ФЕНОМЕН БОЛЬШИХ ГАСТРОЛЕЙ
Маргарита Ваняшова
Статья первая
ТЕАТР, КОТОРЫЙ ХОРОШО ПРОДАЕТСЯ
Феномен Больших Гастролей возрождается
Ставка на шоу, или сохранение репутации театра?
Гастроли Самарской драмы! В памяти старых театралов - приезд Самарской драмы в конце 60-х в Ярославль - с блистательной Верой Ершовой, Николаем Засухиным, отцом и сыном Демичами, молодым и элегантным Петром Монастырским. Прежде Большие Гастроли создавали театру имя. Если у театра был хороший творческий багаж, слава о нем бежала по всем городам и весям. Два театра, Волковский и Самарский, по тем временам шли схожими путями. Общность театральных школ, родственные корни, превосходные актерские труппы - равновеликие в своих достижениях. Спектакли потрясали публику глубиной психологических переживаний, тем настоящим реализмом без берегов, который вечен во все времена.
Самара и Волковский в сентябре поменялись сценами. Кажется, феномен Больших Гастролей возрождается. Но есть и отличия. Прежде русская и мировая классика была визитной карточкой театра. И самарцы, и волковцы (не по наущению ли самарцев?), взяли на гастроли всего лишь по одному спектаклю из русской классики. Волковцы - "На всякого мудреца…", самарцы - "Доходное место" Островского. Оба спектакля - с уже приличным театральным возрастом.
Самара своих старейшин - национальное достояние в Ярославле не представляет. Наши народные - Наталья Терентьева и Владимир Солопова во всем их блеске предстали в "Мудреце" (постановка А. Кузина), открыв гастроли 20 сентября именно Островским. Могли бы взять наших "Волков и овец" в постановке А. Попова, "Бешеные деньги" (режиссер С. Яшин)… Но волковцев уверили - публика в Самаре уже отучена от настоящей классики.
ЯРОСЛАВЛЬ КАК ДОХОДНОЕ МЕСТО
Что явилось визитной карточкой Самарской драмы? Коммерческие шоу, зрелища далеко не духовного свойства. Театр делает ставку именно на шоу, на эффект, на представление чисто развлекательного свойства… Художественный руководитель театра Вячеслав Гвоздков на пресс-конференции не скрывал главного намерения - Ярославль - доходное место, здесь можно получить как минимум, миллион. Ставка на то, что Самарский театр хорошо продается и показывает товар не только лицом. Если театр играет в стрип-шоу
("Lady's Night"), то танцевальные номера группы "Горячие парни" сделаны первоклассно. Если создает "имперский спектакль" - о Моцарте и Сальери в эпоху императора Иосифа ("Амадеус"), то спектакль истекает имперской роскошью. Ну, а Александр Николаевич Островский - драматург отнюдь не имперский, хоть и остросовременный. На "Доходное место" зритель не ломился. В зале много пустых кресел. Зритель, по всей вероятности, считал, что "Доходное" - скучная старая песня о главном: жить бедно, но честно невозможно… Это вам не "Мужском стриптиз"("Lady's Night") не "№ 13", не "Особо женатый таксист" Рея Куни, где в зале яблоку негде упасть. Время изменилось!
Первые три спектакля Самарской драмы - об одном. О Доходном месте в жизни каждого. Неважно, кто ты, важен выбор и способ желанной добычи. Это может быть стриптиз, где считают баксы, а может, и служение Императору, избранное прагматиком Сальери ("Амадеус" ведь тоже о приоритетах, и там считают флорины, и Моцарта ломают, превращая в обывателя), или жизнь, ставшая сплошным трактиром (как в "Доходном месте") - и там все время считают, пересчитывают рублевые купюры…
А ТРУСИКИ КАК ЧУДЕСНЫЙ ПРИЗ
В Москве "Lady's Night" - самый аншлаговый спектакль. В Самарской драме "Lady's Night" поставил итальянец Паоло Ланди, сценография и свет - питерцы Глеб Фильштинскийо и Владимир Фирер. Играют ведущие мастера сцены - народная артистка России Жанна Романенко, заслуженные артисты Владимир Гальченко, Александр Амелин, Олег Белов… История о том, как шестеро безработных друзей решили организовать группу стриптизеров, которая будет доводить до неистовства женскую аудиторию ночных клубов, и исполнили свою мечту, став настоящими супер-героями - весьма популярна в нынешних зрительских кругах.
