавалось на равных состязаться с ним за право быть услышанными - это Тоска и её возлюбленный. Обладатель же не слишком большого голоса, баритона с глухим тембром Скарпиа, которого пел "хедлайнер гастролей" Николай Решетняк (солист московского театра "Новая опера"), в этой битве скорее проигрывал - особенно это было заметно слушателям, которым "посчастливилось" сидеть в первой половине партера. И только перебравшись в антракте почти на Камчатку, где баланс между оркестром и голосом несколько выравнивался, можно было оценить несомненно высокий уровень вокального мастерства этого артиста. Второй акт был ярким контрастом первому - серо-белые тона сменились чувственными красно-коричневыми, а аскетичный минимализм "реставрируемой" церкви - без малого роскошью убранства, подходящей более личному рабочему, чем изображаемому казённому служебному кабинету. Именно во втором акте можно заметить довольно интересные режиссёрские находки, необычный подход к работе с пространством сцены - и в сцене допроса Каварадосси Скарпиа, когда можно не только услышать голос Тоски, но и увидеть контуры её тела, словно вознесённого над землёй, и в сцене разговора Тоски со Скарпиа, когда шкаф исполняет роль потайной двери, периодически открываемой, чтобы мы могли воочию увидеть страдания пытаемого в камере Каварадосси и понять, что любящая женщина не могла поступить иначе, чем поступила Тоска... Есть здесь и улыбка режиссёра, тоненькая ниточка, связывающая второй и третий акт: в начале второго Скарпиа использует перо в качестве дротика, запуская его в одну из фривольных картин, а в третьем уже Тоска хватает его же, обычно гусиное перо, чтобы показать, как она заколола кинжалом Скарпиа.
Третий акт, вернувший нас в серо-белое оформление сцены, оставил всё же больше вопросов, чем ответов. Не говоря уж о комично смазанном финале. Видимо, ставя эту оперу, режиссёр меньше всего думал о том, кто будет исполнять партии и как будет выполнять задуманное им. Представьте - немолодая "дама приятной наружности и вот такой окружности", повернувшись к зрителям спиной, наклонилась, задрала юбки и… подогнув ноги, героически-неуклюже рухнула куда-то вниз! Вольности в постановке были и до этого момента (чего стоят хотя бы дети-хористы, разучивающие с педагогом какие-то вокальные партии - и это в храме, где происходит ремонт?), так неужели нельзя было изменить традиционному бросанию вниз с башни?
И всё же, всё же… Если вспомнить о том, что мы не сидим перед экраном телевизоров, включенных на канале "Культура", а находимся в зале театра своего отнюдь не столичного города, то нельзя не признать, уровень спектакля очень неплох. Не говоря уж о том, что "живой" спектакль всё равно априори лучше записи.
И именно в этом контексте было интересно пообщаться на пресс-конференции с директором Астраханского государственного музыкального театра, являющегося почти ровесником нашей "Царицынской оперы". Впрочем, и проблемы у них, как оказалось, вполне похожие…
Астанин Михаил Владимирович (директор ГАМТ): Скажу сразу - нет, государство нам не помогает. Театр существует в основном за счёт собственных средств. Но я считаю, что нельзя думать: "А, как пройдёт - так и пройдёт, наши ведь тоже неплохие…" - и экономить на солистах. Когда приезжает артист из ведущего театра России - это своего рода мастер-класс для тех артистов, которые работают в театре. Это, естественно, большой плюс для зрителя, который не только слышит, как этот артист поёт, но и видит, как он демонстрирует своё мастерство… Всё это в конечном итоге даёт статус театру. В последнее время практически на каждом большом спектакле у нас работают солисты из ГАБТа, Новой оперы и других крупных театров. Самый знаменательный визит был в рамках фестиваля - к нам приезжал Басков, пел Ленского в "Евгении Онегине". Как пел? Я считаю, что нормально, хотя на этот счёт со мной многие могут со мной и не согласиться. Публика… Не буду кривить душой - в основном зрители шли на самого Баскова.
-Признайтесь, его гонорар не перекрыл все ваши доходы?
М. Астанин: Вы будете смеяться, но он приехал вообще без гонорара. Нам повезло, что художественный руководитель нашего театра - дирижёр Большого, народный артист России Владимир Павлович Андропов - в очень дружеских отношениях с Николаем. Поэтому когда он пригласил Баскова бесплатно спеть в "Онегине", тот не отказался… А 26-го июня у нас, кстати, закрытие сезона - будет "Борис Годунов", и на три основные партии приезжают три артиста Большого театра…
-Михаил Владимирович, что вы думаете о проекте правительства о реформировании театров, ставящем под угрозу само понятие "провинциальный театр"? Может, правы те, кто говорит, что достаточно будет организовать "театры на колёсах", которые будут нести высокое искусство в широкие народные массы?
М. Астанин: У нас самый большой зал в городе, и на его сцене часто проходят концерты и спектакли антреприз, которые поставят спектакль на двух актёров с именем и, говоря сленговым языком, делают "чёс" по всем городам России. Качество этих спектаклей ужасное. И когда говорят, что надо делать антрепризные театры и возить их показывать - я считаю, что это просто абсурд. Почему в Москве и Питере всегда с удовольствием ходят на спектакли провинциальных театров и получают удовольствие от их постановок? Потому что они видят, что это действительно интересно!
М. Романовский (директор Волгоградского муниципального музыкального театра): Всё это направлено на то, чтобы уничтожить культуру в целом. Какой бы ни был театр - пусть даже Большой или Мариинский - может приехать на гастроли максимум на неделю, а что делать зрителям всё остальное время? "Дом - 2" смотреть? Люди с образованием и интеллектуальным потенциалом должны иметь возможность регулярно посещать театр. У нас же вместо того, чтобы созидать, предлагают разрушить. А ведь если бы не было замечательной театральной провинции (в хорошем смысле этого слова), которой пользуются обе наши столицы, то не было бы спектаклей, которые сегодня становятся лауреатами Золотой маски, других национальных премий, не было бы и фестивалей, которые проходят в разных регионах России - и в том числе в нашем городе.
М. Астанин: Где-то лет десять назад стали как грибы появляться эти маленькие частные театры. Тогда это было интересно - открыть свой собственный театр и показать что-то такое новое, необычное, своеобразное. А что из всего этого вышло через пять лет? Понятно же что никто выжить самостоятельно не сможет…
Хорошо бы, чтобы эти немудрёные истины понимали не только директора театров, но и люди, которые будут решать, где поставить запятую в приговоре "Казнить нельзя помиловать", выносимом нашей провинциальной культуре. Которая всё же, как ни крутите, остаётся культурой - то есть антонимом слову "бескультурие"…
Вечерний Волгоград
На главную страницу раздела
|
|