МУРАВЕЙНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
21 октября в Иванове открывается юбилейный уже пятый по счету фестиваль театров кукол "Муравейник". Об особенностях этого фестиваля и интересных премьерах Илья Лапшин разговаривает с художественным руководителем ивановского Театра Кукол Еленой Ивановой
- Мы встречаемся с Вами фактически за две недели до старта фестиваля, но делаем это совершенно умышленно, Вы ведь на днях уезжаете в Москву на открытие другого тоже традиционного фестиваля, который устраивает театр кукол имени Образцова. Насколько я знаю у Вас произошла интересная история с участием в этом фестивале. По регламенту Вы не имели права на участие, потому что показывали свой спектакль в прошлом году, но для Вас сделали исключение, так понравилась Ваша новая работа?
- Это тоже сыграло свою роль. Дело в том, что для любого театра и не только российского, очень престижно попасть на этот фестиваль. Он теперь раз в два года проходит в Москве, и на прошлом фестивале мы показывали спектакль "Сказки братьев Гримм". В этом году устроители фестиваля не хотели приглашать те театры, которые были на пролом фестивале. Театров большое множество и работ интересных и талантливых тоже немало. Но в мае, услышав о нашем новом спектакле "Играем в рыцарей", устроители попросили у меня пленку с записью этого фестиваля. Не надеясь ни на что, мы эту пленку отдали в Москву, и через месяц получили приглашение на участие в фестивале. Сначала нашу работу поставили на третий-четвертый день фестиваля, а буквально недавно было решено, что мы этим спектаклем будем открывать фестиваль. Это безумно приятно для нас, это наша большая гордость, но я думаю, что это получится очень масштабное зрелище и для московского зрителя, потому что в спектакле сейчас занята почти вся труппа театра, что сегодня происходит достаточно редко.
- Чем важна для Вас поездка в столицу, желанием удивить зрителей новой работой или набраться опыта организации подобных форумов перед своим фестивалем, хотя казалось бы как раз опыта Вам уже и не занимать?
- Действительно, фестиваля для того и делаются, чтобы других посмотреть и себя показать. Что касается организации фестиваля, то, конечно, образцовский фестиваль безумно масштабный. Там присутствует более сорока театров, к нам же на "Муравейник" приедут одиннадцать театров. Все это, конечно, зависит и от средств, которыми располагают организаторы фестиваля.
- Этим как раз и можно объяснить, что ивановской фестиваль проводится только раз в два года, проблемы чисто в организационном плане, или просто стараетесь качественнее проводить отбор участников?
- Совершенно верно. Дело в том, что рождение какого-то сверхнового спектакля дело довольно нечастое в театрах. Создание спектакля, который можно привести на фестиваль, дело очень кропотливое. Я думаю, что в нашем решении проводить фестиваль каждые два года определенная логика есть. Сегодня критерии отбора на наш фестиваль очень жесткие. Если раньше мы просто приглашали коллективы, чтобы они почтили своим вниманием нашу затею, то теперь мы очень придирчивы. Наш фестиваль правда уникальный. Он - единственный в Центральный России. который проводится регулярно, у него теперь обширная география. Приезжают из Дальнего Востока, Краснодара, Минска.
- Более жесткий отбор, это результат каких-то неудачных работ, представленных на прошлых "Муравейниках"?
- Конечно, были слабые работы, во-вторых, если тратить деньги спонсоров, то имеет смысл показать те спектакли, которые в последние два года уже имели и зрительский интерес, и отзывы критики. Свою публику мы должны испытывать хорошим искусством.
- Получается, что каждые два года у Вас разная тематика фестивалей, в 99 году была пушкинская тема, два года назад в основном были представлены моноспектакли спектакли, с участием одного двух актеров, теперь, как я понимаю, Вы хотите показать лучшие спектакли разных театральных коллективов?
- Конечно, мы всегда хотели, чтобы спектакли были последних лет, но в этом году у нас следующее условие. Участниками нашего фестиваля могут быть только те театры, которые сами организовывают фестивали, просто устроители фестивалей это, действительно, сильные театры, от этого уже никуда не денешься. В Краснодаре, например, существует нашумевший фестиваль "Арт визит", В хмельницком проводится международный фестиваль, в Минске есть международный белорусский фестиваль. Все театры будут показывать свои работы в Иванове. Я думаю, в этом году программа будет просто очень интересная и для зрителей, и для критиков, и для нас участников. Между фестивалями мы, как всегда будем вести критическую лабораторию, то есть, будем обсуждать спектакли. Все это проходит в крайне доброжелательной атмосфере и на высоком профессиональном уровне. У нас фестиваль такого рода, что мы не делим места, это снимает атмосферу напряженности, и каждый человек в теле фестиваля чувствует себя очень органично.