"Мужской стриптиз требует тренировки и шлифовки. Отнеситесь к нему серьезно и вдумчиво. Отрепетируйте раздевание дома перед зеркалом, и только тогда, когда убедитесь, что процесс снимания одежд в вашем исполнении эстетичен, не вульгарен и действительно возбуждает, выносите яркий спектакль на суд… Вот, например, сексапильные трусики. С ними спешить не надо. Кульминацию следует чуть растянуть. Повращайте задом, потом чуть приспустите трусы… Насладитесь произведенным эффектом и только потом ловко сорвите с себя трусики и бросьте их как чудесный приз, как своеобразный аванс, за которым последует нечто восхитительное и страстное…."
Такими текстами о мужском стриптизе, набирающем в России невероятную скорость, ныне заполнен Интернет. Очень похожий текст пронизывает весь спектакль "Lady's Night".
В начале спектакля как яркий зазыв дан профессиональный эпизод стрип-шоу. Актер Артур Ягубов появляется в роли танцора-стриптизера Бадди Волша. Пластика, обаяние, тренированность заставляют поверить, что перед нами не драматический актер. Но Ягубов актер Самарской драмы. Лучшее в спектакле - его эстрадно-концертные, но не драматические номера. На драму сил не достало ни у авторов, ни у режиссера. Пьеса и не претендует на серьезные конфликты. Один из самарских зрителей с горечью отметил: "Не по себе становится, когда трясут своими телесами вполне уважаемые актеры, не так давно блестяще игравшие русскую и зарубежную классику". Ярославские зрители - не ханжи. Умные понимают, что дело вовсе не в стриптизе (зрителя дурачат, легко озорничая). Спасает спектакль от пошлости ирония, которой исполнено все зрелище. Нам показывают вовсе не стрип, а игру в "стрип". Смотрите, и мы можем это делать!
"Горячие парни" ироничны прежде всего по отношению к себе. Ирония заложена и в пьесе - в стриптизеры идут явные неудачники - супертолстяк-тяжеловес (Александр Амелин), дистрофик (Алексей Фокин), ветеран-инвалид "горячих точек" (Виталий Жигалин), закоренелый интеллигент (Владимир Гальченко).
А далее в течение трех, порой довольно утомительных часов, парни разбираются друг с другом, рефлексируют по поводу "обнаженки", репетируют, одолевают семейные неурядицы, мечтают о грядущих "баксах"… И зритель тоскует, переживая затянутые "психологические" сцены спектакля. Особенно те, где жены, презревшие своих безработных мужей, разбираются с мужьями. Ирония заключена и в том, что женские роли бледны и малоинтересны (за исключением неповторимой Жанны Романенко - секретаря и машинистки стрип-группы). Наверное, это женское несчастье, свалившееся на мужиков, и превратило их от отчаяния в стриптизеров. Режиссерский трюк заключается в финальном оглушающем стрип-шоу. Оптика меняет парней. Калеки и дистрофики, интеллигенты, уроды и моральные инвалиды на глазах изумленной публики в этом профессиональном и эффектном каскаде номеров трансформируются в ладных, элегантных, действительно, горячих парней. Сбрасывают трусики, вот вам чудесный приз, оставаясь в полосках… На секунду, на миг, тут же поглощенный тьмой, "супер-герои" обнажаются полностью - веселые, раскрепощенные…
Эта мысль - об освобождении и раскрепощении человеческого в человеке брезжила - и в герое Александра Амелина, и в герое Олега Белова. И могла стать ведущим мотивом спектакля. Но, к сожалению, не стала. Основная мысль, терзающая каждого: "Стрип" - Доходное Место. Способ добывания денег. "Money! Money! Money!"- затмевают все и вся. Жены слетаются на баксы, к денежным и ныне уважаемым мужьям, как пчелы на мед. Поцелуи в диафрагмы, счастливые рыдания. Публика неистовствует.