- Камерность прошлого фестиваля не оправдала себя, ведь наверное. чтобы достичь настоящего контакта со зрителем только условия камерности мало, надо еще иметь соответствующий актерский состав?
- У нас в прошлом году все получилось очень хорошо. Сегодня многие театры ставят камерные спектакли, во многом это обусловлено и финансовыми проблемами, и проблемой вообще существования театров в России.
- Вы знаете приходилось читать много интервью с актерами других театров, не поверите, но в каждом разговоре они вспоминают участие в ивановском фестивале. За восемь лет получается Вы смогли придать фестивалю такое признание, сами Вы как оцениваете свое детище, если взять для сравнения популярность кинофестивалей. Вы уже Канны, Москва, Берлин или Венеция?
- Скромничать, конечно, не надо. Но смысл упомянутых Вами фестивалей предполагает завоевание каких-то мест. Бурление публики внутри таких фестивалей во многом от этого и зависит, вы же знаете, что призы выигрывают не всегда самые лучшие. Наш фестиваль славится другим - атмосферой. Мы уже приобрели огромный опыт организации подобных форумов. В 1995 году было очень трудно преодолевать организационные моменты, сейчас нам все дается гораздо легче, мы учли прошлые ошибки, и мы знаем, что мы хотим добиться от нашего фестиваля. Я никогда не брошу "Муравейник", потому что уже стало привычно, что наш фестиваля всегда проводится раз в два года.
- Я посмотрел список спектаклей, в основном детская тематика, но согласитесь дети всегда благодарные зрители, они просто могут не заметить каких-то огрехов в исполнении, постановке, актерском таланте, но Вы в этом году решились представить и спектакли для взрослых, долго выбирали участников, не рискуете или наоборот уверены в понимании искушенного и опытного зрителя?
- Рассказывая о театре, я всегда провожу ликбез. Я говорю, что искусство театра кукол это не искусство для детей, это просто вечное искусство театра. Такое же как балет, как опера. Просто так получилось, что в нашей стране после революции, получился некоторый крен, что театры кукол в основном превратились в театры для детей. На самом деле это неправильно, и те театры, которые сохранили изначальное предназначение театра, имеют много спектаклей для взрослы. В ивановском театре опыт заключался в двух работах, потом мы поняли, что публика не очень готова к взрослым спектаклям, сегодня мы просто пробиваем дорогу к сердцам ивановцев. Я не думаю, что в этот раз мы рискуем, потому что спектакли хорошие. Спектакль "Кушать подано" минского театра объездил весь мир, спектакль "Фигаро", думаю, вызовет споры, работа "Исповедь хулигана", которую сделал Андрей Денников, всегда вызывала аплодисменты зрителей на всех гастролях.
- Я не слышал, чтобы ивановский театр кукол был замешен в каких-то скандалах и склоках, это заслуга директора и художественного руководителя, пытаетесь гасить возможные конфликты внутри и намеренно устраняетесь от общения и просьб местным властям?
- В этот раз управление культуры и искусства нам помогло. Выделили большие средства, на которые мы сразу провели рекламную кампанию. Что касается скандалов, то мне всегда хочется, чтобы человек, который работает в нашем театре, всегда с удовольствием шел на работу. Для этого скандалов в театральной семье вообще не должно быть. Наш театр это дом, который строится по принципам нормальной хорошей семьи, где, если есть какие-то трения, то они не выносится за пределы этого дома.
- Я знаю, что у Вас есть очень хорошая традиция показывать фестивальные работы не только в Иванове, но и в других районных городах, но у Вас за все эти восемь лет не было мысли провести весь фестиваль в каком-то другом городе области?
- Для этого нужно хорошую театральную площадку, для этого надо иметь хорошую гостиницу, где можно разместить 100-150 человек. Эти факторы тоже играют очень важную роль, а область мы обслуживаем фестивальными спектаклями один день из пяти.
- Сейчас накануне пятого фестивале Вы уже задумываетесь каким будет через два года шестой?
- Меня очень волнует профессиональное обучение кукольников в нашей стране. Есть замечательные санкт-петербуржская, екатеринбургская, ярославская, нижегородская школы. Мне бы очень хотелось устроить фестиваль, который бы назывался "Учитель и ученик", чтобы молодые ребята, которые учатся в театральных институтах приехали к нам и посмотрели, ради чего они учатся. И сами бы показывали свои студенческие работы, а мы бы смотрели на них, и, может быть, кто-то подобрал себе молодых актеров. Это очень важно.
@IvanovoNews