Ярославль
Сентябрь 2005
Маргарита Ваняшова
Статья вторая
НА СКВОЗНЯКЕ ВСЕЛЕННОЙ
Размышления о настоящем лице Самарской драмы
Перед началом спектакля мы разговариваем с художественным руководителем Самарской драмы, заслуженным деятелем искусств России Вячеславом Гвоздковым. Гастроли проходят успешно. Гвоздков признается, что спектаклями "Lady' Night", "№13", "Особо женатый таксист" он хотел эпатажно "заманить" публику. И заманил! Но в Ярославле, как и везде, - разные виды и категории публики. Одним нужен стриптиз, другим - подавай настоящую драму. "Такой публики неизмеримо меньше", - грустно констатирует Гвоздков. - И в Самаре, и в Ярославле. Думаю все-таки, что театр недооценил ярославцев не привезя ни чеховскую "Душечку", ни "Пиковую даму". Попытки уважаемого Вячеслава Алексеевича всерьез выдать "Мужской стриптиз" за верное средство классовой борьбы, а известную комедию Рея Куни "№13" - за политическую сатиру, направленную против ловеласов-парламентариев можно расценить лишь как отважную шутку.
К чести настоящего ярославского зрителя, публика разобралась в репертуаре и сразу назвала наиболее интересные спектакли Самарской драмы - прежде всего "О мышах и людях" Дж. Стейнбека - с превосходным дуэтом Александра Амелина и Виктора Мирного и актерским ансмаблем. Оригинально, но спорно решено "Доходное место" Островского, поучительна попытка Гвоздкова прорваться к проблемам современности к спектакле "Ребята, я к Вам!", дискуссионен "Амадеус"… Высокой оценки заслуживают сценографы.
И, бесспорно, звездный мужской состав труппы - Александр Амелин, Владимир Борисов, Владимир Гальченко, Олег Белов, Алексей Фокин, Виктор Мирный, Федор Греков…
КОЛЕСО СУДЬБЫ И ТРАКТИР ЖИЗНИ
"Юноша бледный со взором горящим", с"идеалами" явится на авансцене. Его кредо: "Жить бедно, но честно". "Как я буду молчать, когда на каждом шагу вижу мерзости? Я еще не потерял веру в человека"… Он пытается отстоять свои принципы, но силы заведомо неравны. Есть богатый дядюшка, он прямо-таки навязывает племяннику доходное место. "Ухватись за него, да и ступай. И чины, и ордена, и всякие угодья, и дома… Дух захватывает!" Не хочет Жадов (Алексей Фокин), чтобы дух захватывало. Хочет жидким чайком довольствоваться.
Жить честно, и с принципами хочет другой герой Фокина - в спектакле "Ребята, я к Вам!" - искалеченный современной войной Саша. И у него есть богатый "дядюшка" - из новых русских, отец его возлюбленной. А воли - побольше, чем у Жадова…
Востребована ли ныне честность и порядочность, или "уволена за выслугой лет"? - спрашивает театр нынешнего зрителя. Вопрос этот звучит по-своему - и в "Амадеусе". Современная молодежь призыв "Жить бедно, но…" поднимет на смех. Ученые отмечают - основная проблема современной России - не коррупция, а отсутствие моральных ценностей в обществе, размытость всех критериев о добре и зле.
В современных спектаклях по пьесам Островского не обличают - ни хапуг, ни взяточников. Юношей "бледных", с "идеалами" - презирают. Взяточниками восторгаются: они "деловые", им завидуют - вот вам рецепты новейшего изготовления, как надо жить... Времена другие. Из гоголевского "Ревизора" сегодня бесповоротно ушла тема страха чиновников перед каким бы то ни было ревизором, ибо никто сегодня не боится, - ни ревизоров, ни Божьей Кары. Может ли быть живой в "Доходном месте" та квинтэссенция правды, которую прежде страстно желал услышать зритель?.. Мир перевернулся, и вот уже монологи Чацкого - смешны, ибо Молчалины давно и уверенно блаженствуют на свете, а мечтания Пети Трофимова в "Вишневом саде" разумеется, - нелепые "глюки" недотепы. Что же говорить об "идеалах" Жадова в "Доходном месте"? Кому нужны сегодня мораль и проповедь?..
Режиссер Вениамин Фильштинский (Петербург) строит спектакль на развернутой метафоре - жизни как большого трактира. Трактир с музыкальной шарманкой. Золотой павлин расправляет сверкающие крылья, дразня и соблазняя. А внутри мистической Машины-шарманки вертится Колесо Судьбы. Трактир жизни - обжорство, разгул. Слаженный Хор мальчиков-половых. Виртуозно расставят стулья, раскинут белоснежные шелковые скатерти, оценят возможности клиента, поднесут, чего изволите… Трактир - государство в государстве со своей иерархией. Бедному чиновнику Жадову подадут на грошик жидкого чаю, а он, стыдясь бедности (!), не пожалеет последней полтины "на чай"!… Алексей Фокин нисколько не сочувствует и не сострадает своему герою, лишая его последнего обаяния. Этот Жадов изначально сломлен, лишен привлекательности. Каменеет в упертости, смотрит в одну точку… Отверженный, нищий, озлобленный подкидыш, выброшенный из жизни... Единственный жест протеста - герой бешено колотит в стенки музыкальной машины, пытаясь достучаться ответа на безмолвный вопрос у Золотой Птицы Счастья - павлина с феерическими крыльями, но Золотой Молох безмолвствует. Сцена трагического крушения Жадова - его опьянения и внутреннего слома блестяще решена в ритме сумасшедшего пьяного танца.
Жадов сдается вопреки драматургу Островскому. Зрители аплодируют, одобряя отречение Жадова от собственных идеалов. Тот, прежний Жадов был невыносим, скучен и зануден. И прекрасно, - восклицает зритель, что его спускают с лестницы. К нам, грешным, в зрительный зал, где много таких, как этот герой… Вдруг видишь сходство "Доходного места" и наших "Бешеных денег" (постановка С.Яшина) - в единстве темы и вопроса: "А за что тебя даром любить?" - и в "Доходном месте", и в "Бешеных деньгах"- с поразительно схожим Хором мальчиков-счетоводов, мальчиков-половых. В общем принципе постановки, где лучшие эпизоды - шоу, эффект… Зрители на стороне дядюшки Вышневского (Владимир Борисов), интеллигентного, весьма похожего на руководителя нынешнего департамента. Чиновники за столом - мелкие и верткие, как тараканы, прохиндеи, жулики и просто уголовные элементы. И неожиданное открытие театра в финале: хозяин трактира - и есть главный мафиози трактира-жизни. Прижимисто отбирает у половых выручку, брезгливо отдавая каждому свой пай.
"Доходные места" розданы, дядюшка покинул сей мир, Жадову нет места в трактире, и его выбрасывают с лестницы, из жизни - в пустое пространство. Он еще пытается бормотать узнаваемое: "Пока свободою горим, пока сердца для чести живы…", но и Пушкина - туда же, на свалку древностей - за ненадобностью… Скучно мы живем, господа!..
"Век расшатался", - помним мы слова Гамлета. Эта шаткость бытия, неблагополучия мира в целом - лейтмотив спектакля "Амадеус" (режиссер Валерий Гришко).. Спектакль истекает роскошью, четыре занавеса поражают богатством золота. В золоте и пышности кринолинов утопают дамы, в золоте, позументах и пудреных париках ходят все персонажи спектакля. Зрительный зал пронзает чувство гигантской катастрофы, крушения великого мира. Новый мир приносит дух разнузданного хищничества, распада устоев, всеохватывающего, правящего бал цинизма. Шеффер и театр провокативны от начала до конца. Режиссер спектакля Валерий Гришко, следуя логике автора, дискредитирует Моцарта нарочито, перегружая его телесными шалостями и плотскими утехами, дурной лексикой (гению можно двадцать раз сказать "задница") Зритель недоумевает: -Почему Моцарт - пошлый шутник? Задача Сальери - низвести Моцарта до уровня обывателя, неудачника, лишить его свободы творчества и земных наслаждений. И это ему удается. У Пушкина высший критерий искусства и человечности совпадают. У Шеффера - нет. Мысль о неизбежном торжестве "небесталанной посредственности" последовательно транслируется в зрительный зал. Вдохновение и воодушевление Моцарта - лишние в нынешнем мире. Они подорваны обстоятельствами. Иногда кажется, что актер Олег Белов, играя своего Моцарта, пытается одолеть авторскую и режиссерскую волю, овладеть свободой импровизации, до последней секунды жизни смеясь над моделью сальерианского мира: тоника-доминанта, тоника-доминанта... Моцарт-Белов способен даже из трагического крика извлечь мелодический строй и гармонию…
МЕЖДУ ЧАШЕЙ И ГУБАМИ…
Пьесу Андрея Кутерницкого "Между чашей и губами" взяли к постановке сразу несколько российских театров, она идет в Челябинске, Туле, Тольятти и Оренбурге. Название самарской версии - "Ребята, я к вам!" придумано Вячеславом Гвоздковым, которого привлек внутренний трагизм истории юноши, вернувшегося калекой после службы в Чечне. Мои опасения, что театр, беря во многом несовершенную пьесу, будет нещадно эксплуатировать тему страдания сына-инвалида и его родителей (если не спекулировать на ней), к счастью, не подтвердились. Гвоздков и актеры работают жестко и честно. В этом спектакле много достойных актерских работ (Александр Амелин, Виктор Мирный)… Но от глаз, взгляда, безмолвных вопросов Александра, Саши (Алексея Фокина) - не освободиться, не убежать, не спрятаться. Он весь перед вами, с трепещущим сердцем, выжженными нервами. Он тоже Моцарт - с крылатой душой, блестящим умом, иронией, легкостью, фантастической пластикой, способностью покорить Эверест, Космос, Мировой Океан, завоевать мир, если откликнется любимая… Ведь, как сказал поэт, только влюбленный имеет право на звание человека. Есть у Саши - Алексея Фокина сложнейший монолог, крик сердца, обращенный к Небу, к Создателю… Сродни пронзительному крику-взысканию-вопрошанию Иова: - За что несправедлив Создатель?.. По силе звучания эта сцена у Фокина поднимается до напряженнейших и трагедийных высот Достоевского. Фокин тяжесть монолога держит, подобно Атланту. И девушка-мечта, и мир отбрасывают героя за ненадобностью. Вместо возлюбленной - юная простодушная проститутка. Вместо Эвереста - стылая, заснеженная крыша мансарды. Двое - на сквозняке Вселенной… -Ты представь себе вместо меня-калеки любимого киноартиста, - говорит ей Саша. - Леонардо ди Каприо, - тут же откликается девушка. Кажется, вечная любовь возносит двоих возлюбленных к вершинам счастья… Но корабль называется "Титаник"…
Фокин выйдет на поклон с глазами, полными слез. Трудно оставаться актером в этой истории. Художник оплакивает судьбу своего героя. Его Саша всматривается в зрительный зал, ловя сострадание и любовь, которых он так и не узнал в жизни, бросившись вниз головой со своего Эвереста-Титаника…
Северный Край, сентябрь 2005
На главную страницу раздела
|
|